«Мы не знаем, как себя будут вести наши партнеры по бизнесу, что называется, потому как они, к сожалению, в полной мере зависимы от политических властей, а действия политических властей далеко не всегда предсказуемы. Поэтому мы должны, естественно, продолжать наш курс на увеличение количества самолетов, которые производятся в Российской Федерации, и комплектующих к этим самолетам», — сказал Медведев.
Импортозамещение — не быстрый процесс, признал премьер, поэтому его заявление не означает, что Россия отказывается от иностранных самолетов. «Просто нужно развивать этот сектор промышленности сейчас с удвоенной энергией», — отметил он.
Медведев сообщил также, что количество иностранных самолетов в российских компаниях растет. Для обеспечения дальних перевозок российские авиакомпании используют около 80% иностранных самолетов, а в области региональных перевозок этот показатель равен почти 50%.
«Это, конечно, может быть не страшно, но, тем не менее, решение большинства вопросов эксплуатации, подготовки летчиков обеспечивается с участием зарубежных компаний. Конечно, это накладывает определенные на нас обязательства, я уже не говорю о получении запасных частей», — отметил Медведев. Премьер привел в пример ситуацию с авиакомпанией «Добролет», которая прекратила деятельность после введения экономических санкций против России из-за того, что эксплуатировала «Боинги».
В ходе совещания вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что РФ к 2015 году вдвое увеличит выпуск Sukhoi Superjet 100 — c 25 до 50 самолетов, сообщает РИА Новости. Кроме того, вице-премьер сообщил, что Россия и Китай планируют в октябре подписать технический проект по дальнемагистральному самолету. Производить новую машину обе страны будут совместно.
«Мы в октябре должны будем по линии Объединенной авиастроительной корпорации выйти на подписание уже технического проекта с китайскими коллегами по дальнемагистральному широкофюзеляжному самолету. Рынок в Китае достаточно большой, что в принципе делает рентабельным данное производство», — сказал Рогозин.
Санкции, введенные против России ЕС, США и другими странами, до настоящего момента не затрагивали поставку пассажирских самолетов и запчастей. Однако международное сообщество уже имеет опыт давления на государства через подобные ограничения. Иран долгое время жил под запретом на приобретение самолетов западных производителей.
В результате эти меры нанесли тяжелый удар по иранской авиаотрасли — многие самолеты остались без запчастей и обслуживания, из-за отсутствия квалифицированного персонала и приобретаемых на черном рынке запчастей резко возросла аварийность.
Иран начал сотрудничество с Украиной и Россией в производстве и эксплуатации Ан-140, вместимостью 52 пассажира. После покупки лицензии на производство Ан-140 на Украине в 2000 году Иран в 2003 году построил свой самолет, при этом к 2017 году Тегеран собирается начать выпуск собственного самолета на 150 пассажиров.
В апреле 2014 года американские корпорации Boeing и General Electric получили разрешение Министерства финансов США на поставки запчастей в Иран, а также на капитальный ремонт старых авиационных двигателей.
«Речь идет только о запчастях к старым самолетам, проданным Ирану до революции 1979 года», — подчеркнул представитель Boeing. Он добавил, что разрешение Минфина не распространяется на новые лайнеры.
«Компания свяжется с иранскими официальными лицами, чтобы определить, какие запчасти им нужны», — заявил официальный представитель авиастроительной корпорации.
При этом официальный представитель General Electric Рик Кеннеди рассказал, что корпорация получила разрешение на капитальный ремонт 18 авиационных двигателей. «На будущей неделе мы встретимся в Стамбуле с представителями основного иранского авиаперевозчика Iran Air», — сообщил он.
В ноябре прошлого года Иран и «шестерка» (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция) международных посредников достигли компромисса: Тегеран обязался в течение полугода прекратить обогащение урана до 20%, в ответ Вашингтон начал ослаблять санкции, введенные против Тегерана.
Ранее высокопоставленный иранский чиновник заявил, что в случае полной отмены санкций Иран намерен закупить у США от 250 до 400 новых авиалайнеров.