Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающая цифра


29 сентября 2014 года Александр Швыдкин, КоммерсантЪ - Приложение (Авиация)


17 июня на ульяновском заводе "Авиастар" состоялась выкатка первого серийного самолета Ил-76МД-90А, представляющего современную версию легендарного Ил-76, до сих пор одного из самых эффективных в мире тяжелых военно-транспортных самолетов.

Минимальный пробег
 
История тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 началась в 1966 году, когда коллектив ОКБ С. В. Ильюшина приступил к проектированию нового реактивного самолета на замену турбовинтовому Ан-12, основному на тот момент транспортному самолету СССР. Необходимость замены "12-го" была вызвана прежде всего тем, что тремя годами ранее, в 1963-м, в США вышел на испытания реактивный военно-транспортный самолет Lockheed C-141A Starlifter, в одночасье перевернувший представления о самолетах данного класса и суливший американским военным новое средство доставки вооружения и техники с высокой скоростью на большие расстояния. Как только стало понятно, что "американец" получился удачным, отечественным разработкам дали зеленый свет.
 
Попытки создания реактивного ВТС предпринимались и раньше: еще в 1958 году в ОКБ А. Н. Туполева был создан Ту-107 — военно-транспортный самолет на базе пассажирского Ту-104, оснащенный погрузочной рампой в хвостовой части фюзеляжа. Военных Ту-107 не устроил: он не умел медленно летать, что необходимо при десантировании людей и грузов на парашютах, и грунтовые фронтовые аэродромы были для него непригодны. Уже тогда стало понятно, что такой специфический самолет, как реактивный рамповый транспортник, нужно создавать с нуля, и работы по новому Ил-76 были проникнуты именно этой идеей.
 
В марте 1971 года первый опытный Ил-76 вышел на летные испытания. Внешне повторяя основные компоновочные решения "Старлифтера", самолет отличался от него одним важным качеством — гораздо лучшими взлетно-посадочными характеристиками. Четыре двигателя Д-30КП тягой по 12 тонн, оснащенные устройствами реверса тяги, и беспрецедентно мощная механизация крыла позволяли взлетать и приземляться на очень малых дистанциях (минимальный пробег — всего 450 м), а многоколесное шасси обеспечивало такую проходимость, что новый самолет мог летать с грунтовых аэродромов, недоступных даже для Ан-12. Грузоподъемность машины составила 40 тонн, она была выбрана под вес танка. В 1975 году Ил-76 был запущен в серийное производство в Ташкенте.
 
От модификации к модификации самолет совершенствовался: до полусотни тонн возросла грузоподъемность, увеличилась максимальная дальность полета, превысившая 7,6 тыс. км с нагрузкой 20 тонн, надежность и неприхотливость были выше всяких похвал. Ил-76 быстро пришелся ко двору и в гражданской авиации: в 1970-х началось освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, соответственно, возникла необходимость перевозить тяжелые грузы на плохо оборудованные таежные аэродромы. В целом самолет получился очень удачным, но вместе с ростом летных характеристик с ним происходило то, что происходит с любым летательным аппаратом в ходе его эволюции: Ил-76 тяжелел. И с каждой новой модификацией таяли запасы избыточной тяги двигателей Д-30КП. Дело в том, что турбовентиляторные двигатели семейства Д-30КУ/КП были разработаны для самолета Ил-62 и весь запас увеличения их мощности был исчерпан еще до появления Ил-76.
 
Нельзя сказать, что Ил-76 стал слабосильным, но в 1980-х он подошел к тому пределу, когда увеличение тяги двигателей стало не категорически необходимо, но очень желательно.
 
Роман с продолжением
 
В конце 1980-х в СССР появился новый двигатель ПС-90А конструкции Соловьева — отличный 16-тонник, экономичный и прогрессивный. Двигатель создавался для гражданских самолетов Ил-96-300 и Ту-204, и, конечно, сразу же возникла мысль "примерить" его на Ил-76. О прямой замене речь тогда не шла, и для ВВС и гражданской авиации был создан новый самолет Ил-76МФ с двигателями ПС-90А и удлиненным более чем на 6 м фюзеляжем. Новая машина могла перевозить более 50 тонн (максимально — 60 тонн) и брать на борт длинномерные грузы. За счет 15-процентной экономии топлива возросла дальность полета. Но Ил-76МФ вышел на испытания в 1995 году.
 
Ил-76МФ не пошел в серию, но оказал нашей авиации неоценимую услугу: он доказал, что самолет Ил-76 и двигатель ПС-90А не только отлично совместимы, но просто не могут жить друг без друга. Первым их встречным движением стала программа ремоторизации уже выпущенных Ил-76 в интересах гражданских перевозчиков. Дело в том, что Д-30КП не удовлетворял ограничениям по шуму и эмиссии выхлопных газов, что ограничивало доступ коммерческих Ил-76 в аэропорты Европы, перевозчики теряли прибыль, а вместе с ней и рынок. Успешная эксплуатация самолетов с новыми двигателями показала, что Ил-76 буквально расправил крылья: даже на крейсерском режиме каждый из четырех ПС-90А развивает тягу свыше 14 тонн, а на максимальном взлетном она достигает 16 тонн. Стало понятно главное: Ил-76 с ПС-90А стоит того, чтобы начать его серийное производство.
 
Лучший в своем классе
 
Первые сведения о готовящемся производстве обновленного Ил-476 появились в 2006 году, когда, после того как Ташкентский авиазавод, несмотря на все старания, не удалось включить в состав ОАК, было принято решение об организации производства в Ульяновске на заводе "Авиастар СП", который фактически остался без работы, после того как рынок отказался от широкой эксплуатации Ту-204 и остановилось производство Ан-124 "Руслан". До этого, в 2005-м, один из серийных Ил-76МД был переоборудован в вариант Ил-76МД-90 с новыми двигателями и успешно проходил летные испытания. В том же году ОАО "Пермский моторный завод" развернуло производство новой версии ПС-90А-76 — еще более экономичного двигателя, специально адаптированного для установки на Ил-76.
 
Первым официальным заказчиком новой машины стала авиакомпания "Волга-Днепр". Но уже тогда стало понятно, что гражданская модификация — это только первый шаг на пути нового самолета в военно-транспортную авиацию ВВС России. Разработка военно-транспортного Ил-76МД-90А (наименование Ил-476 осталось неофициальным) в основном завершилась к весне 2009-го. 22 сентября 2012 года первый опытный экземпляр Ил-76МД-90А поднялся в небо с аэродрома Ульяновск-Восточный. Нестареющий Ил-76 вступил во вторую жизнь.
 
Что же представляет собой эта незаурядная машина? Продукт весьма радикальной переработки. Кроме двигателей ПС-90А-76 самолет получил два главных новшества: усовершенствованное крыло и цифровой пилотажно-навигационный комплекс с индикацией данных на жидкокристаллических дисплеях ("стеклянная кабина"). Новое крыло благодаря применению длинномерных силовых панелей обшивки получилось более прочным и упругим, что во многом и обеспечило увеличение грузоподъемности: Ил-76МД-90А может поднимать груз весом от 52 тонн в стандартном варианте до и 60 тонн при ограниченной заправке топливом. Усовершенствованное напольное и крановое оборудование позволяет грузить и крепить паллеты и грузовые контейнеры международного стандарта. Новейший пилотажно-навигационный комплекс не только лучше информирует экипаж, снижая таким образом утомляемость летчиков, но и значительно повышает точность самолетовождения в загруженном воздушном пространстве. Дело в том, что современная гражданская авиация летает по нормам RVSM — с уменьшенными интервалами вертикального эшелонирования. Проще говоря, встречные самолеты расходятся на меньших интервалах по высоте, что требует более точной работы бортовой автоматики. И цифровая система автоматического управления Ил-76МД-90А эти нормы полностью обеспечивает.
 
Расход топлива у ПС-90А-76 на 17-19% меньше, чем у менее мощного Д-30КП-2 — таким образом, топливная эффективность возросла на 12%. Соответственно, с одной и той же нагрузкой в 47 тонн новый Ил-76МД-90А летит более чем на 5 тыс. км, а Ил-76МД — только на 4,2 тыс. км. И это притом, что новый самолет сам по себе тяжелее.
 
Но цифровые технологии применены не только в бортовом оборудовании самолета: он цифровой по способу производства. С 2006 года завод "Авиастар СП" провел модернизацию производства, практически на предприятии была создана новая производственная площадка. Новый самолет решили и делать по-новому: использование современного высокоточного производственного и контрольно-измерительного оборудования потребовало перевести всю документацию самолета с бумажных чертежей в трехмерные цифровые модели.
 
В октябре 2012 года ОАК удалось согласовать стратегически важный для отечественного авиастроения проект. Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина и Министерство обороны РФ заключили контракт на сумму 140 млрд руб. Контракт предусматривает поставку ВВС 39 самолетов Ил-76МД-90А. График поставок нарастающий: от 2 самолетов в 2014 году до 12 — в 2020-м. 17 июня состоялась выкатка из сборочного цеха первого серийного самолета, построенного в рамках контракта.
 
Не исключено, что коммерческие перевозчики тоже проявят интерес к покупкам новых или ремоторизации старых самолетов, но сегодня это невозможно: завод "Авиастар СП" только начал осваивать производство, предстоит набрать и обучить не меньше 1,5 тыс. основных производственных рабочих, да и возможности пермских моторостроителей пока ограничены работой по военному заказу. Реанимация, казалось бы, давно уже погибших авиастроительных предприятий — дело небыстрое, здесь главное люди, а не железо. Тем не менее, по заявлению генерального директора ЗАО "Авиастар-СП" Сергея Дементьева, к 2018 году предприятие сможет собирать до 18 самолетов в год.
 
Двигатель ПС-90А нельзя считать последним словом современного двигателестроения. Самолет Ил-76 тоже отнюдь не молод. Но удивительным образом их симбиоз породил современный самолет, который можно считать самым эффективным в классе 50 тонн грузоподъемности, в том числе по соотношению стоимость/эффективность. Успех начального этапа производства тем более ценен, что события на Украине теперь уже со всей очевидностью ставят крест на программе российско-украинского Ан-70. На базе Ил-76МД-90А уже сегодня проектируется топливозаправщик, а Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева ведет разработку самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-100 "Премьер". Кроме этого госпрограмма вооружений предусматривает закупку ряда спецсамолетов на базе Ил-76. По большому счету вторая жизнь этого транспортника должна была стать продолжением его эволюции еще в 1990-е годы. Но лучше поздно, чем никогда.


комментарии (4):

ССИ      29/09/2014 [17:15:13]#1
Кто-нибудь может мне сказать, зачем самолету ВТА (военно-транспортной авиации) требования RVSM? В европах такие самолеты будут летать для выброски десанта и им плевать на эти требования, а "граждане"... Провозные емкости современных широкофюзеляжных полупустые, транспортная авиация для провозки крупногабаритов - мало заказов. Не будут частники покупать Ил-476, хватает тех самолетов, какие есть. Потом, Полет - банкрот, Волга-Днепр - сколько еще проживет, ЭйрБриджКарго - половина парка стоит... Опять завоевываем 100% рынка??? Как с супером и МС-21?

West_1      29/09/2014 [19:05:20]#2
2 ССИ
Ну хотя бы для того, что бы летать по гражданским трассам выше чем FL280.

West_1      29/09/2014 [19:05:24]#3
2 ССИ
Ну хотя бы для того, что бы летать по гражданским трассам выше чем FL280.

Nicky      30/09/2014 [16:41:45]#4
ССИ
На самом деле, война-войной, а для полётов в мирное время зачем создавать сложности? К тому-же это никаких особйх затрат не требует - комплекс всё равно новый.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer