По мнению всех экспертов, принявших участие в слушаниях, крайне необходимым является создание в государстве единого полномочного органа в области гражданской авиации. Большинство из них высказалось за создание этого органа в форме Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
Поднятый вопрос злободневен, о нем в течение ряда лет «бьют в колокола» все общественные организации отрасли, представители авиационного бизнеса, руководители ряда регионов страны, для которых развитие гражданской авиации имеет особое значение.
По результатам слушаний Комиссия Общественной палаты Российской Федерации обратилась к общественным организациям гражданской авиации Российской Федерации (Общественный совет при Росавиации, Экспертный совет в области гражданской авиации России, профсоюзы, ассоциации, НКО, союзы, ветеранские организации) с предложением рассмотреть на заседаниях своих советов вопрос о создании в структуре Правительства Российской Федерации Министерства гражданской авиации.
По итогам общеотраслевых обсуждений Общественной палатой Российской Федерации запланировано проведение в октябре текущего года открытого слушания в широком формате с привлечением всех заинтересованных органов исполнительной власти, представителей общественных советов при профильных ведомствах, экспертного сообщества, ветеранов отрасли.
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта во второй половине августа текущего года провел заседание (методом официального заочного опроса) по данному вопросу.
По результатам опроса все члены Общественного совета выразили глубокую озабоченность состоянием дел в гражданской авиации России, связанных с проблемами:
- безопасности полетов;
- нормативно-правовой базы;
- подготовки летного состава и других авиационных специалистов;
- кризисной ситуации с местными и региональными авиаперевозками;
- отсталости инфраструктуры региональных и местных аэропортов, ряда аэропортов федерального значения;
- неоптимального облика парка воздушных судов гражданского воздушного флота России и др.
Члены Общественного совета отметили, что серьезным недостатком, препятствующим комплексному развитию гражданской авиации в рыночных условиях, является многоступенчатая, несовершенная структура государственного управления и регулирования гражданской авиацией в современных условиях.
Почти за 23 года после расформирования Министерства гражданской авиации СССР государственная структура гражданской авиации без достаточного обоснования менялась восемь раз. Шесть раз структуры входили в состав Минтранса России, дважды подчинялись непосредственно Правительству Российской Федерации. За это время сменилось одиннадцать руководителей авиационной отрасли страны.
В настоящее время вместо единого полномочного органа в области гражданской авиации функционируют четыре государственных структуры (Минтранс России с Департаментом государственной политики в области гражданской авиации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет). Взаимодействие между ними должным образом не отлажено, функции каждой структуры ограничены, ответственность за общее состояние дел и, в первую очередь, за безопасность полетов размыта.
Стандарты и Рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО) требуют, чтобы в каждом государстве был образован единый полномочный орган. Все государства – члены ИКАО, за исключением Российской Федерации, следуют этим правилам.
По мнению всех членов Общественного совета, в самом сложном положении оказалось Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). В обществе сложилось устойчивое мнение о том, что именно Росавиация несет всю ответственность за состояние дел в гражданской авиации. Однако полномочия Росавиации неадекватны фактической ответственности. Они ограничены Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта.
Членами Общественного совета отмечено, что в настоящее время все общественные организации гражданской авиации и авиационный бизнес настоятельно предлагают изменить государственную структуру управления и регулирования гражданской авиацией, образовать единый полномочный орган в области гражданской авиации, непосредственно подчиненный Правительству Российской Федерации. Это диктуется спецификой работы гражданской авиации, жесткой регламентацией ее деятельности в соответствии с требованиями Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО, масштабностью территории государства и сложностью его экономики, необходимостью опережающего развития самого скоростного вида транспорта при интенсивном освоении удаленных и труднодоступных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Арктики и др.).
Значение гражданской авиации в развитии общества и экономики страны будет неизменно расти, поэтому структура гражданской авиации России должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу и стабильность. Целесообразность прямого подчинения полномочного органа гражданской авиации непосредственно Правительству подтверждена положительным опытом Индии, Бразилии и ряда других стран.
По итогам опроса все члены Общественного совета высказались за создание единой государственной структуры, подчиненной непосредственно Правительству Российской Федерации, из них 90% – за воссоздание Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта решил:
Поддержать инициативу авиационной общественности по воссозданию Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
Протокол заседания Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта направлен в Общественную палату Российской Федерации и в Департамент Правительства Российской Федерации по формированию системы «Открытое правительство».
В средствах массовой информации в настоящее время очень интенсивно обсуждается данный вопрос. Вполне естественно, что на этот счет высказываются различные мнения. Некоторые авторы считают, что люди, предлагающие воссоздать МГА СССР, являются фантастами и «ностальгаторами». Хотели бы заметить, что таких в авиационном экспертном сообществе нет. Разговор идет о создании Министерства гражданской авиации Российской Федерации, полностью адаптированного к рыночным условиям.
А почему бы такому не быть в нашем государстве? Как упомянуто в протоколе, подобные структуры десятилетиями работают в Индии, Бразилии и ряде других стран. Да, в некоторых государствах авиационная администрация входит в состав министерства транспорта. Конечно, зарубежный опыт должен всегда анализироваться, но при создании своих государственных структур должна учитываться специфика страны, ее правовой базис, собственный опыт, традиции и менталитет общества.
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта выражает надежду, что высшее руководство страны примет кардинальные меры по совершенствованию системы управления и регулирования гражданской авиации.
Петр Дейнекин, председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Герой Российской Федерации, Заслуженный военный летчик СССР
Виктор Горлов, заместитель председателя Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации