Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Детонатор трагедии был прост


19 ноября 2015 года Олег Рубникович, Владимир Баринов, Николай Сергеев, Елена Черненко, КоммерсантЪ


Вчера боевики запрещенного в России "Исламского государства", ранее бравшие на себя ответственность за катастрофу самолета А321 компании "Когалымавиа", в результате которой погибли 224 человека, опубликовали фотографию бомбы, с помощью которой якобы и был совершен теракт. По выводам экспертов, ее конструкция на основе таймера и армейского электродетонатора во многом напоминала аналогичные устройства, использованные террористами под руководством Хаттаба для взрыва жилых домов в Москве в 1999 году. Разница оказалась лишь в мощности использованной взрывчатки и в том, что современные террористы использовали вместо часов микросхему размером с десятикопеечную монету.

Фотография взрывного устройства была опубликована на одном из сайтов джихадистов. С территории РФ выходы на интернет-ресурсы ИГ запрещены, но фотография была сначала растиражирована пользователями соцсетей, а затем опубликована и ведущими мировыми СМИ. Судя по снимку, взрывчатка была заложена в алюминиевой банке из-под Schweppes емкостью 0,33 л. Рядом с ней были изображены электродетонатор и некое устройство для приведения взрывчатки в действие. По сообщениям агентства Reuters, в материале на исходном сайте сказано, что террористы изначально хотели взорвать самолет одной из западных стран, но изменили свои планы после начала российской военной операции в Сирии. Представители ИГ утверждают, что им удалось "найти уязвимые места в системе безопасности аэропорта в египетском Шарм-эш-Шейхе" и "пронести бомбу на борт" российского самолета.


По данным "Ъ", сотрудники ФСБ, ранее установившие, что на борту самолета А321 сработало самодельное взрывное устройство, уже изучают публикацию ИГ, которая может стать важным вещдоком для расследования. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, в Кремле также видели эту фотографию, перепечатанную в СМИ. При этом господин Песков заверил журналистов, что спецслужбы сделают все возможное для установления и поимки "ответственных за этот теракт".

Опытный эксперт-взрывотехник рассказал "Ъ", что на фотографии изображены все необходимые для сборки бомбы компоненты. В банку объемом 0,33 л входит 250-300 г взрывчатки в зависимости от ее типа. Если это был тротил, который доступнее других взрывчаток, поскольку им обычно снаряжают артиллерийские снаряды, мины и авиационные бомбы, именно такой была и мощность находившегося в самолете СВУ. Пластит, который также мог находиться в банке,— в 1,5 раза мощнее.

Судя по фотографии, для приведения в действие взрывчатки использовался стандартный электродетонатор советского образца, а также столь же обычный китайский электровыключатель, применяемый в бытовых приборах. Однако к выключателю с помощью изоленты был прикреплен небольшой коробок. Как сообщил собеседник "Ъ", в нем, очевидно, находились (на фото это не видно) литиевые батарейки, а также микросхема-таймер, играющая роль электронного замедлителя. Время подрыва в таких устройствах выставляется подбором микросхемы соответствующей типовой характеристики: на полчаса, час, два, сутки и т. п. Отсчет времени начинается при нажатии и отпускании кнопки на выключателе. Отметим, что все электронные компоненты находятся в абсолютной доступности для всех. Например, микросхемы-таймеры, размером с десятикопеечную монету, продаются в магазинах радиодеталей, так же как и выключатели.


Очевидно, что даже в разобранном виде бомбу подобной конструкции никто из пассажиров пронести на борт не мог,— во всяком случае, банка и детонатор были бы обнаружены как рамкой металлоискателя, так и при сканировании ручной клади. Спецслужбы предполагают, что у террористов был сообщник из числа работников аэропорта, имеющих доступ к самолетам в перерыве между рейсами, например техник или уборщик. Кто-то из них, очевидно, и занес бомбу в А321.

По предварительным выводам экспертов, взрывное устройство сработало не в багажном отсеке, а в герметичном пассажирском салоне. Эпицентр, по всей видимости, находился под одним из кресел в последнем ряду по правому борту лайнера. Именно там, как сообщил собеседник "Ъ", образовалась пробоина в обшивке размером около 80 см на 1 м, вызванная бризантным действием взрывчатки. Она привела к взрывной разгерметизации салона и разрушению воздушного судна. По правой стороне фюзеляжа, под обшивкой, проходят и кабели, ведущие к расположенному в хвосте самолета параметрическому самописцу.

Взрыв бомбы оборвал их, мгновенно остановив, таким образом, передачу данных от информационных датчиков к самописцу. Этим и объясняется тот факт, что "черный ящик" не зафиксировал обстоятельства катастрофы.

Отметим, что взрывные устройства в виде алюминиевых банок из-под напитков, наполненные взрывчаткой, активно применялись боевиками во время конфликтов на Северном Кавказе в качестве гранат и мин-ловушек. При этом источники "Ъ" обратили внимание на то, что механизм приведения бомбы в действие, опубликованной на фотографии ИГ, идентичен тем, что террористы использовали при подрывах жилых домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе в Москве 8 и 13 сентября 1999 года. Их жертвами, напомним, стали 230 человек. Исполнителями терактов оказались выходцы с Северного Кавказа, а готовили их Хаттаб и его правая рука Абу аль-Валид, уничтоженные впоследствии в ходе спецопераций. В то время, правда, были не так распространены микросхемы-таймеры, поэтому вместо них террористы использовали электронные часы Casio и батарейки типа "крона".

Несмотря на то что директор ФСБ Александр Бортников, опираясь на выводы экспертов этой службы, еще 16 ноября сообщил, что А321 был взорван террористами, а президент Владимир Путин поручил спецслужбам установить виновных и покарать их в любой точке мира, Следственный комитет на момент сдачи номера в печать не возбудил уголовное дело по соответствующей ст. 205 УК РФ.

А именно этого ждут родственники жертв авиакатастрофы. Как сообщил "Ъ" адвокат Игорь Трунов, к нему за консультациями обратились родные членов экипажа разбившегося самолета. В случае если их признают потерпевшими от действий террористов, они могут обратиться с исками в суд к администрации аэропорта Шарм-эль-Шейха, которая не приняла надлежащих мер безопасности.

Официально в СКР ситуацию не комментируют, а неофициально объяснили это тем, что в распоряжении следствия нет заключений экспертов и других объективных данных о том, что на борту лайнера произошел криминальный взрыв. Впрочем, ситуация может измениться уже сегодня.



комментарии (1):

serg784      19/11/2015 [19:12:30]#1
Обязательно каждый раз в каждой новости писать о том, что ИГ в РФ запрещена, или бывают организации бандитов разрешенные?!













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXvu4
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/arenda/kamaz/tag/bezvoditelya/, подробнее тут.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/evacuation/moto/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer