Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конструктор самолетов «Ил»


14.04.15 16:54 Генрих Новожилов, Журнал "АвиаСоюз"


К 100-летию со дня рождения авиационного конструктора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Дмитрия Владимировича Лещинера.

Дмитрий Владимирович Лещинер принадлежал к первому поколению специалистов ОКБ С.В. Ильюшина. Его становление, как одного из ближайших сотрудников Сергея Владимировича Ильюшина, было непростым. Он родился 17 апреля 1915 г. и происходил из беднейшей семьи, проживавшей в районе знаменитого киевского рынка – «Бессарабки». Дмитрий Лещинер с самого раннего детства был вынужден искать заработки на разных случайных работах, скитаясь по городам и весям Юга России.
 
Подростком Д.Лещинер попал в конструкторское бюро на Таганрогском авиационном заводе, где в то время запускалась в серийное производство летающая лодка МБР-2 Г.М. Бериева. Там он окончил чертежно-конструкторские курсы, а затем, в результате проводившихся в то время в авиационной промышленности организационных мероприятий, попал в Москву, в одну из конструкторских групп, входивших тогда в Центральное конструкторское бюро ЦАГИ. При реорганизации ЦКБ ЦАГИ и образовании ЦКБ на заводе № 39 Д.В. Лещинер работал в бригаде № 1 Н.Н. Поликарпова, где принимал участие в создании истребителей И-15 и И-16.
 
Способного, выделявшегося своей сметливостью, исполнительностью и преданностью делу сотрудника отметил С.В. Ильюшин, и с 1935 г. Д.В. Лещинер начал работать под его непосредственным руководством в бригаде № 3. Основным на-правлением его деятельности становится разработка компоновочных чертежей, проведение центровочных расчетов. Д.В. Лещинер принимает активное участие в создании различных модификаций дальнего бомбардировщика ДБ-3, бронированного штурмовика Ил-2.
 
В годы Великой Отечественной войны, когда коллектив ОКБ был эвакуирован в Куйбышев (Самару), расширяется круг обязанностей Д.В. Лещинера в подразделении общих видов ОКБ. Его ответственное отношение к всё возрастающему объёму работ, решение возникающих при этом вопросов определили его авторитет в конструкторских подразделениях ОКБ. До предела загруженный обязанностями по выпуску боевых самолетов Ил-4 и Ил-2 для фронта, С.В. Ильюшин начинает поручать ему решение не только проектно-конструкторских вопросов при создании общего вида и компоновки новой машины, но и организационную увязку работ в подразделениях ОКБ – аэродинамических, весовых и центровочных расчетов. Обладая прекрасной памятью, авторитетом, умением работать с людьми, Д.В. Лещинер в послевоенные годы становится, по сути, заместителем С.В. Ильюшина, координируя работу подразделений общих видов ОКБ, хотя формально он не мог им стать из-за отсутствия у него высшего технического образования. В эти годы накопленный проектно-конструкторский и организационный опыт Д.В. Лещинера пополняется новой работой. .С.В. Ильюшин направляет его ведущим инженером на летные испытания, а затем в город, где начиналась подготовка серийного производства реактивного бронированного штурмовика Ил-40. 
 
К середине 1950-х годов С.В. Ильюшин проводит реорганизацию подразделений общих видов ОКБ. До этого Сергей Владимирович после выпуска чертежей общих видов и компоновки самолета сам руководил разработкой функциональных самолетных систем и конструкций в подразделениях рабочего проектирования. Однако все время усложнявшиеся самолетные функциональные системы определили необходимость их комплексирования, как в составе самолета, так и в сочетании с наземным оборудованием. И боевые, и пассажирские самолеты становились составной частью авиационного комплекса, связанные как с системами наземного управления полетами, так и с инфраструктурой наземного технического обслуживания. 
 
В 1964 году по представлению С.В. Ильюшина приказом министра я был назначен первым заместителем генерального конструктора. Мое основное место работы переехало в БЭП (бюро эскизного проектирования), которым руководил Дмитрий Владимирович.
Так началась наша совместная работа. В это время шли летные испытания самолета Ил-62. Много трудных вопросов, появившихся в ходе полетов, нам пришлось решать вместе. 
 
При выходе самолета на большие углы атаки возникал помпаж внешних двигателей. Не останавливаясь на подробностях большого объема испытаний макет-модели Ил-62 в 101 трубе ЦАГИ, отмечу, что этот недостаток был устранен. Форма клюва на передней кромке крыла была выбрана по предложению Д.В. Лещинера и оказалась лучшей. 
 
Продолжили мы работу после назначения меня генеральным конструктором в июле 1970 г. Проекты самолетов Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 были выполнены с личным участием Дмитрия Владимировича.
В БЭП проводился большой объем работ, направленных на проведение научных исследований, необходимых для будущих самолетов.
 
Мне часто приходилось получать новые и порой неожиданные задания от министра авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева. Помимо задания указывался срок доклада на НТС МАП. Как правило, сроки были крайне жесткими.
Поздно вечером я звонил Дмитрию Владимировичу и рассказывал, что следует подготовить, в том числе, и плакаты для доклада. Выслушав, следовал один вопрос – когда? Я называл срок и никогда не слышал о трудностях выполнения работы. При необходимости решить технический вопрос в заданный жесткий срок у Дмитрия Владимировича никогда не было слова «нет».
 
Работать с ним было приятно, можно было обсудить любой жизненный вопрос. Дмитрий Владимирович был не только талантливым, но и хорошим человеком.
 


комментарии (1):

Sergey Medvedev      20/04/2015 [09:07:47]#1
Работал в Бюро Проектов почти двадчать лет. Прекрасное было время, мне посчастливилось создавать самолеты Ил-96-300, Ил-96М/Т, Ил-114, Ил-76МФ, Ил-106 и др. Тогда казалось, что слишком медленно мы их создавали, а оказывается нет. Сегодня еще медленнее. Дмитрий Владимирович! Вы ильюшинец и этим все сказано. Вы внесли огромный вклат в создание ильюшинской школы. Надеюсь она еще себя покажет создавая новые самолеты.
Вечная вам память!













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8aKF
Рефрижераторные перевозки по России на http://perevozki.youdo.com/country/refrigerated/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer