Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Индекс небезопасности


3 февраля 2015 года Сергей Нелюбов, Совершенно секретно


В начале 2015 года немецкое бюро JACDEC, фиксирующее инциденты в области гражданской авиации, опубликовало очередной рейтинг самых безопасных авиакомпаний мира. В его топ-20 вошла и российская «Трансаэро», что не могло не привлечь нашего внимания – ведь в прошлом году авиационные инциденты с самолетами этого перевозчика происходили с печальной регулярностью. Внимательно ознакомившись с рейтингами JACDEC и методикой их составления, мы пришли к выводу, что не всем подобным исследованиям стоит доверять, особенно если дело касается такого важного аспекта, как безопасность полетов. О том же самом предупредили нас и эксперты авиационной отрасли.

КАК АВИАКОМПАНИИ ПОЛУЧАЮТ ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ РЕЙТИНГАХ
 
Бесспорно, рейтинги – очень удобный инструмент, наглядно и доступно показывающий относительные успехи тех или иных субъектов в той или иной сфере. Проблема заключается в том, что иногда шум, поднимаемый вокруг какого-нибудь особо эффектного топ-списка, может ввести в заблуждение и обычных читателей, и целые компании. Именно это произошло, по нашему мнению, с рейтингом авиабезопасности от JACDEC и компанией «Трансаэро», устроившей в СМИ настоящую шумиху по его поводу. Конечно, приятно оказаться в первой двадцатке, в одном ряду с известными иностранными коллегами. Но что на самом деле отражает список JACDEC?
 
НОВИЧКАМ ВЕЗЕТ
 
Чтобы выяснить это из первых рук, мы обратились к самим экспертам немецкого бюро, попросив их рассказать о методике разработки данного рейтинга. Пришедший в редакцию ответ подписал директор JACDEC Ян Рихтер.
 
«Мы рассматриваем безопасность как отсутствие несчастных случаев», – сообщил он, пояснив, что в рейтинге учитываются количество инцидентов, число перевезенных пассажиров и число погибших в результате несчастных случаев. Причем эти цифры берутся не за отчетный год, а чуть ли не за всю историю существования компании.
 
«В нашем рейтинге мы различаем, привел ли авиационный инцидент к гибели пассажиров или нет. И в том, и в другом случае инцидент будет записан в нашу базу данных, но в конечном итоге смертельный инцидент окажет значительно большее влияние на результат расчетов», – поясняется на официальном сайте рейтингового бюро.
 
Среди показателей, оказывающих влияние на позицию перевозчика в рейтинге, сайт перечисляет пассажиропоток, количество человеческих жертв, случаи полной потери воздушных судов и «серьезные инциденты». Первые два рассчитываются за 30-летний период, а пара последних вообще не имеет ограничений по сроку давности. Критерии отнесения к «серьезным инцидентам» при этом описаны довольно расплывчато, как «достижение критической массы зафиксированных авиационными властями инцидентов». Кто определяет эту самую критическую массу, неясно. Вызывает некоторые сомнения и избирательное действие ограничений срока давности – раз уж они применимы для половины показателей, логичнее было бы распространить их на все учитываемые данные.
 
Понятно, что при таком подходе, чем больше и дольше перевозчик летает, тем выше его шансы столкнуться не просто с аварийной ситуацией, а с трагедией и сместиться в нижнюю часть рейтинга. И наоборот, если компания начала работу недавно, то и вероятность того, что она получит неплохой рейтинг, возрастает уже просто потому, что ЧП со смертельным исходом на авиатранспорте происходят не так уж часто, а эксцессы, поставившие под угрозу жизнь пассажиров, но не приведшие к смерти, в глазах экспертов JACDEC весят куда меньше.
 
В результате такого подхода нет ничего удивительного, что две из пяти лучших компаний прошлого года – по авиационным меркам совсем новички. Занявшая второе место Emirates Airline создана в 1985 году, а разместившаяся на третьей строчке EVA Airways летает с 1989 года. Зато в самом низу рейтинга при этом оказались такие заслуженные «старички», как Air France и Turkish Airlines, основанные в 1933 году, и Air India, функционирующая с 1932 года.
 
«ТРАНСАЭРО»: БАК ГОРИТ, ХВОСТ ДЫМИТ…
 
Профессиональные аналитики, занимающиеся авиационной сферой, к подобным рейтингам относятся скептически.
 
«На мой взгляд, такой подход – оценка всего жизненного цикла авиакомпании – несколько субъективен. Действительно, у авиакомпаний разные истории, разные были эпохи в развитии гражданской авиации. Какие-то авиакомпании были первопроходцами, им досталось больше всего. Поэтому сравнивать авиакомпании нужно было бы, на мой взгляд, на фиксированную глубину времени, допустим, на 10 или на 25 лет. Но не брать какие-то бесконечные цифры», – считает главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров.
 
«Достоверной методики, на основе прошлой жизни компании прогнозирующей, какой компания будет сегодня, нет. Если в прошлом аварий не было, это не значит, что их и завтра не произойдет», – уверен и глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
 
Стоит подчеркнуть, что рейтинг JACDEC просто игнорирует обстоятельства авиапроисшествий, в которых вина компаний отсутствует. Например, когда в 2001 году над Чёрным морем украинская ракета «земля-воздух» поразила пассажирский лайнер авиакомпании «Сибирь», перевозчик не имел никаких возможностей предотвратить эту трагедию. Например, если на борту самолета происходит взрыв в результате теракта, это вполне заслуженно считается недоработкой служб авиационной безопасности. 
 
Но выпущенную зенитным комплексом ракету не смогут остановить даже они. Тем не менее, раз в сбитом «Ту-154» погибли 78 человек, теперь «Сибири» никогда не стать лучшей в рейтинге JACDEC, пусть даже она десятилетиями будет считаться надежным и солидным перевозчиком.
 
Та же судьба ждет, очевидно, «твердого середнячка» рейтингов прошлых лет Malaysia Airlines. 298 человек, погибших в сбитом над территорией Украины боинге, навсегда испортят ее статистику, хотя понятно, что сама авиакомпания в этой катастрофе виноватой быть не может.
 
Что касается «Трансаэро», чей рейтинг стал отправной точкой нашего расследования, то, к счастью, подобных неприятностей с ее самолетами не происходило. Однако в 2014 году СМИ едва ли не ежемесячно, а то и по нескольку раз в месяц сообщали об очередной аварийной ситуации с лайнерами этого перевозчика. Причем речь шла именно об инцидентах, подвергающих пассажиров серьезному риску.
 
Напомним некоторые из них:
 
В конце ноября 2014 года Boeing-767, летевший по маршруту Хабаровск – Бангкок, был вынужден вернуться обратно из-за неустойчивой работы двигателя. В октябре при посадке в Екатеринбурге у самолета «Трансаэро» из Антальи задымилось шасси. Причиной стал разрушившийся тормозной цилиндр. В сентябре лайнер «Трансаэро» при вылете из Барселоны загорелся в воздухе – неисправный двигатель охватило пламя, и самолету пришлось час кружить в воздухе, вырабатывая топливо перед посадкой. В том же сентябре неисправность двигателя помешала вылететь из Риги в Москву другому лайнеру «Трансаэро».
 
На внутренних рейсах компании ситуация с аварийностью обстоит точно таким же образом. В декабре прошлого года ее «Ту-214» застрял в снегу при посадке в аэропорту Улан-Удэ. А 30 ноября 2014 года экипаж лайнера «Трансаэро» отменил вылет из Хабаровска, потому что пламя охватило левый двигатель самолета. После выработки топлива воздушное судно приземлилось в аэропорту вылета.
 
О ПРОБЛЕМАХ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЗНАЮТ, НО ИХ НЕ УЧИТЫВАЮТ
 
В свете подобной статистики высокая оценка «Трансаэро», поставленная компании бюро JACDEC, не может не вызвать удивления. Причем немецкие эксперты оказались прекрасно осведомлены об этих проблемах.
 
«В целом база данных JACDEC включает девять инцидентов с безопасностью, в которых принимали участие самолеты «Трансаэро». Четыре из них относятся к категории «серьезные инциденты», – признается в своем письме Ян Рихтер.
 
Но JACDEC не видит проблем с безопасностью во всех этих пожарах и отменах рейсов. Так же как и сама «Трансаэро». После того как в интернет-версии газеты «Совершенно секретно» был опубликован материал о странностях рейтинга, в редакцию пришло письмо, подписанное первым заместителем гендиректора перевозчика Д. А. Столяровым.
 
«Авиакомпания «Трансаэро» на протяжении последних пяти лет подряд является единственным российским перевозчиком, занимающим верхние позиции рейтинга JACDEC. Появление «Трансаэро» в рейтинге в нынешнем году не является неожиданным», – уверен он.
 
Но, возможно, авторам подобных рейтингов стоит принимать во внимание не только случаи гибели пассажиров, но и другие ситуации, невозможные при нормальной эксплуатации воздушных судов? Что ни говори, а горящие двигатели и ломающиеся шасси никак не способствуют безопасности полетов, а говорят, скорее всего, о серьезных проблемах в осмотре и техобслуживании, от которых недалеко и до настоящих трагедий. 
 
Да и пассажиры, далекие от авиационной проблематики и читающие в прессе бравурные сообщения о высоких местах компаний в рейтингах безопасности, имеют право знать, как на самом деле эти рейтинги составляются и какие существенные моменты при этом игнорируются.


комментарии (1):

ALEX5      05/02/2015 [12:39:28]#1
Тщательнее надо робята.
Если Вы беретесь писать об авиации, то по крайней мере, необходимо понимать о чем вы пишите и подбирать выражения. Я уже не говорю о необходимости, быть специалистом в этой области.
Так вы пишите: «В сентябре лайнер «Трансаэро» при вылете из Барселоны загорелся в воздухе – неисправный двигатель охватило пламя, и самолету пришлось час кружить в воздухе …».
Так лайнер загорелся или двигатель? Это принципиально. Скажите, что произошло с двигателем: сработала сигнализация пожара на двигателе или его действительно охватило пламя? Я не зря спрашиваю. Если пламя охватило двигатель, самолет не может час кружить в воздухе, двигатель сгорит и отвалиться (может и вместе с крылом) уже через несколько минут.













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП



Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBegar
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer