"Аэрофлот" вчера официально потерял операционный контроль над лишенной сертификата эксплуатанта авиакомпанией "Трансаэро". Было опубликовано решение совета директоров "Трансаэро": как и сообщал "Ъ", пост гендиректора занял заместитель летного директора Валерий Зайцев.
До сентября главой "Трансаэро" была совладелица компании Ольга Плешакова, но ее сменил топ-менеджер "Аэрофлота" Дмитрий Сапрыкин, который должен был готовить перевозчика к сорвавшийся санации (см. "Ъ" от 2 октября). В правление введен и Александр Бурдин, которого в сентябре прочили на пост гендиректора кредиторы, не согласные с планом по вхождению "Трансаэро" в группу "Аэрофлота". Он будет отвечать за работу с кредиторами и финансовое оздоровление.
Господин Бурдин пояснил вчера в интервью "Ленте.ру", что будет проведен аудит компании "для поиска и возврата на баланс ликвидных активов, недопущения бесконтрольной передачи маршрутной сети, урегулирования вопросов для возобновления операционной деятельности". По его словам, банки-кредиторы разработали модель оздоровления "Трансаэро". По сведениям "Ъ", на среду планируется встреча кредиторов, на которой будут обсуждаться текущая ситуация и возможные варианты действий.
"Ъ" уже сообщал, что новый акционер "Трансаэро" совладелец "Сибири" (группа S7) Владислав Филев (намерен купить не менее 51% акций) согласовал с частью кредиторов "Трансаэро" схему ее спасения. Речь идет о конвертации долга "Трансаэро" в 49% акций новой авиакомпании, которая будет создана на базе "Сибири" и дочернего "Глобуса". Вчера источник "Ъ", близкий к акционерам "Сибири", сообщил, что до конца недели в собственность господина Филева планируется оформить первые 19% "Трансаэро", затем новые собственники планируют подать ходатайство в ФАС. В ФАС вчера сообщили, что пока не получили ответа на запрос о сделке с "Трансаэро", без согласования служба может оштрафовать группу S7. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова не стали комментировать смену акционеров, но подчеркнули, что главной задачей являлось удержать под контролем ситуацию с перевозкой пассажиров, которая была выполнена.
В "Аэрофлоте" и "Трансаэро" "Ъ" не ответили, в ВЭБе, Сбербанке, "Сбербанк лизинге" отказались от комментариев. В ВТБ "Ъ" сообщили, что пока группа "не получала официальных конкретных предложений от господ Филевых", но заверили, что "открыты к любым конструктивным предложениям, которые сделают возможным возвращение долга "Трансаэро"". По оценкам источников "Ъ", к июню из долга "Трансаэро" в 260 млрд руб. кредиты составляли около 85 млрд руб. ВТБ самый крупный кредитор "Трансаэро" (12,7 млрд руб., на 90% покрыт госгарантиями). Среди остальных кредиторов — Сбербанк, МКБ, Новикомбанк, Россельхозбанк, МФК и другие. В ВТБ добавили, что ведут переговоры с "Аэрофлотом" о передаче в лизинг самолетов, которые находятся у "Трансаэро". "Трансаэро" не платила за их лизинг год, уточнили в ВТБ.
По словам партнера юридической фирмы "Кульков, Колотилов и партнеры" Олега Колотилова, пакет "Трансаэро", вероятнее всего, до сих пор не консолидирован и формально принадлежит разным лицам, поэтому оформление на новых акционеров происходит поэтапно, но даже продажа по частям не позволит избежать согласования с ФАС. Юрист добавил, что, как правило, подобные сделки сложно структурируются и имеют различные предварительные условия, при которых они вступают в силу, поэтому в условиях неясности происходящего каждый участник может по-своему трактовать статус сделки.