На стойках регистрации на авиарейсы каждому пассажиру могут начать задавать вопрос о его профессии, чтобы выяснить, окажутся ли в самолете врачи или полицейские. Бортпроводники в экстренных ситуациях смогут обратиться за помощью к профессионалам, если они дадут на это согласие. Проект соответствующих дополнений к ведомственным приказам готовит член комиссии по охране здоровья Общественной палаты (ОП) РФ Шамиль Ганцев, документ в ближайшее время будет направлен в Минздрав и Минтранс. Как пояснил Ганцев «Известиям», в дальнейшем каждая авиакомпания сможет создать собственную базу данных пассажиров-помощников.
— На первом этапе во время регистрации нужно ввести две дополнительные графы — работает ли пассажир в медицинской сфере или в органах правопорядка, а также согласен ли он в случае экстренной ситуации выполнить свой профессиональный долг и помочь экипажу самолета, — рассказал Шамиль Ганцев.
По словам «общественника», бортпроводникам для безопасности полета важно знать, что есть люди, которые могут оказать первую помощь — врач или медсестра, а также полицейский, военный или пожарный. Особенно это касается продолжительных перелетов — более 2 часов.
— Если при регистрации будут собраны данные о специальностях пассажиров, то стюардесса будет знать, что, например, на месте 7А сидит врач, который может провести реанимацию, а на соседнем ряду — полицейский, который может скрутить какого-нибудь дебошира, а потом подтвердить, что этот человек действительно нарушал режим безопасности. Размещать таких пассажиров нужно тоже с умом — доступно и симметрично, — пояснил член ОП.
Планируется, что со временем в каждой авиакомпании будет создана база данных пассажиров-помощников.
— При этом при создании постоянной базы авиакомпаниям стоит запрашивать диплом и сертификат, которые подтверждали бы необходимую специальность пассажира, — пояснил Ганцев. — На следующем этапе необходимо разработать специальные пластиковые карточки со штрихкодом или QR-кодом, дающие полную информацию о пассажире и главное — о его полномочиях в экстремальной ситуации. Для таких помощников также нужно предусмотреть систему бонусов.
Он подчеркнул, что при внедрении нововведения самое главное — не ущемлять права человека.
— Молодой врач, например, готов выполнить свой профессиональный долг в случае необходимости, — говорит «общественник». — А врачу в возрасте хочется лететь просто в качестве пассажира и отдыхать, если он едет в отпуск. Поэтому важно обязательно спрашивать медработников или представителей правопорядка, согласны ли они оказать помощь.
По мнению Ганцева, нужно в срочном порядке создать подобный «институт» специалистов в связи с увеличением смертельных случаев на борту самолетов и в аэропортах.
Напомним, 18 августа в Шереметьево от сердечного приступа умер 24-летний мужчина, которому вовремя не была оказана медицинская помощь. После трагичного случая ОП РФ обратилась в Росздравнадзор с просьбой проверить все российские аэропорты на предмет соблюдения порядка медицинской помощи. «Общественники» потребовали провести внеплановую ревизию медпунктов на наличие обязательного для аэровокзалов оборудования.
Официальные представители Министерства здравоохранения и Министерства транспорта РФ заявили, что рассмотрят предложение, как только оно официально поступит в ведомства.
Профессор Московского авиационного института Юрий Пугачев отметил, что авиакомпаниям будет несложно реализовать идею, однако при этом на них ляжет дополнительная ответственность.
— Авиакомпании должны будут взять на себя ответственность за привлечение специалистов среди пассажиров. То есть если после вмешательства медиков или полицейских будут какие-то негативные последствия, то именно авиакомпании должны отвечать за их действия, — объяснил он.
Пугачев согласен, что информация о пассажирах-врачах будет полезной для работы экипажа.
— Авиакомпаниям нужно продумать, как заинтересовать пассажиров, должны быть какие-то стимулы, — сказал эксперт. — Например, можно предоставлять скидки на билеты или право на приоритетную посадку.
Авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», S7, «Россия», «Газпром авиа», «Руслайн» оперативно не cмогли прокомментировать предложение ОП.
Завкафедрой скорой медпомощи и хирургии повреждений Первого Санкт-Петербургского государственного университета имени Павлова Ильдар Миннуллин назвал идею выяснять профессию пассажиров «нежизнеспособной».
— Есть целая группа врачей, которые непосредственно с пациентами не работают, и не факт, что они смогут оказать необходимую помощь, хотя у них есть высшее медицинское образование, — говорит эксперт.
При этом, по словам Миннуллина, и сейчас бортпроводники часто обращаются за помощью к пассажирам.
— Несколько месяцев назад я возвращался из командировки, и во время полета пассажиру стало плохо, — вспоминает он. — Стюардесса по громкой связи спросила, нет ли врачей на борту самолета. Передо мной сидела целая группа стоматологов, которые даже не пошевелились, поскольку в их навыки не входит первая помощь или реанимация.
Миннуллин отметил, что гораздо более реально в обязательном порядке обучать членов экипажа основам медицины, после чего периодически проверять эти знания с помощью обязательных экзаменов.
Председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин полагает, что подобная инициатива может быть поддержана, однако для успешной реализации необходимо тщательно продумать все детали.
— Когда нужна экстренная помощь, всегда есть громкая связь с пассажирами, — отмечает эксперт. — На объявление потребуется примерно столько же времени, как если бортпроводник дойдет до конкретного человека. Тем более нельзя же предугадать, в какой части самолета пассажиру станет плохо, чтобы туда заранее посадить врача. Нужно прорабатывать нюансы, чтобы улучшить оперативность действий и увеличить количество желающих помочь.