Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На Казанский авиазавод «прилетело» загадочное «изделие 80»


5 марта 2015 года Наталья Голобурдова, Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Казанский Гипронииавиапром, как стало известно накануне вечером, стал победителем двух тендеров, связанных с предстоящим производством в Казани «опытных изделий 80». Что скрывается за этим шифром? Как утверждают наши источники, речь идет о самом амбициозном в России военном авиапроекте — перспективном авиационном комплексе дальней авиации, который придет на смену знаменитым «белым лебедям». Казанское авиастроение вступает в эпоху возрождения?

ОБОРОННЫЙ СВЕРХПРОЕКТ НА 5 МИЛЛИАРДОВ
 
Оба заказа, которые, обойдя пятерых конкурентов, выиграло ЗАО «Казанский Гипронииавиапром», финансируются из федерального бюджета в рамках ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса.
 
Первая закупка — выполнение проектно-сметной документации для проведения реконструкции и технического перевооружения производственной базы «для изготовления опытных изделий 80» на открытом акционерном обществе «Туполев», город Казань, Республики Татарстан» для нужд ОАО «Туполев». Конкурс выигран по цене 69,5 млн. рублей (начальная цена — 81,69 миллиона).
 
Указывается, что задачи проекта — реконструкция площадей и техническое перевооружение цехов для подготовки производства «изделия 80». Стоимость всего проекта — 2,62 млрд. рублей. Срок реализации — 2015 - 2018 годы. На строительно-монтажные работы отводится 493 млн. рублей, на приобретение машин и оборудования — 1,55 млрд., на прочие затраты — 183,3 миллиона.
 
Второй заказ — на разработку проектно-сметной документации для реконструкции и технического перевооружения казанского инженерного центра «Туполева» — отошел Гипронииавиапрому по цене 71,3 млн. рублей (начальная — 84,7 миллиона). Общая стоимость этого проекта оценивается в 2,43 млрд. рублей. Срок реализации — 2015 - 2019 годы. Ориентировочная структура капитальных вложений: строительно-монтажные работы — 1,2 млрд. рублей, приобретение машин и оборудования — 811 млн., прочие затраты — 179 миллионов.
 
Итого только на выполнение работ по проектированию заложено свыше 140 млн. рублей, а общий объем предполагаемых инвестиций в казанское авиастроение составит 5 млрд., и, скорее всего, это только часть.
 
ЧТО ЗА «ИЗДЕЛИЕ 80»?
 
Самый интригующий момент закупочной информации — упоминание «опытных изделий 80». Официальной информации о том, что скрывается за этим шифром, нет. Но на авиационных форумах утверждают, что это не что иное, как перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) — грандиознейший ВПК-проект нашего времени. О его создании говорят и пишут достаточно много, но при этом конкретная информация отсутствует напрочь. Известно, что ПАК ДА должен заменить нынешние дальние и стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-160 (знаменитые «белые лебеди»), а также их будущие модернизированные варианты. Это будет дозвуковой носитель высокоточного оружия, выполненный по схеме «летающее крыло», весьма напоминающий по схеме американский стратегический бомбардировщик В-2.
 
Главный в разработке — «Туполев», но в деле участвует едва ли не вся Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). В частности, будет использован технический и организационный опыт КБ «Сухого», наработанный при создании перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Финансирование проекта ПАК ДА уже идет. Испытания комплекса должны начаться в 2019 году, а в 2025-м он начнет поступать в войска.
 
О том, что производство ПАК ДА «отдадут» Казани, в разное время говорили президент России Владимир Путин, президенты ОАК Алексей Федоров и Михаил Погосян, руководители «Туполева», но этот вопрос и по сей день остается дискутируемым: есть устойчивое мнение, что новый «бомбер» будут строить другие заводы. Но если «изделие 80» — это действительно ПАК ДА, перед Казанским авиационным заводом им. Горбунова (КАЗ), который с недавних пор стал филиалом «Туполева», открываются поистине волнующие перспективы титанического оборонного заказа. Так что недавняя горькая пилюля в виде новости о закрытии российского-украинского проекта Ан-70 подслащивается с лихвой.
 
ПОКА ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ В КАЗАНЬ
 
В отделе закупок «Туполева» на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, не скрывается ли за шифром «изделие 80» ПАК ДА, ответили пространно: «Возможно, да, но не факт, что и нет». Однако источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли дал четкий ответ: это именно он. Как дополнительную аргументацию этого утверждения можно припомнить, что в ноябре 2013 года именно в казанском филиале «Туполева» провели совещание, посвященное созданию ПАК ДА. Год назад начался процесс создания для казанского «Туполева» летающей лаборатории ЛМК-14. Как полагают эксперты, она будет использоваться и для отработки систем боевых самолетов. О том, что казанский коллектив «Туполева» причастен к работе над ПАК ДА, упоминалось и в открытом письме сотрудников местного филиала. Стоит упомянуть начавшуюся в прошлом году модернизацию филиала — серьезных денег на него не выделяли с начала 2000-х. И, наконец, в техническом задании, связанном с «изделием 80», указывается, что выполнение работ включено в госпрограмму вооружений до 2020 года.
 
По сути, мы видим перспективу заказа на изготовление опытных ПАК ДА. Но означает ли это автоматически, что и серию отдадут на Казанский авиазавод? Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов склоняется именно к этому варианту.
 
«Полагаю, опытный экземпляр, скорее всего, будут делать именно в Казани, так как опытное производство в Жуковском и Москве ликвидировано», — рассказал он «БИЗНЕС Online». А что касается серии, то, по его мнению, другие заводы начиная с 2015 - 2016 годов будут активно заняты реализацией гособоронзаказа и программой МС-21. «КАЗ, по сути, единственный относительно «свободный» завод, тем более с него сняли задачу по производству Ан-70», — указывает эксперт. Примерно такой же точки зрения придерживается и главный редактор отраслевого портала aviaru.net Роман Гусаров: «Да, не обязательно завод, который делает опытный образец, потом делает и серию. Например, вертолетные двигатели Климова всегда делал небольшой опытный завод в Петербурге, а в серийное производство они шли в Запорожье, потому что там были мощности. Но в данном случае не вижу альтернативы Казани для производства серийного образца: другие предприятия уже имеют свои программы или будут загружены в перспективе, а у Казани мощности для серии есть. И потом, казанский завод всегда специализировался на таких, обтекаемо говоря, больших изделиях».
 
Но как быть с тем, что первый полет ПАК ДА назначен на 2019 год, а модернизация производства только начинается? «Сроки действительно несколько сжатые, — согласен Фролов. — Даже более простой гражданский МС-21 готовят к первому полету почти 4 года, а ПАК ФА прошел путь от чертежной доски до первого полета почти за 6 лет. Единственным разумным (хотя и маловероятным) предположением может быть то, что ПАК ДА будет вариацией на тему Ту-160 (кстати, его шифр — «изделие 70»), что может позволить сократить сроки испытаний». Гусаров настроен более оптимистично: «Модернизация серийного производства — процесс длительный, гигантские деньги, значительно большие, чем на создание самого самолета. И если ждать его окончания, машину просто невозможно будет сделать в разумные сроки. Поэтому процессы должны идти параллельно. И первый полет, даже если он состоится в сроки, это еще не серийный образец. А дальше — освоение серийного производства. Значит, время на переоснащение еще есть».


комментарии (1):

Aleks80      13/03/2015 [13:50:19]#1
А вот кто-нибудь проверяет статьи перед выпуском? Всю жизнь было, есть и будет "изделие 80" - Ми-8Т и прилететь оно могло на КАПО разве что в качестве ПСС.













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAzih
https://youdo.com/auto/brand/peugeot/partner/, подробности тут.
Рекомендуем: https://youdo.com/auto/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer