Легкий четырехместный самолет Cessna-336 с бортовым номером RA-7526 потерпел крушение при заходе на посадку 4 ноября в 17:45. Вероятно, причиной трагедии стала ошибка пилотирования: не выдержав высокой скорости, воздушное судно (ВС) вошло в штопор. Хотя управлял им опытный летчик Олег Сокол — начальник летной службы ГУП РК «Центр планерного спорта "Коктебель"» (с его территории Cessna отправилась в свой последний рейс). Вместе с Соколом на борту находился настоятель Кизилташского мужского монастыря отец Никон (Демьянюк), его знакомая Тамара Беляй и водитель священнослужителя Олег Харченко. Полет был прогулочный. По неподтвержденным данным, инициатором незапланированной воздушной прогулки был отец Никон, который попросил своего друга Олега Сокола подняться в небо.
Отца Никона на полуострове знали многие. В 1995 году проходивший послушание в 1-ой бригаде морской пехоты Украины Николай Демьянюк был направлен офицером-священником в Кизилташ (другое название — Краснокаменка, поселок на юго-восточном побережье Крыма). Его личной заслугой прихожане считают возрождение Кизилташского монастыря (открыт в 1997 году), а также восстановление Свято-Покровского храма в Судаке. После открытия монастыря священник принял монашеский постриг с именем Никон.
В четверг, 5 ноября, в территориальном управлении СКР по Республике Крым (РК) сообщили о задержании директора «Центра планерного спорта "Коктебель"» Бориса Небреева. «По данным следствия, с февраля по ноябрь 2015 года подозреваемый оказывал населению транспортные услуги, не отвечающие требованиям безопасности. В связи с чем вечером 4 ноября в районе села Отважное в Кировском районе в результате крушения частного самолета, вылетевшего без разрешения с аэродрома, погибли пилот и трое пассажиров, которые находились на борту воздушного судна», — заявили в ведомстве. В отношении Небреева возбуждено уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц.
Центр находится на горе Клементьева (Узун-Сырт) в районе Коктебеля. Эта гора считается колыбелью советского планеризма. Названа в память об испытателе-планеристе Петре Клементьеве, погибшем здесь во время испытаний планера в 1924 году. В 1977 году на горе была создана научно-исследовательская планерная база Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1992 году ее реорганизовали в «Центр планерного спорта "Коктебель"». После воссоединения Крыма с Россией центр получил статус республиканского ГУПа и перешел в ведение регионального Министерства курортов и туризма. Также на горе Клементьева работают парапланерный клуб «Бриз» и дельтапланерный клуб. Керченская районная транспортная прокуратура сейчас ведет проверку «Центра планерного спорта».
«Лента.ру» обратилась за комментарием к главе Минкурорта РК Сергею Стрельбицкому, однако он отказался давать свои оценки до окончания расследования причин трагедии. По данным наших источников, разбившийся самолет не был зарегистрирован, нигде по учету не проходил и вообще был незаконно ввезен из Украины — в виде запчастей.
«Почему-то у нас так получается: обязательно должна случиться трагедия, чтобы мы начали заниматься какой-то отраслью и приводить ее в порядок. Когда автомобилист садится за руль, у него ведь есть и водительское удостоверение, и страховка, а на дороге работают сотрудники ГИБДД, которые следят за безопасностью движения. Вот и в небе должен действовать подобный алгоритм. У нас есть хорошие пилоты, хорошие взлетно-посадочные полосы. А вопрос безопасности в воздухе сильно зависит от руководителя на земле, где находится аэродром, где базируется борт. Там должны проверять, есть ли сертификат летной годности воздушного судна, есть ли у того, кто садится за штурвал, действительное пилотское удостоверение», — обрисовал «Ленте.ру» ситуацию начальник отдела авиации регионального отделения ООГО ДОСААФ России в РК Андрей Елецкий.
Своим мнением о состоянии малой авиации на полуострове поделилась Людмила Зеленина, летчик-инструктор 1-го класса, мастер спорта СССР, одиннадцатикратная абсолютная чемпионка Украины по высшему пилотажу, пилот первой в мире женской пилотажной группы «Патруль Траншат» (Франция), проживающая в Крыму. На ее взгляд, о малой авиации власти просто забыли, поэтому проблем с ней очень много, но они никак не решаются.
«Проблема в том, что летают нелегально, без диспетчерского разрешения, в том, что авиатехника без регистрации и так далее. Кроме того, в Крыму до сих пор нет своего территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта.
Крымское небо закрепили за южным межрегиональным территориальным управлением, а это в Ростове. Ездить туда неудобно и накладно. Медкомиссии для летного состава в Крыму тоже условий не создали, хотя лично директор аэропорта "Центральный" обещал год назад. Авиатехнику зарегистрировать в Росавиации хлопотно и дорого. Видимо так, без разрешений, проще летать... Но цена этих полетов написана кровью. Проще запретить, чем создать условия, сделать процедуру регистрации ВС простой и удобной, открыть здесь терруправление воздушного транспорта. Есть специалисты, пилоты, самолеты. Но нет в Совмине республики, конкретно в Министерстве транспорта, ни одного специалиста авиационного, а должны быть. Тогда бы не приходили авантюристы от авиации в Совмин со своими идеями, не имея за плечами не только авиационного, но и высшего образования», — объясняет Зеленина.
Глава Крыма Сергей Аксенов на своей странице в Facebook сообщил, что дал указание начать проверки обеспечения безопасности полетов малой авиации с последующими «жесткими мерами». Есть надежда, что после этого трагического случая местные власти всерьез займутся отраслью, чтобы не было таких полетов в любой момент по собственному желанию — все равно как поймать такси на дороге.