Во-первых, законодатели предлагают новую редакцию п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса России. На сегодня этот пункт определяет, что пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата в случае, если произошла задержка отправления воздушного судна. При этом текущая версия нормы не ранжирует, по чьей именно вине происходит задержка отправления, что зачастую становится причиной споров и последующих судебных разбирательств.
Законодатели предлагают правку в п. 2 ст. 108 ВК РФ, по которой возвращать стоимость билета из-за задержки отправления авиакомпания будет только в том случае, если задержка произошла «по не зависящим от перевозчика причинам, в том числе вследствие непреодолимой силы и по погодным условиям».
Во-вторых, законодатели предлагают включить в ст. 108 новый пункт 2.1, который будет детализировать ответственность авиаперевозчика за те случаи задержки и отмены рейсов, которые произошли по его вине. Согласно законопроекту, за вынужденный отказ пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна по техническим или иным зависящим от перевозчика причинам, влекущим за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки, пассажиру возвращается не только провозная плата, но и выплачивается неустойка в размере 25% от суммы провозной платы.
В частности, положение о возврате стоимости билета и неустойки в 25% за неисполнение обязательств по договору, как отметили законодатели, в будущем коснется и таких случаев, которые мы сегодня наблюдаем в связи с банкротством компании «Трансаэро», вынужденной ежедневно отменять по нескольку десятков рейсов.
— От срыва сроков отправления-прибытия страдают только наши граждане, а вовсе не компании, которые получают хорошие прибыли. Например, «Трансаэро» отменяет десятки рейсов ежедневно — и вновь это ударяет по людям. Пока компании получают огромные деньги, наши граждане, чтобы просто вернуть стоимость билета, должны обивать пороги многих инстанций, — отметил Иван Сухарев. — Стоимость билетов у отечественных авиакомпаний, как правило, велика. Поэтому мы пытаемся справиться с этой болезнью, путем внесения изменений в Воздушный кодекс, которые установят справедливость во взаимоотношениях пассажира и перевозчика, дав пассажиру право на компенсацию в случае недобросовестности перевозчика по отношению к нему.
Депутаты предлагают размещать сообщение о наличии в составе продуктов пальмового масла на 30% размера упаковки
Кроме финансовой компенсации за задержку или отмену рейса парламентарии предлагают повысить и штрафные санкции в отношении авиакомпаний за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения. Сегодня, если просрочка прибытия произошла по вине перевозчика, согласно ст. 120 ВК РФ, на компанию накладывается штраф в размере 25% от установленного федеральным законом МРОТ (с 1 января 2015 года размер МРОТ равен 5965 рублей) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Депутаты предлагают изменить потолок штрафа до 75%.
Партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Алексей Панич отметил, что новые формулировки законопроекта позволят избежать двояких толкований норм.
— Нововведения направлены на более четкое регулирование ситуаций, когда имеет место задержка отправления воздушного судна. Так, новая редакция п. 2 ст. 108 ВК во избежание каких-либо сомнений устанавливает право пассажира на возврат провозной платы в случае, когда задержка вылета произошла по независящим от авиаперевозчика причинам, в том числе при наличии обстоятельств непреодолимой силы, — отметил юрист. — Новый п. 2.1 ст. 108 ВК вводит фиксированную неустойку в размере 25% от провозной платы, подлежащую выплате пассажиру при задержке рейса по вине авиакомпании, а новая редакция ст. 120 ВК увеличивает предельный размер штрафа за задержку в доставке пассажира и багажа с 50 до 75% от провозной платы. В целом вводятся дополнительные гарантии прав пассажиров.
Генеральный директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов рассказал «Известиям», что основной причиной задержек рейсов в России являются погодные условия.
— У нас есть зоны, в основном в восточной части России, где традиционны, например, туманы — это серьезный фактор для задержки рейса. Также задержки рейсов традиционны и для некоторых аэропортов, например в Геленджике. Там так построена полоса, что когда начинается ветер, его обязательно необходимо переждать — и рейс задерживается, — рассказал Кирилл Скуратов. — Бывают задержки и по причине опозданий пассажиров или снятия багажа тех пассажиров, которые не явились на рейс. По технологии мы должны снимать багаж, но этот процесс, когда уже остается 10 минут до вылета, занимает около получаса. Технические причины тоже могут повлиять на сдвиг времени вылета самолета, но эти причины не являются основными.
Руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич отметила, что в случае принятия законопроекта авиакомпаниям станет очень невыгодно задерживать рейсы.
— Такая редакция ВК вызовет позитивные отклики у пассажиров. Так как они будут себя чувствовать защищенными перед авиаперевозчиком. Более того, таким образом большинство пассажиров избавляется от головной боли по поводу того, как вернуть деньги, если рейс перенесен на поздний срок, а лететь надо именно сейчас. То есть человек может купить билет на другой рейс и при этом спустя время получить деньги за несостоявшийся полет, — отметила она. — Деньги на возмещение средств за несостоявшийся полет компании, разумеется, найдут. Другой вопрос, каким будет процесс возмещения, он может оказаться очень затянут вследствие долгих согласований.