Президент страны Никос Анастасиадис в интервью кипрским СМИ заявил о готовности разместить на территории Кипра российские авиационные и военно-морские базы. Документ о военном сотрудничестве между двумя странами может быть подписан во время визита Анастасиадиса в Москву 25 февраля.
«Есть старое (оборонное) соглашение, которое нужно возобновить так, как есть. В то же время будут предоставлены некоторые дополнительные услуги, как мы это делаем с другими странами, например с Францией и Германией», — пояснил президент. Кроме того, он заявил, что не поддерживает введения антироссийских санкций.
В настоящий момент у России нет постоянной базы в Средиземном море, после того как пришлось вывести группировку из сирийского порта Тартус из-за конфликта в этой стране.
Разговоры о размещении российских баз на Кипре начались в 2007 году во время кипрского банковского кризиса. «Тогда Россия оказала Кипру серьезную материальную поддержку, что позволило Кипру этот кризис преодолеть. В качестве ответного шага и было предложено такое решение. Но потом Запад надавил, и этот вопрос был заморожен», — напоминает первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан первого ранга запаса Константин Сивков.
По его словам, важен геополитический контекст заявлений кипрского президента. Сейчас вопрос с размещением российских баз вновь обрел актуальность в связи с тем, что конфликт на Украине дошел до переломного момента, а силы Запада разделились: Европа хочет остановить войну любой ценой, а США, как полагает Сивков, склоняются к военному решению конфликта.
«Гражданская война перешла в завершающую фазу. Сейчас кровопролитие либо совсем прекратится, либо перерастет в международную войну. Причем Европа явно занимает позицию на устранение конфликта, на замораживание его в любых условиях, чтобы обеспечить стабилизацию обстановки, а США этому противятся. Сейчас фактически решается вопрос послевоенного миропорядка в этом районе — статус ДНР, ЛНР, способы поддержания порядка и безопасности на этой территории. Поэтому там сейчас наблюдается конфликт интересов», — отметил Сивков.
Кипру по-прежнему нужна поддержка со стороны России, и сейчас у страны появилась возможность для лавирования, так как единого фронта западных стран, который раньше убеждал Кипр отказаться от этого проекта, нет, считает эксперт.
Кипр имеет ключевое стратегическое значение для этого района. Если там появляются российские базы авиации и флота, то теоретически появляется возможность развернуть не только тяжелые корабли, но и легкие корабельные силы, типа корветов, малых ракетных кораблей, которые будут обеспечивать ограниченным составом сил присутствие российского флота в Восточном и Центральном Средиземноморье.
Сивков пояснил, что военные базы на Кипре позволят России контролировать практически всю акваторию Средиземного моря.
По его словам,
на Кипре может быть развернута авиационная группировка численностью до 100 самолетов, что сопоставимо с вооружением американского авианосца.
«Это означает, что наша авиация может успешно противостоять палубной Шестого флота США. Авианосная группировка — порядка 90 самолетов, из них ударных около 60. Но в отличие от авианосцев мы сможем сажать там тяжелые самолеты, например, самолеты морской ракетоносной авиации, такие как Ту-22М3, имеющие боевой радиус 3 тыс. км, которые ракетами типа Х-22, имеющими дальность стрельбы порядка 350 км, способны простреливать Средиземное море на всю его глубину и еще доставать до Африки. Плюс авиация прикрытия», — говорит эксперт.
При этом он подчеркнул, что такая возможность появится, только если власти Кипра позволят разместить там большую группировку численностью как минимум 5 тыс. человек. «Возможно, Россия ограничится небольшими силами. Все зависит от условий размещения, размеров баз, допустимой численности», — говорит Сивков.
Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов убежден, что
никаких российских военных баз на Кипре не будет, а заявление президента следует рассматривать как попытку вернуть на Кипр российских туристов и капитал.
«Кипр сам поделен на две части. И он сам не имеет влияния на свою европейскую территорию. Скорее всего, у этого заявления чисто экономические интересы, ну и плюс изъявление дружеских чувств к России, — говорит Ивашов. — Решать будет все же Совет НАТО. И скорее всего, нам никто не позволит никакие базы размещать, а это заявление окажется полупустым звуком».
При этом он отметил, что, если бы такое решение состоялось, Россия нашла бы этим базам применение.
«У нас была единственная возможность кораблям заходить для ремонта, пополнения запасов и отдыха экипажей — это сирийский Тартус. Мы могли бы иметь такую совмещенную группировку сил и средств в Тартусе и на Кипре», — пояснил Ивашов.
Он добавил, что против размещения российских войск, с высокой долей вероятности, выступит Турция, которая входит в НАТО и обязана выполнять решения Совета НАТО. При этом Россия не может игнорировать позицию Турции из-за экономического сотрудничества.