Первый этап процедуры банкротства «Трансаэро» был запущен на прошлой неделе, спустя чуть больше двух месяцев после подачи соответствующего заявления от Сбербанка. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил ходатайство банка, ввел в отношении «Трансаэро» процедуру внешнего наблюдения, утвердив кандидатуру временного управляющего, которым стал Михаил Котов.
Как пояснил «Газете.Ru» Михаил Котов, на данном этапе банкротства он займется анализом финансового состоянии компании, после чего предоставит его итоги кредиторам «Трансаэро». По его словам, дальше кредиторы решат, что делать с компанией — вводить внешнее наблюдение, идти на мировую или начать процедуру конкурсного производства.
Михаил Котов довольно заметная фигура на рынке арбитражных управляющих. В 2010 году Сбербанк делегировал его управлять банкротством автомобильного завода «Ижавто», который впоследствии перешел под контроль «АвтоВАЗа».
Михаил Котов, чья биография включает в себя участие более чем в 30 процедурах банкротств, также знаком и с авиацией.
В августе 2009 года он был утвержден конкурсным управляющим авиакомпании «Омскавиа».
Небольшая омская авиакомпания входила в альянс AiRUnion, который включал в себя пять авиакомпаний. Помимо «Омскавиа» в него входили: «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара» и «Сибавиатранс». По итогам 2007 года по объему перевезенных пассажиров альянс занял третье место среди российских авиакомпаний и играл на авиарынке значительную роль, как и «Трансаэро». По состоянию на август 2008 года авиакомпании, входящие в AiRUnion, находились в сложном финансовом положении, общий долг пяти компаний превышал $1 млрд. Альянс прекратил свою деятельность, а тысячи пассажиров застряли в аэропортах. В декабре был подан иск о банкротстве. Случившийся коллапс стал хорошим уроком для российских властей, которые в случае с «Трансаэро» сумели не повторить прежних ошибок. Компания плавно запустила процедуру отмены рейсов, помощь в перевозке пассажиров предложил «Аэрофлот».
Что касается «Омскавиа», то в 2008 году Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта, в 2009-м суд признал компанию банкротом, а в 2011-м, согласно информации на сайте Арбитражного суда, было завершено конкурсное производство в «Омскавиа», которое было проведено под управлением Михаила Котова.
«Кандидатуру временного управляющего предлагает тот кредитор, который первым обратился в суд с заявлением о банкротстве. Суд ее утверждает. Следующий этап — временный управляющий проводит анализ финансового состояния компании, деятельности и возможности восстановления платежеспособности. Если он увидит, что есть перспективы вывести компанию из банкротства, он предложит кредиторам пойти на мировую или ввести процедуру внешнего управления», — пояснил «Газете.Ru» партнер, руководитель направления по банкротству Vegas Lex Александр Вязовик.
По его словам, статистически кредиторы обычно голосуют за другой вариант: признание компании банкротом и введение конкурсного производства. Он добавляет, что мировое соглашение может предусматривать списание части долга, рассрочку или отсрочку, а внешнее управление предполагает утверждение плана, в рамках которого возможно финансовое оздоровление компании.
«Один из вариантов такого оздоровления в рамках внешнего управления — создать новое юрлицо. То есть акции новой компании будут находиться в собственности старой. Компания будет функционировать, а продажа ее акций позволит выплатить долги старой компании», — отметил Александр Вязовик.
По мнению главного редактора Avia.Ru Романа Гусарова, «Трансаэро» возродить невозможно.
«Огромные долги, активы уже потихоньку расходятся. К тому же компания не летает. Ведь когда она функционирует — это одна история, когда не функционирует — другая. Она утопает в долговой лавине, ведь технику содержать надо, платить налоги, зарплату персоналу, который еще там работает. Даже если кредиторы все простят «Трансаэро», спишут долги, возродить операционную деятельность будет сложно. Одни пассажиры уже перебрались к другим авиаперевозчикам, другие просто не полетят — на традиционных для авиакомпании направлениях существенное падение спроса», — считает эксперт.
С ним соглашается и исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, который отмечает, что финансовое оздоровление «Трансаэро» невозможно в силу ряда причин.
«Во-первых, кредиторы авиакомпании недоговороспособны. Кроме структур бизнесмена Прохорова, никто особо и не старался найти приемлемое решение для сохранения «Трансаэро». Во-вторых, неподъемная кредиторская задолженность «Трансаэро», обслуживание которой даже с учетом предложений по списанию части долга в среднесрочной перспективе, за пределами процедур внешнего управления, будет невозможно. И наконец, третье обстоятельство — стремительное падение рынка. Туристический сегмент, в котором была сильна компания, испытал наибольший шок. И в ближайшем будущем нет никаких предпосылок для восстановления этого сегмента авиабизнеса. Шансы получить деньги есть только у кредиторов первой очереди. Остальным, вероятно, останется только фиксировать убытки», — констатирует Олег Пантелеев.
О проблемах «Трансаэро» стало известно в сентябре 2014 года, когда компания обратилась в правительство с просьбой о выделении госгарантий. Авиаперевозчика поддержали, выделив ему госгарантии под кредит в размере 9 млрд руб. В сентябре этого года сообщалось, что 75% плюс одна акция «Трансаэро» за 1 рубль купит «Аэрофлот», но сделка не состоялась, позже о желании приобрести акции «Трансаэро» заявляли владельцы авиакомпании «Сибирь». Но сделка также не состоялась. В середине октября Росавиация объявила о внеплановой проверке «Трансаэро». 26 октября сертификат эксплуатанта «Трансаэро» был аннулирован.
Как пояснил «Газете.Ru» Михаил Котов, на данном этапе банкротства он займется анализом финансового состоянии компании, после чего предоставит его итоги кредиторам «Трансаэро». По его словам, дальше кредиторы решат, что делать с компанией — вводить внешнее наблюдение, идти на мировую или начать процедуру конкурсного производства.
Михаил Котов довольно заметная фигура на рынке арбитражных управляющих. В 2010 году Сбербанк делегировал его управлять банкротством автомобильного завода «Ижавто», который впоследствии перешел под контроль «АвтоВАЗа».
Михаил Котов, чья биография включает в себя участие более чем в 30 процедурах банкротств, также знаком и с авиацией.
В августе 2009 года он был утвержден конкурсным управляющим авиакомпании «Омскавиа».
Небольшая омская авиакомпания входила в альянс AiRUnion, который включал в себя пять авиакомпаний. Помимо «Омскавиа» в него входили: «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара» и «Сибавиатранс». По итогам 2007 года по объему перевезенных пассажиров альянс занял третье место среди российских авиакомпаний и играл на авиарынке значительную роль, как и «Трансаэро». По состоянию на август 2008 года авиакомпании, входящие в AiRUnion, находились в сложном финансовом положении, общий долг пяти компаний превышал $1 млрд. Альянс прекратил свою деятельность, а тысячи пассажиров застряли в аэропортах. В декабре был подан иск о банкротстве. Случившийся коллапс стал хорошим уроком для российских властей, которые в случае с «Трансаэро» сумели не повторить прежних ошибок. Компания плавно запустила процедуру отмены рейсов, помощь в перевозке пассажиров предложил «Аэрофлот».
Что касается «Омскавиа», то в 2008 году Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта, в 2009-м суд признал компанию банкротом, а в 2011-м, согласно информации на сайте Арбитражного суда, было завершено конкурсное производство в «Омскавиа», которое было проведено под управлением Михаила Котова.
«Кандидатуру временного управляющего предлагает тот кредитор, который первым обратился в суд с заявлением о банкротстве. Суд ее утверждает. Следующий этап — временный управляющий проводит анализ финансового состояния компании, деятельности и возможности восстановления платежеспособности. Если он увидит, что есть перспективы вывести компанию из банкротства, он предложит кредиторам пойти на мировую или ввести процедуру внешнего управления», — пояснил «Газете.Ru» партнер, руководитель направления по банкротству Vegas Lex Александр Вязовик.
По его словам, статистически кредиторы обычно голосуют за другой вариант: признание компании банкротом и введение конкурсного производства. Он добавляет, что мировое соглашение может предусматривать списание части долга, рассрочку или отсрочку, а внешнее управление предполагает утверждение плана, в рамках которого возможно финансовое оздоровление компании.
«Один из вариантов такого оздоровления в рамках внешнего управления — создать новое юрлицо. То есть акции новой компании будут находиться в собственности старой. Компания будет функционировать, а продажа ее акций позволит выплатить долги старой компании», — отметил Александр Вязовик.
По мнению главного редактора Avia.Ru Романа Гусарова, «Трансаэро» возродить невозможно.
«Огромные долги, активы уже потихоньку расходятся. К тому же компания не летает. Ведь когда она функционирует — это одна история, когда не функционирует — другая. Она утопает в долговой лавине, ведь технику содержать надо, платить налоги, зарплату персоналу, который еще там работает. Даже если кредиторы все простят «Трансаэро», спишут долги, возродить операционную деятельность будет сложно. Одни пассажиры уже перебрались к другим авиаперевозчикам, другие просто не полетят — на традиционных для авиакомпании направлениях существенное падение спроса», — считает эксперт.
С ним соглашается и исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, который отмечает, что финансовое оздоровление «Трансаэро» невозможно в силу ряда причин.
«Во-первых, кредиторы авиакомпании недоговороспособны. Кроме структур бизнесмена Прохорова, никто особо и не старался найти приемлемое решение для сохранения «Трансаэро». Во-вторых, неподъемная кредиторская задолженность «Трансаэро», обслуживание которой даже с учетом предложений по списанию части долга в среднесрочной перспективе, за пределами процедур внешнего управления, будет невозможно. И наконец, третье обстоятельство — стремительное падение рынка. Туристический сегмент, в котором была сильна компания, испытал наибольший шок. И в ближайшем будущем нет никаких предпосылок для восстановления этого сегмента авиабизнеса. Шансы получить деньги есть только у кредиторов первой очереди. Остальным, вероятно, останется только фиксировать убытки», — констатирует Олег Пантелеев.
О проблемах «Трансаэро» стало известно в сентябре 2014 года, когда компания обратилась в правительство с просьбой о выделении госгарантий. Авиаперевозчика поддержали, выделив ему госгарантии под кредит в размере 9 млрд руб. В сентябре этого года сообщалось, что 75% плюс одна акция «Трансаэро» за 1 рубль купит «Аэрофлот», но сделка не состоялась, позже о желании приобрести акции «Трансаэро» заявляли владельцы авиакомпании «Сибирь». Но сделка также не состоялась. В середине октября Росавиация объявила о внеплановой проверке «Трансаэро». 26 октября сертификат эксплуатанта «Трансаэро» был аннулирован.