Самолет МС-21 создан на основе Як-242, который был разработан еще к 1993 году и, в свою очередь, является модернизированным Як-42. К 2002 году стартовала история непосредственно МС-21, конструкторы отказались, в частности, от третьего двигателя, в 2003-м выигран тендер Росавиакосмоса (ведомство существовало 5 лет. — «Известия») на разработку ближне-среднемагистрального самолета, позже МС-21 усовершенствован композитным крылом и проч. Поэтому внешний облик самолета по большому счету известен, макеты МС-21 с конца 2000-х годов появлялись на каждой авиавыставке, с 2010-го заключаются контракты на поставку (175 самолетов предзаказано). Демонстрировалась также макеты кабины пилотов и салона, но сам самолет еще «под простыней».
Официальный представитель ОАК Сергей Локтионов сказал, что выкатка самолета — это только «символическое мероприятие», а действительно значимая точка отчета по проекту, означающая прохождение очередного этапа создания самолета, — первый полет — состоится, как и планировалось, в 2016 году. Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что первый полет МС-21 состоится в апреле 2016 года.
По словам Елены Федоровой, представителя корпорации «Иркут» (разработчик и производитель МС-21; входит в ОАК), для завершения сборки самолета МС-21 к готовому фюзеляжу осталось присоединить только крыло (любой современный самолет имеет одно крыло, которое делится на правую и левую части). В настоящее время идет монтаж различных систем внутри самолета, добавляет она, а на производственной площадке «Иркута» началась сборка второго самолета МС-21.
— В Ульяновске на «Аэрокомпозите» (предприятие также входит в ОАК. — «Известия») завершается сборка композитного крыла для МС-21, которое создается по инновационной технологии вакуумной инфузии. Данный метод позволяет экономить вес, не нужно большого количество заклепок и болтов, придает крылу большее удлинение и лучшую геометрию, что позволит экономить до 6–8% топлива по сравнению с международными аналогами, — объясняет Локтионов. — При выпуске Airbus А350 и Boeing 787 тоже широко применяются композитные материалы, но по другим технологиям. Ранее никто в мире подобные технологии не использовал при создании столь крупных агрегатов, как крыло. Во главу угла мы ставим качество производства и готовность к испытаниям. На производственных мощностях «Аэрокомпозита» и партнеров было изготовлено свыше 100 конструктивно подобных образцов различных габаритов.
Вместе с тем выкатка самолета как пункт реализации проекта МС-21 закреплена в последней ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» — последние поправки внесены в ноябре 2015 года.
СР-10 — первый современный российский самолет, выполненный только из отечественных комплектующих с производственной площадкой в Дагестане
«Изготовление, сборка, стыковка планера, установка и монтаж систем и маршевой силовой установки (МСУ) в объеме, достаточном для обеспечения выкатки первого летного образца самолета МС-21-300 с двигателями фирмы Pratt & Whitney, — декабрь 2015 года (окончание изготовления — 2016 год), — говорится в ФЦП. — Изготовление второго, третьего летных образцов с двигателями фирмы Pratt & Whitney и четвертого летного образца ― 2017 год.».
Это уже не первый раз, когда сроки проекта сдвигаются на более позднюю дату. Как следует из постановления правительства от 15 ноября 2014 года, которое вносило изменения в предпоследнюю версию ФЦП, начать продажи (то есть получить средства по первым уже имеющимся контрактам) самолетов МС-21 планировалось в 2017 году. Более того, первый контракт на поставку воздушных судов, подписанный еще в 2011 году, подразумевал, что самолеты МС-21 будут поставлены лизингодателю «Авиакапитал-сервис» в период с 2017 по 2022 год. Последние же корректировки подразумевают, что первая поставка состоится только в 2018 году.
Вслед за графиком поменялся и планируемый доход от продажи самолетов. Так, если в прошлогодней версии ФЦП отмечается, что до 2025 года от продажи самолетов планировалось выручить минимум 847,5 млрд рублей, то согласно обновленным данным — минимум 700 млрд рублей.
Эксперты, впрочем, отмечают, что срыв сроков сейчас сыграет МС-21 на руку. В частности, первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев говорит, что масштабный кризис на рынке авиаперевозок, наоборот, заставляет российские авиакомпании сокращать авиапарк, а МС-21 поступит в серию, как раз когда может начаться подъем рынка.
— Корректировки, которые в конечном счете сдвинут проект на несколько месяцев или максимум на год, не представляются крайне негативным фактором. Учитывая, что сейчас на рынке зафиксирован спад авиаперевозок, российские компании стремятся не просто не наращивать парк самолетов, а сокращать его, — говорит он. — Нельзя рассчитывать на большую емкость рынка. На данный момент нам достаточно присутствия на рынке SSJ-100. Возможно даже, что ОАК нас порадует и представит первые МС-21 в конце 2015 года.
— Считается, что если в самолете более 30% нововведений, то это уже огромный риск неисполнения сроков проекта. В МС-21 же количество новаций для нашей страны просто зашкаливает, — уверяет главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. — Тем более проект начинался с нуля: на новом оборудовании, с новыми людьми, с новой технической базой. Когда у тебя в проекте столько технических революций, риски того, что ты что-то не сделаешь вовремя, очень велик. В большей степени затягивается испытание фюзеляжа. Но я считаю, что пусть лучше дольше испытывают и соберут в итоге хороший самолет, чем лишь бы что представить, но побыстрее. Гораздо более неприятно было, когда задерживался проект SuperJet. Задержка в 3 года обернулась тем, что российские компании успели заменить парк устаревших самолетов на более новые, SuperJet, если бы он был готов без задержек, мог бы взять часть заказов в этот период. У МС-21 ситуация другая: рынок насыщен Boeing и Airbus. Опоздать здесь невозможно.
Другой вопрос — импортозамещение, говорит Гусаров. Сейчас эта проблема крайне актуальна для авиапроизводителей, отмечает он, особенно вопрос двигателей. Первые версии самолета МС-21 планируется оснащать двигателями американкой компании Pratt & Whitney. С 2018 года самолеты планируется собирать на базе двигателя ПД-14 (сейчас он разрабатывается «Объединенной двигателестроительной корпорацией», которая входит в «Ростех»). В ОДК разрабатывают ПД-14 с 2008 года на базе пермского КБ «Авиадвигатель» и Пермского моторного завода. Как ранее писали «Известия», по планам Минпромторга, ПД-14 также со временем может пойти на экспорт.
Известно, что оба обсуждаемых самолета — SSJ-100 и МС-21 — наполовину состоят из импортных компонентов. Главный по продажам «Иркута» Валерий Луньков этим летом признавал, что «задача [заместить импортные комплектующие] очень сложная». Что касается импортозамещения, то ноябрьские поправки к ФЦП внесли как минимум две американские компании, продукты которых для МС-21 должны быть заменены на российские аналоги (в прошлой версии они прописаны не были).
— Разработка технологии изготовления, проведение паспортизации российских пленочных клеев и полимерных покрытий типа SynSkin для замены покрытий фирм Hexcel и Cytec (США) применительно к агрегатам самолета МС-21, — звучит один из пунктов ФЦП на 2015 год.
Разрабатывается несколько версий самолета ближне-среднемагистрального МС-21. Основная, базовая, версия самолета — МС-21-300 — cпособна вместить до 180 пассажиров на борту, МС-21-200 — до 150 пассажиров и МС-21-400 до 212 пассажиров. Для сравнения, единственный российский гражданский самолет, создание которого началось в современной России, Sukhoi Super Jet 100, относится к региональным самолетам и способен перевозить максимум до 108 пассажиров.
На данный момент портфель заказов МС-21 достиг 285 самолетов. Из них 175 — это твердые контракты, по которым заказчики уже внесли аванс, еще 110 — это так называемые мягкие контракты и соглашения о намерениях. Стартовым заказчиком самолета выступил «Аэрофлот» (50 самолетов). Дмитрий Рогозин заявлял, что с 2018 года планируется ежегодно выпускать по 50 самолетов в год.
Официальный представитель ОАК Сергей Локтионов сказал, что выкатка самолета — это только «символическое мероприятие», а действительно значимая точка отчета по проекту, означающая прохождение очередного этапа создания самолета, — первый полет — состоится, как и планировалось, в 2016 году. Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что первый полет МС-21 состоится в апреле 2016 года.
По словам Елены Федоровой, представителя корпорации «Иркут» (разработчик и производитель МС-21; входит в ОАК), для завершения сборки самолета МС-21 к готовому фюзеляжу осталось присоединить только крыло (любой современный самолет имеет одно крыло, которое делится на правую и левую части). В настоящее время идет монтаж различных систем внутри самолета, добавляет она, а на производственной площадке «Иркута» началась сборка второго самолета МС-21.
— В Ульяновске на «Аэрокомпозите» (предприятие также входит в ОАК. — «Известия») завершается сборка композитного крыла для МС-21, которое создается по инновационной технологии вакуумной инфузии. Данный метод позволяет экономить вес, не нужно большого количество заклепок и болтов, придает крылу большее удлинение и лучшую геометрию, что позволит экономить до 6–8% топлива по сравнению с международными аналогами, — объясняет Локтионов. — При выпуске Airbus А350 и Boeing 787 тоже широко применяются композитные материалы, но по другим технологиям. Ранее никто в мире подобные технологии не использовал при создании столь крупных агрегатов, как крыло. Во главу угла мы ставим качество производства и готовность к испытаниям. На производственных мощностях «Аэрокомпозита» и партнеров было изготовлено свыше 100 конструктивно подобных образцов различных габаритов.
Вместе с тем выкатка самолета как пункт реализации проекта МС-21 закреплена в последней ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» — последние поправки внесены в ноябре 2015 года.
СР-10 — первый современный российский самолет, выполненный только из отечественных комплектующих с производственной площадкой в Дагестане
«Изготовление, сборка, стыковка планера, установка и монтаж систем и маршевой силовой установки (МСУ) в объеме, достаточном для обеспечения выкатки первого летного образца самолета МС-21-300 с двигателями фирмы Pratt & Whitney, — декабрь 2015 года (окончание изготовления — 2016 год), — говорится в ФЦП. — Изготовление второго, третьего летных образцов с двигателями фирмы Pratt & Whitney и четвертого летного образца ― 2017 год.».
Это уже не первый раз, когда сроки проекта сдвигаются на более позднюю дату. Как следует из постановления правительства от 15 ноября 2014 года, которое вносило изменения в предпоследнюю версию ФЦП, начать продажи (то есть получить средства по первым уже имеющимся контрактам) самолетов МС-21 планировалось в 2017 году. Более того, первый контракт на поставку воздушных судов, подписанный еще в 2011 году, подразумевал, что самолеты МС-21 будут поставлены лизингодателю «Авиакапитал-сервис» в период с 2017 по 2022 год. Последние же корректировки подразумевают, что первая поставка состоится только в 2018 году.
Вслед за графиком поменялся и планируемый доход от продажи самолетов. Так, если в прошлогодней версии ФЦП отмечается, что до 2025 года от продажи самолетов планировалось выручить минимум 847,5 млрд рублей, то согласно обновленным данным — минимум 700 млрд рублей.
Эксперты, впрочем, отмечают, что срыв сроков сейчас сыграет МС-21 на руку. В частности, первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев говорит, что масштабный кризис на рынке авиаперевозок, наоборот, заставляет российские авиакомпании сокращать авиапарк, а МС-21 поступит в серию, как раз когда может начаться подъем рынка.
— Корректировки, которые в конечном счете сдвинут проект на несколько месяцев или максимум на год, не представляются крайне негативным фактором. Учитывая, что сейчас на рынке зафиксирован спад авиаперевозок, российские компании стремятся не просто не наращивать парк самолетов, а сокращать его, — говорит он. — Нельзя рассчитывать на большую емкость рынка. На данный момент нам достаточно присутствия на рынке SSJ-100. Возможно даже, что ОАК нас порадует и представит первые МС-21 в конце 2015 года.
— Считается, что если в самолете более 30% нововведений, то это уже огромный риск неисполнения сроков проекта. В МС-21 же количество новаций для нашей страны просто зашкаливает, — уверяет главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. — Тем более проект начинался с нуля: на новом оборудовании, с новыми людьми, с новой технической базой. Когда у тебя в проекте столько технических революций, риски того, что ты что-то не сделаешь вовремя, очень велик. В большей степени затягивается испытание фюзеляжа. Но я считаю, что пусть лучше дольше испытывают и соберут в итоге хороший самолет, чем лишь бы что представить, но побыстрее. Гораздо более неприятно было, когда задерживался проект SuperJet. Задержка в 3 года обернулась тем, что российские компании успели заменить парк устаревших самолетов на более новые, SuperJet, если бы он был готов без задержек, мог бы взять часть заказов в этот период. У МС-21 ситуация другая: рынок насыщен Boeing и Airbus. Опоздать здесь невозможно.
Другой вопрос — импортозамещение, говорит Гусаров. Сейчас эта проблема крайне актуальна для авиапроизводителей, отмечает он, особенно вопрос двигателей. Первые версии самолета МС-21 планируется оснащать двигателями американкой компании Pratt & Whitney. С 2018 года самолеты планируется собирать на базе двигателя ПД-14 (сейчас он разрабатывается «Объединенной двигателестроительной корпорацией», которая входит в «Ростех»). В ОДК разрабатывают ПД-14 с 2008 года на базе пермского КБ «Авиадвигатель» и Пермского моторного завода. Как ранее писали «Известия», по планам Минпромторга, ПД-14 также со временем может пойти на экспорт.
Известно, что оба обсуждаемых самолета — SSJ-100 и МС-21 — наполовину состоят из импортных компонентов. Главный по продажам «Иркута» Валерий Луньков этим летом признавал, что «задача [заместить импортные комплектующие] очень сложная». Что касается импортозамещения, то ноябрьские поправки к ФЦП внесли как минимум две американские компании, продукты которых для МС-21 должны быть заменены на российские аналоги (в прошлой версии они прописаны не были).
— Разработка технологии изготовления, проведение паспортизации российских пленочных клеев и полимерных покрытий типа SynSkin для замены покрытий фирм Hexcel и Cytec (США) применительно к агрегатам самолета МС-21, — звучит один из пунктов ФЦП на 2015 год.
Разрабатывается несколько версий самолета ближне-среднемагистрального МС-21. Основная, базовая, версия самолета — МС-21-300 — cпособна вместить до 180 пассажиров на борту, МС-21-200 — до 150 пассажиров и МС-21-400 до 212 пассажиров. Для сравнения, единственный российский гражданский самолет, создание которого началось в современной России, Sukhoi Super Jet 100, относится к региональным самолетам и способен перевозить максимум до 108 пассажиров.
На данный момент портфель заказов МС-21 достиг 285 самолетов. Из них 175 — это твердые контракты, по которым заказчики уже внесли аванс, еще 110 — это так называемые мягкие контракты и соглашения о намерениях. Стартовым заказчиком самолета выступил «Аэрофлот» (50 самолетов). Дмитрий Рогозин заявлял, что с 2018 года планируется ежегодно выпускать по 50 самолетов в год.