Поправки в Воздушный кодекс, внесенные в Госдуму в апреле 2012 года и принятые в первом чтении в июне 2014 года, предполагают создание черных списков авиапассажиров, которым авиакомпании смогут отказать в перевозке, если ранее они нарушили порядок на борту или отказались выполнять распоряжения командира воздушного судна. В черный список также попадут пассажиры, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за преступления или правонарушения, совершенные на борту самолета. Срок пребывания в списке — 5 лет.
Законопроект сейчас готовится ко второму чтению, и, согласно его последней версии (копия есть у «Известий»), авиакомпании не смогут отказать пассажиру, если он «сопровождает третьих лиц, направляется на похороны родственников или близких, направляется на встречи с родственниками или близкими в случае их болезни или обстоятельств, требующих его присутствия, и других обстоятельств».
Разработать окончательный вариант всех чрезвычайных обстоятельств, когда авиадебошир все же должен быть допущен на рейс, предстоит правительству, следует из текста поправок. Оно же определит порядок, по которому пассажир будет подтверждать, что он едет именно на лечение или на похороны, сообщил «Известиям» глава рабочей группы по законопроекту о черных списках авиапассажиров, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов.
— Но очевидно, что пассажиру нужно будет предъявить соответствующий документ: копию свидетельства о смерти или любой другой документ, подтверждающий его намерения, — отметил Ярослав Нилов.
Директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов полагает, что подтверждающими документами могут возникнуть сложности, поскольку они далеко не всегда есть в распоряжении пассажиров, отправляющихся по срочным семейным или медицинским обстоятельствам.
— Например, в подавляющем большинстве случаев контракт с клиникой заключается уже по прибытии на место, однако до вылета медицинские учреждения сами или через контрагента могут прислать приглашение, но это редко. Без него подтвердить свои намерения будет крайне сложно, и как это сделать с технической стороны, мне непонятно, — отметил он. — Также непонятно, как подтвердить, что человек едет на похороны: свидетельство о смерти часто выдается в день погребения.
Еще одно существенное изменение законопроекта: в предыдущей его версии оговаривалось, что перевозчики будут сами формировать собственные публичные списки — теперь же прописано, что компания будет «вносить представления» по пассажирам «нон грата» управляющему реестром «федеральному исполнительному органу в области обеспечения транспортной безопасности» (его определит правительство), а сам список будет закрытым. Доступ к нему будет только у самого авиаперевозчика и у аэропортов.
Как писали «Известия», именно такие замечания были к законопроекту у Минтранса, который в целом поддержал проект в 2012 году: чтобы составление черных списков не противоречило закону о персональных данных, рекомендовалось отказаться от их публикования.
— Управлять списком будет уполномоченный правительством орган, а авиакомпании и аэропорты — запрашивать к нему доступ, — рассказал Ярослав Нилов. — Список от широкой общественности нужно закрыть, потому что в нем будут использоваться персональные данные людей: фамилия, имя, отчество, дата рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому покупался билет, пункты оправления и назначения, вид маршрута следования (беспересадочный или транзитный), дата поездки. В базе будет также указан и перевозчик, по обращению которого пассажир был включен в черный список.
В Росавиации отказались комментировать перспективы получить в свои руки полномочия по управлению списком авиадебоширов (глава ведомства Александр Нерадько ранее поддержал законопроект), как и в Ространснадзоре. Представитель Росавиации заметил, что в его ведомство от компаний поступают данные о случаях неадекватного поведения пассажиров на борту самолета, когда, например, пассажиры находятся в состоянии опьянения или кто-то из них решает покурить в самолете, — в 2014 году авиакомпании сообщили о 59 таких случаях, в 2015 их насчитывается уже 7.
Крупнейшие российские авиакомпании уже ведут внутренние списки авиадебоширов (в них уже тысячи имен) — для того чтобы быть начеку, но пока что никаких законных прав отказывать в продаже билета у них нет. Перевозчики выступают за легализацию черных списков с 2004 года. Минтранс ранее отмечал, что поправки об авиадебоширах конфликтуют с 426-й статьей Гражданского кодекса, в которой зафиксировано, что коммерческая организация обязана заключить публичный договор с любым лицом, которое к нему обратится; предлагалось внести соответствующие поправки в ГК. В рабочей группе о противоречии знают и как раз сейчас прорабатывают вариант по его устранению, говорит Ярослав Нилов.
— Как такового свода правил поведения в самолете для пассажиров нет. Действует основная презумпция ― не создавать угрозу безопасности полета. Это прописано в ст. 107 Воздушного кодекса РФ, ― пояснил директор института воздушного и космического права «Аэрохелп» Олег Аксаментов. ― Грубо говоря, нельзя пытаться открыть двери, разбить иллюминатор, нельзя создавать угрозу жизни или здоровью других пассажиров или персонала. И, естественно, все находящиеся на борту должны подчиняться командиру.
Наибольший резонанс за последние годы вызвал инцидент с саратовским бизнесменом Сергеем Кабаловым, который в январе 2013 года на борту рейса Москва–Хургада компании MetroJet («Когалымавиа») устроил драку с бортпроводниками и пассажирами. После приземления Кабалова задержала египетская полиция, которая вскоре его отпустила. Верховный суд России заочно арестовал Кабалова и объявил в международный розыск, так как он решил не возвращаться на родину и скрыться в Египте. Позже его задержали в Белоруссии и экстрадировали в Россию, где он просидел в тюрьме год и восемь месяцев и вышел на свободу в ноябре 2014 года.