Падение пассажиропотока в Пулково на 4% с начала 2015 года — это цветочки. Дальше будет хуже. После присоединения "дочек" "Аэрофлота" к аффилированной с ним петербургской авиакомпании "Россия" Пулково потеряет базового авиаперевозчика, который обеспечивает аэропорту большую часть пассажиропотока.
Эксперты, опрошенные "ДП", не исключают, что после объединения авиакомпаний в Пулково останутся только популярные рейсы на Москву, а также социально важные — в Сочи и Симферополь.
Все это укладывается в рамки стратегии "Аэрофлота", которая заключается в создании мультибрендового холдинга и стыковочного узла в Москве, где сойдутся все маршруты группы.
Процесс пошел
В конце ноября петербургское АО "Авиакомпания "Россия" возглавил Дмитрий Сапрыкин (замгендиректора по правовым и имущественным вопросам ПАО "Аэрофлот", которому принадлежит 75% "России"). Его задача: объединить "Россию" с другими "дочками" "Аэрофлота" — "Оренбургскими авиалиниями" и "Донавиа", а также организовать полеты по маршрутам банкротящейся авиакомпании "Трансаэро". Незадолго до назначения в "Россию" Сапрыкин руководил оказавшейся в затруднительном финансовом положении "Трансаэро" — распределял пассажиров, купивших билеты этой компании, между другими авиаперевозчиками. С 26 октября Росавиация лишила "Трансаэро" сертификата эксплуатанта, а позже петербургский арбитраж запустил процедуру банкротства этого перевозчика. "Россия" унаследовала 34 маршрута "Трансаэро", преимущественно из столицы в страны дальнего зарубежья. В столичном Внуково уже создан филиал петербургской компании, который нанимает на работу пилотов и бортпроводников "Трансаэро".
Это очередной этап потери независимости "России". Ранее "Аэрофлот" лишил ее возможности определять маршрутную и тарифную политику.
Эксперты, опрошенные "ДП", не исключают, что после объединения авиакомпаний в Пулково останутся только популярные рейсы на Москву, а также социально важные — в Сочи и Симферополь.
Все это укладывается в рамки стратегии "Аэрофлота", которая заключается в создании мультибрендового холдинга и стыковочного узла в Москве, где сойдутся все маршруты группы.
Процесс пошел
В конце ноября петербургское АО "Авиакомпания "Россия" возглавил Дмитрий Сапрыкин (замгендиректора по правовым и имущественным вопросам ПАО "Аэрофлот", которому принадлежит 75% "России"). Его задача: объединить "Россию" с другими "дочками" "Аэрофлота" — "Оренбургскими авиалиниями" и "Донавиа", а также организовать полеты по маршрутам банкротящейся авиакомпании "Трансаэро". Незадолго до назначения в "Россию" Сапрыкин руководил оказавшейся в затруднительном финансовом положении "Трансаэро" — распределял пассажиров, купивших билеты этой компании, между другими авиаперевозчиками. С 26 октября Росавиация лишила "Трансаэро" сертификата эксплуатанта, а позже петербургский арбитраж запустил процедуру банкротства этого перевозчика. "Россия" унаследовала 34 маршрута "Трансаэро", преимущественно из столицы в страны дальнего зарубежья. В столичном Внуково уже создан филиал петербургской компании, который нанимает на работу пилотов и бортпроводников "Трансаэро".
Это очередной этап потери независимости "России". Ранее "Аэрофлот" лишил ее возможности определять маршрутную и тарифную политику.
Вскоре после объединения "дочек" все управление сосредоточится в Москве, пояснил источник в авиакомпании. Косвенным свидетельством того, что "Россия" соберется покинуть Петербург, можно считать создание единой технической службы для обслуживания объединенной авиакомпании на базе Внуково, а не Пулково — она называется "А–техникс".
Перевозчики бегут
В этой связи, по мнению экспертов, Петербург и его аэропорт ничего хорошего не ждет: количество рейсов из города будет сокращаться, а следом и пассажиропоток, что сделает реконструкцию аэровокзала (за 1,2 млрд евро) трудно окупаемой.
Авиакомпании, прежде всего иностранные, уже энергично покидают Пулково, несмотря на серьезные скидки за обслуживание в аэропорту. А в следующем году уже объединенная "Россия", базовая компания местного аэропорта, может начать закрывать рейсы, не приносящие достаточно прибыли.
"Россия" обеспечивает Пулково 42% пассажиропотока — 14 млн человек в год. Спрос на услуги перевозчиков падает везде. Но на периферии и даже в Петербурге он падает быстрее, чем в Москве. Поскольку через столичный авиаузел проходит колоссальное количество транзитных пассажиров, а через Пулково — лишь небольшая часть. "Воздушный транспорт все более и более централизуется. Уже почти 85% всего авиатрафика идет через Москву. А если туда уйдет новая компания, то будет 95%, а то и больше", — говорит столичный авиаэксперт.
Смольный бессилен
Смольному, который, по словам вице–губернатора Петербурга Игоря Албина, сохранит 25% капитала объединенной компании, передав "Аэрофлоту" часть аэропортового имущества, пока нечего противопоставить. Энтузиастов, которые бы вышли на тропу войны с Москвой и отобрали у нее часть воздушных потоков, в Смольном нет.
Петербург географически расположен удачнее, чем Москва, чтобы стать страновым хабом, полагают эксперты, но проблема в том, что реформой отрасли занимаются люди, которые ничего не понимают в воздушном транспорте.
"Прежде всего, не надо было отдавать "Россию" в "Аэрофлот". Потому что, как только это произошло, все планы правительства города по созданию в Пулково хаба пошли прахом. Все нормальные направления, которые были в Пулково, "Аэрофлот" забрал себе. Если вы сегодня придете в Шереметьево, то увидите, какое огромное количество рейсов там выполняет "Россия". Во все европейские столицы", — добавляет эксперт.
В "Воздушных воротах Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково) рассчитывали, что после реконструкции авиакомпании будут стремиться попасть в петербургский аэропорт. Но при этом ВВСС взвинтили цены на аэропортовое обслуживание, распугав перевозчиков. А теперь завлекают их колоссальными скидками. Но авиакомпании, желающие летать в Петербург, в очередь не выстраиваются.