Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конструктор самолетов «Ил»


14.04.15 16:54 Генрих Новожилов, Журнал "АвиаСоюз"


К 100-летию со дня рождения авиационного конструктора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Дмитрия Владимировича Лещинера.

Дмитрий Владимирович Лещинер принадлежал к первому поколению специалистов ОКБ С.В. Ильюшина. Его становление, как одного из ближайших сотрудников Сергея Владимировича Ильюшина, было непростым. Он родился 17 апреля 1915 г. и происходил из беднейшей семьи, проживавшей в районе знаменитого киевского рынка – «Бессарабки». Дмитрий Лещинер с самого раннего детства был вынужден искать заработки на разных случайных работах, скитаясь по городам и весям Юга России.
 
Подростком Д.Лещинер попал в конструкторское бюро на Таганрогском авиационном заводе, где в то время запускалась в серийное производство летающая лодка МБР-2 Г.М. Бериева. Там он окончил чертежно-конструкторские курсы, а затем, в результате проводившихся в то время в авиационной промышленности организационных мероприятий, попал в Москву, в одну из конструкторских групп, входивших тогда в Центральное конструкторское бюро ЦАГИ. При реорганизации ЦКБ ЦАГИ и образовании ЦКБ на заводе № 39 Д.В. Лещинер работал в бригаде № 1 Н.Н. Поликарпова, где принимал участие в создании истребителей И-15 и И-16.
 
Способного, выделявшегося своей сметливостью, исполнительностью и преданностью делу сотрудника отметил С.В. Ильюшин, и с 1935 г. Д.В. Лещинер начал работать под его непосредственным руководством в бригаде № 3. Основным на-правлением его деятельности становится разработка компоновочных чертежей, проведение центровочных расчетов. Д.В. Лещинер принимает активное участие в создании различных модификаций дальнего бомбардировщика ДБ-3, бронированного штурмовика Ил-2.
 
В годы Великой Отечественной войны, когда коллектив ОКБ был эвакуирован в Куйбышев (Самару), расширяется круг обязанностей Д.В. Лещинера в подразделении общих видов ОКБ. Его ответственное отношение к всё возрастающему объёму работ, решение возникающих при этом вопросов определили его авторитет в конструкторских подразделениях ОКБ. До предела загруженный обязанностями по выпуску боевых самолетов Ил-4 и Ил-2 для фронта, С.В. Ильюшин начинает поручать ему решение не только проектно-конструкторских вопросов при создании общего вида и компоновки новой машины, но и организационную увязку работ в подразделениях ОКБ – аэродинамических, весовых и центровочных расчетов. Обладая прекрасной памятью, авторитетом, умением работать с людьми, Д.В. Лещинер в послевоенные годы становится, по сути, заместителем С.В. Ильюшина, координируя работу подразделений общих видов ОКБ, хотя формально он не мог им стать из-за отсутствия у него высшего технического образования. В эти годы накопленный проектно-конструкторский и организационный опыт Д.В. Лещинера пополняется новой работой. .С.В. Ильюшин направляет его ведущим инженером на летные испытания, а затем в город, где начиналась подготовка серийного производства реактивного бронированного штурмовика Ил-40. 
 
К середине 1950-х годов С.В. Ильюшин проводит реорганизацию подразделений общих видов ОКБ. До этого Сергей Владимирович после выпуска чертежей общих видов и компоновки самолета сам руководил разработкой функциональных самолетных систем и конструкций в подразделениях рабочего проектирования. Однако все время усложнявшиеся самолетные функциональные системы определили необходимость их комплексирования, как в составе самолета, так и в сочетании с наземным оборудованием. И боевые, и пассажирские самолеты становились составной частью авиационного комплекса, связанные как с системами наземного управления полетами, так и с инфраструктурой наземного технического обслуживания. 
 
В 1964 году по представлению С.В. Ильюшина приказом министра я был назначен первым заместителем генерального конструктора. Мое основное место работы переехало в БЭП (бюро эскизного проектирования), которым руководил Дмитрий Владимирович.
Так началась наша совместная работа. В это время шли летные испытания самолета Ил-62. Много трудных вопросов, появившихся в ходе полетов, нам пришлось решать вместе. 
 
При выходе самолета на большие углы атаки возникал помпаж внешних двигателей. Не останавливаясь на подробностях большого объема испытаний макет-модели Ил-62 в 101 трубе ЦАГИ, отмечу, что этот недостаток был устранен. Форма клюва на передней кромке крыла была выбрана по предложению Д.В. Лещинера и оказалась лучшей. 
 
Продолжили мы работу после назначения меня генеральным конструктором в июле 1970 г. Проекты самолетов Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 были выполнены с личным участием Дмитрия Владимировича.
В БЭП проводился большой объем работ, направленных на проведение научных исследований, необходимых для будущих самолетов.
 
Мне часто приходилось получать новые и порой неожиданные задания от министра авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева. Помимо задания указывался срок доклада на НТС МАП. Как правило, сроки были крайне жесткими.
Поздно вечером я звонил Дмитрию Владимировичу и рассказывал, что следует подготовить, в том числе, и плакаты для доклада. Выслушав, следовал один вопрос – когда? Я называл срок и никогда не слышал о трудностях выполнения работы. При необходимости решить технический вопрос в заданный жесткий срок у Дмитрия Владимировича никогда не было слова «нет».
 
Работать с ним было приятно, можно было обсудить любой жизненный вопрос. Дмитрий Владимирович был не только талантливым, но и хорошим человеком.
 


комментарии (1):

Sergey Medvedev      20/04/2015 [09:07:47]#1
Работал в Бюро Проектов почти двадчать лет. Прекрасное было время, мне посчастливилось создавать самолеты Ил-96-300, Ил-96М/Т, Ил-114, Ил-76МФ, Ил-106 и др. Тогда казалось, что слишком медленно мы их создавали, а оказывается нет. Сегодня еще медленнее. Дмитрий Владимирович! Вы ильюшинец и этим все сказано. Вы внесли огромный вклат в создание ильюшинской школы. Надеюсь она еще себя покажет создавая новые самолеты.
Вечная вам память!













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника



Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8aKF
Рефрижераторные перевозки по России на http://perevozki.youdo.com/country/refrigerated/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer