Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Falcon не справился с опьянением


26 февраля 2015 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Техническая комиссия установила предварительные причины катастрофы французского Falcon 50 в аэропорту Внуково, в которой погиб президент компании Total Кристоф де Маржери. Согласно выводам экспертов, путь взлетающему бизнес-джету случайно преградил пьяный водитель снегоуборочной машины, потерявший ориентацию на летном поле. Его самого тем временем потерял начальник смены, который должен был следить за снегоуборщиком, но тоже оказался нетрезв. При этом руководила взлетом Falcon 50 девушка-стажер, даже не подозревавшая о том, что обе взлетные полосы в аэропорту заняты спецтехникой. Для нее это была всего вторая ночная смена.

Согласно отчету летной подкомиссии по расследованию катастрофы, события, которые привели к ЧП, начали развиваться еще до того, как 20 октября 2014 года Кристоф де Маржери поднялся на борт Falcon. Пока экипаж в течение полутора часов дожидался своего единственного пассажира, на дежурство на летное поле вышли три снегоуборочные машины роторного типа, которые, как и положено, сопровождал на джипе начальник смены аэродромной службы Владимир Леденев.
 
Согласно инструкциям, перед выездом все они должны были пройти медосмотр. Врачу надлежало проверить у них частоту пульса и артериальное давление, однако эту процедуру в аэропорту отменили в связи с тем, что проверка занимала много времени и могла привести к задержкам вылетов. В итоге врач ограничилась визуальным осмотром. Между тем возможно, что уже в тот момент как минимум двое из сотрудников аэродромной службы — Владимир Леденев и водитель одного из снегоуборщиков Владимир Мартыненко — были пьяны.
 
Как установили эксперты, колонна из трех снегоуборщиков под руководством инженера вначале работала в штатном режиме, но около 18:30 у одной из машин погнулся нож ротора, и Владимир Леденев был вынужден сопровождать водителя на базу для ремонта.
 
Вскоре после этого у бригады возникли новые проблемы — под ротором еще одной машины оказались обломки аэродромного фонаря. В итоге инженеру пришлось вызывать к месту работ специалистов-электриков.
 
К 19 часам в районе так называемой центральной крестовины, где пересекаются взлетно-посадочные полосы аэропорта, началось интенсивное дорожное движение. В трафике помимо двух снегоуборщиков и машины их сопровождения участвовали «Газель» электриков, тягач, доставивший Falcon на старт, и автомобиль строителей, прокладывавших кабель в районе посадочной полосы. Водители всех этих машин постоянно запрашивали у диспетчеров (они работают во Внуковском центре организации воздушного движения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») разрешения на пересечение одной из двух ВПП аэродрома.
 
Последним был водитель «Газели» — электрики решили выяснить у строителей, не они ли сбили техникой фонарь. Между тем вслед за их машиной неожиданно двинулся снегоуборщик господина Мартыненко. Как установили позже эксперты, опытный водитель «потерял ориентацию в пространстве». Скорее всего, нетрезвый Владимир Мартыненко принял задние огни «Газели» за габариты снегоуборщика, за которым он должен был следовать согласно плану работ. Выехав на «крестовину» и заподозрив свою ошибку, водитель и вовсе растерялся — вместо того чтобы связаться со своим руководителем, он стал совершать «действия, противоречащие всякой логике»: остановился, сдал назад, сделал попытку развернуться... «Я полагал, что смогу найти и догнать своих, поскольку хорошо знаю аэропорт»,— сказал позже на допросе водитель.
 
Отметим, что инженер Леденев все это время даже не пытался найти потерявшийся снегоуборщик или сообщить об инциденте диспетчеру. На ситуацию среагировал лишь водитель джипа Алексей Киселев, который вез нетрезвого начальника. «Я услышал рев двигателей взлетающего самолета, остановил машину, сдал назад и тут же увидел огненную вспышку»,— рассказал позже шофер.
 
Экипаж Falcon, получивший за несколько секунд до этого разрешение на взлет от диспетчера-стажера Светланы Кривсун, начал разгон по полосе. «Что за машина пересекает дорогу?» — успел спросить у коллеги один из пилотов, однако начатое движение экипаж даже не попытался прекратить. Во-первых, потому что пилоты уже прошли так называемую точку невозврата — скорость самолета была слишком высокой. Кроме того, варианты действий летчиков в связи с неожиданным появлением на полосе дорожной техники просто не были прописаны в инструкциях компании Unijet, которой принадлежал Falcon. Их прописали уже после ЧП.
 
В итоге бизнес-джет зацепил верхнюю часть снегоуборщика правой стойкой шасси, перевернулся в воздухе и упал на летное поле. В результате сильного удара и начавшегося пожара трое членов экипажа самолета и его единственный пассажир погибли.
 
Диспетчер Кривсун, к которой у членов комиссии вопросы возникли в первую очередь, объяснила, что дала разрешение на взлет только после того, как осмотрела взлетно-посадочную полосу с вышки и проверила ее по индикатору обзора летного поля. «Препятствия отсутствовали, после чего я под руководством своего инструктора довела до экипажа воздушного судна команду “взлет разрешаю, полоса 06”». По данным комиссии, препятствие в виде снегоуборщика на «крестовине» появилось внезапно, а видеть маневры машины стажер действительно не могла, поскольку они происходили в слепой для нее зоне.
 
Впрочем, стажер все равно попала в число обвиняемых по уголовному делу, которое расследует СКР. Вместе с госпожой Кривсун обвинения в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК) были предъявлены ее наставнику Александру Круглову, руководителю полетов Роману Дунаеву, а также сотрудникам аэродромной службы Леденеву и Мартыненко. Диспетчеры, как считает следствие, нарушили различные должностные инструкции. А кроме того, не проконтролировали действия оказавшейся в сложной ситуации практикантки.
 
Обучением 24-летней госпожи Кривсун, кстати, вместо штатного специалиста занялся внештатный — диспетчер Круглов. С августа 2014 года девушка, по сути, успела пройти лишь курс теоретической подготовки. После этого руководитель полетов Дунаев, как установили эксперты, пять раз давал ей практические задания по отработке действий на тренажере. Однако все эти задания, полагают участники расследования, были идентичными, что свидетельствует о формальном подходе к ее обучению. В кресле диспетчера на вышке госпожа Кривсун провела всего чуть более 17 часов. Отметим, что 20 октября, когда произошла катастрофа, она тренировалась в ночных условиях второй раз.
 
Представители обвиняемых сообщили “Ъ”, что слышали о выводах экспертов и полагают, что они как раз свидетельствуют о невиновности диспетчеров. Во всяком случае, об их прямой причастности к катастрофе в отчете технической комиссии не сказано. Впрочем, следует отметить, что пока речь идет лишь о предварительных итогах расследования, которые, очевидно, лягут в основу окончательного отчета о причинах катастрофы Межгосударственного авиационного комитета. На выводы авиаэкспертов, в свою очередь, и будут ориентироваться сотрудники СКР при предъявлении окончательных обвинений по делу.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?



Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer