Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Ольга несколько раз реально спасала "Транс­аэро"


23 октября 2015 года Александр Плешаков, Forbes


На этой неделе стало известно, что совладелец и гендиректор группы S7 Владислав Филев и крупнейший акционер «Трансаэро» Александр Плешаков договорились о покупке акционерами S7 «не менее 51% акций» «Трансаэро». До этого предполагалось, что 75% плюс одна акция перевозчика будут проданы за один рубль «Аэрофлоту». Теперь же Плешаков говорит, что цена «существенно больше одного рубля» и «удовлетворит всех участников сделки». В их числе, очевидно, и Ольга Плешакова, бизнес-партнер Александра и бывший генеральный директор компании. Она проработала в «Трансаэро» 23 года. Ее портрет — в супружеской оде Александра Плешакова для Forbes Woman.

В 1992 году, когда «Трансаэро» готовилась к получению своего первого собственного самолета — российского Ил-86, встало огромное количество вопросов по организации сервиса пассажиров и обслуживания. На этом направлении никого не было, я решил пригласить на работу свою жену Ольгу, и она согласилась. До получения самолета оставалось четыре месяца, и Ольга, став простым экспертом отдела сервиса, буквально носилась по поставщикам, заказывая бортовую посуду, форму для экипажей, занималась обучением и тестированием стюардов, формировала бортовое питание. Все получилось, все успела, и в июле 1992 года красивый и величавый самолет поднялся в небо. 

Тогда это был прорыв в продукте в российской авиации. В газетах появились статьи с названиями «Лосьон никто не выпил и не украл» — речь шла о невиданном тогда лосьоне в туалете. Когда пассажирам предлагали пледы, они отказывались, считая, что за это придется платить. 
 
Весь наш небольшой тогда коллектив гордился своим продуктом и таким прорывом, который многие пассажиры со стажем вспоминают и сейчас.
 
Потом было открытие первых трансатлантических рейсов в Лос-Анджелес в 1996 году, когда на борту впервые стали предлагать мороженое, суп и суши. К концу прошлого века за «Транс­аэро» твердо закрепилась репутация высококачественной авиакомпании, и все это было сделано огромным трудом, интеллектом и великолепными менеджерскими навыками Ольги, и — самое главное — все это работало для клиентов компании и было ими востребовано. Любопытно, что примеру «Трансаэро» последовали конкуренты — обслуживание других российских авиакомпаний начало активно развиваться. 
 
1990-е были периодом большого предпринимательства, а в 2001 году, очень тяжелом для предприятия (компания еще отходила от экономического кризиса 1998–2000 годов), пройдя все карьерные ступени — начальника отдела, руководителя департамента, заместителя генерального директора, Ольга Плешакова возглавила авиакомпанию. В то время «Транс­аэро» перевозила 300 000 пассажиров в год и имела пять самолетов и чуть больше 800 работников, часть из которых периодически пыталась бастовать. Ольга неоднократно выходила в подразделения, решала социальные вопросы и быстро добилась стабилизации, которая и стала основой второго положительного цикла развития предприятия с 2002 по 2013 год.
 
Под руководством Ольги авиакомпания смогла поднять в небо в 2005 году самый крупный в то время самолет Boeing 747 и внедрить даже в кризисном 2008 году уникальный класс высочайшего обслуживания — «Империал». Думаю, с профессиональной точки зрения это были две главные вершины, взятые как «Транс­аэро», так и Ольгой лично. Услугами «Транс­аэро», ее продуктом воспользовались более 86 млн человек! Эти достижения уже вписаны в историю гражданской авиации новой России, и никто их оттуда не вычеркнет.
 
Ольга несколько раз реально спасала «Транс­аэро»: в 1998–1999 годах, когда мы вместе боролись с тяжелейшими последствиями финансово-экономического кризиса в стране и атакой мощного тогда олигарха, в 2001–2002 годах, в финансово-экономический кризис 2008–2009 годов, во время обрушившегося на компанию в ноябре 2014 года «идеального шторма» (как назвал экономическую ситуацию тогда министр экономического развития), который для «Трансаэро» стал «идеальным штормом в кубе». На фоне обвала спроса на международные туристические поездки, который последовал за девальвацией рубля, беспрецедентной негативной кампании в СМИ в декабре 2014 года Ольге удалось получить государственную поддержку и обеспечить интересы и права миллионов пассажиров и тысяч работников предприятия. 
 
Боролась она за пассажиров и работников и до 1 сентября 2015 года, когда было принято государственное решение о консолидации «Трансаэро» в группу «Аэрофлот». Силы были слишком неравны, и слишком негативны были рыночные тенденции для модели бизнеса авиакомпании «Трансаэро». 
 
Предложение правительства по консолидации мы приняли вместе. Но оставить пост генерального директора 31 августа 2015 года — самое трудное бизнес-решение Ольги, и оно, конечно, требовало мужества. 
 
Своему последователю на посту генерального директора Ольга передала действующее огромное предприятие с высоким уровнем безопасности полетов и обслуживания, самым высоким за всю историю объемом перевозок, выручки и доходности, стабильным коллективом. Сложившийся дефицит денежного потока был обусловлен принятой и обеспеченной ею позицией обслуживать резко выросшие банковские обязательства в условиях девальвации и волатильности рубля. Когда Ольга руководила авиакомпанией в сложнейших условиях в 2009 и 2015 годах, были в срок погашены два рублевых облигационных займа.
 
А еще Ольга успевала помогать детским благотворительным фондам, больным детям напрямую и, в отличие от многих руководителей крупных предприятий, пять последних лет лично общаться с пассажирами в социальных сетях. Любовь к клиентам и сотрудникам, уважение к партнерам — об этих качествах знают все, кто имел дело с Ольгой как с руководителем. Ольга вообще человек невероятно самоотверженный, честный и порядочный. 
 
Странно, что Ольга оказалась в рейтинге богатейших женщин России, я не согласен с этим ни по форме, ни по сути. Какие-то заметные деньги от «Трансаэро» мы смогли заработать в 2007 году, когда удалось сделать частное размещение 12%-ного пакета акций и в том числе продать часть своих акций. Именно тогда мы смогли приобрести первый собственный дом. До этого и после этого были лишь зарплаты и небольшие бонусы. Суммы нельзя сравнить с доходами топ-менеджеров в подобного размера компаниях. Конечно, большинство не поверит, тем более что наши оппоненты в кабинетах и СМИ развивают мысль, что из компании были выведены огромные личные деньги, но я точно знаю, чем мы обладаем. Радует, что после передачи наших акций как основного семейного актива «Аэрофлоту» за 1 рубль Ольгу вряд ли включат в какие-либо рейтинги богатства, особенно в кризисное время, когда большинству наших сограждан живется очень непросто.
 
Работать с Ольгой всегда было не только легко, но и прекрасно. Во-первых, огромные результаты и достижения, которых мы добились вместе. Во-вторых, она реально выдающийся менеджер и руководитель во всех отношениях.
 
Непросто было в последние три года, когда наши взгляды на стратегию роста разошлись. Так, Ольга еще в 2012 году настойчиво предлагала остановить рост предприятия и заняться улучшением эффективности, а я на фоне большого роста рынка авиаперевозок в стране и всех положительных макроэкономических прогнозов хотел продолжать рост. Новая стратегия компании — «выдержанный рост, концентрация, эффективность» — под давлением Ольги все-таки была принята, но в конце 2013 года. Сейчас с учетом всех событий можно уверенно говорить, что мы опоздали на год-полтора, но кто же тогда мог предполагать санкции, кризис, «идеальный шторм»? В последние три года каждый из нас несколько раз писал другому заявление об увольнении, но мы каждый раз садились вместе и решали, что ответственность перед авиакомпанией выше личных позиций и разногласий.
 
Мне кажется, за последние два месяца и особенно в сентября «Трансаэро» стала абсолютным рекордсменом по негативу в СМИ, и не только в бизнес-разряде. По моей информации, да и пониманию, это организованная кампания, имеющая на самом деле много целей, хотя внешне выглядит как ритуальные танцы на телах поверженных конкурентов. Десятки очевидно заинтересованных авторов и экспертов заняты компилированием материалов и их тиражированием. Дописались до того, что все 24 года без­упречной с точки зрения безопасности пассажиров и хорошей с точки зрения качества продукта истории «Трансаэро» были одними ошибками... 
Судя по тому, что пишут пассажиры в социальных сетях, ошибкой было не это, основные ошибки только начинаются. А что касается авторов публикаций, то очевидно, что спрос рождает предложение. Кстати, если посмотреть в начало 2009 года, практически такие же обвинения в неправильной стратегии, ошибках в финансово-коммерческой деятельности через СМИ предъявлялись тогдашнему генеральному директору «Аэрофлота», вскоре после чего он покинул пост. Так что не мы первые.
 
Оставалось ли у Ольги время от «Трансаэро»? К сожалению, Ольга практически все время работала и дома. Проснешься в два часа ночи, она что-то пишет в айфоне, недовольно говорю: что происходит? Она отвечает: решаю проблему пассажира, который только что написал мне в твиттере, даю поручения персоналу. 
 
Когда выдается свободное время, Ольга общается с дочерями, читает классические книги. В последнее время полюбила заниматься со своей собакой, подаренной ей в этом году дочерью. Стараемся собираться с друзьями, которых очень ценим, но в этом году из-за дикой рабочей нагрузки это бывает редко.
 
Как бы я описал свои отношения с женой? Бесконечная любовь и безграничное уважение. 


комментарии (4):

jet      23/10/2015 [20:07:44]#1
Нужно было поменяться местами. Умная и талантливая женщина - почему бы не послушать?

Читатель 1      24/10/2015 [18:23:37]#2
Целенаправленно отказавшись от отечественной техники ТСО и АФЛ погубили отечественный авиапром, а это наша наука, промышленность и главное -люди, хотя что с вас взять, вы всего лишь капиталисты "деньги-товар-деньги", основные виновники сидят гораздо выше. Кого вы собрались возить в стране, вернее из страны где кроме выкачки ресурсов ничего не делается? Население страны периодически нищает в разы, относительно тех денег которыми вы расплачиваетесь со своими лизингодателями. Вам надо было привязать билет к доллару -что смерти подобно для компании, или возить британцев в Сингапур и обратно

SAT      26/10/2015 [05:54:09]#3
Интересно! Александр говорит, что это его была стратегия по увеличению провозных ёмкостей "Трансаэро", а не Ольги. Но что это была ошибка доведшая компанию до банкротства, не признал.

flanker198510      27/10/2015 [02:14:17]#4
Боже, какая идилия! Прям слёзы наворачиваются. Да где бы вы были, Плешаковы, ежели б не маманя?! В начале 90-х было достаточно разворачивающихся авиакомпаний. Но их быстренько поприжали. А теперешняя вакханалия связана с тем, что Анодина почву под ногами теряет, если уже не потеряла. Ну, дело-то житейское. Но при этом не надо губки дуть и глазки закатывать, да ещё про полночный твиттер-шмиттер заливать. Противно. Вот хотя бы один рупь основатели и владельцы компании, которые настригли верщков и корешков, отдали кредиторам в счёт погашения долгов? В своё время таких "бизнесменов" на Руси в яму сажали.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBk3c3
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/food-delivery/geo/posad/ здесь.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/city/price/tag/kilometr/, подробное описание тут.
Муж на час в районе метро Академическая здесь - http://remont.youdo.com/minor-repair/muzh-na-chas/geo/akademicheskaya/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer