Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиатранспортной отрасли России – единый государственный орган регулирования и управления


18.09.14 11:39 Петр Дейнекин, Виктор Горлов, Журнал "АвиаСоюз"


22 июля 2014 г. в Комиссии по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «Безопасность полетов в гражданской авиации». В ходе слушаний остро встал вопрос о несовершенстве системы государственного регулирования и управления гражданской авиацией, что негативно влияет на состояние безопасности полетов, эффективность работы авиационного транспорта, удовлетворение потребностей экономики и общества.

По мнению всех экспертов, принявших участие в слушаниях, крайне необходимым является создание в государстве единого полномочного органа в области гражданской авиации. Большинство из них высказалось за создание этого органа в форме Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
 
Поднятый вопрос злободневен, о нем в течение ряда лет «бьют в колокола» все общественные организации отрасли, представители авиационного бизнеса, руководители ряда регионов страны, для которых развитие гражданской авиации имеет особое значение.
 
По результатам слушаний Комиссия Общественной палаты Российской Федерации обратилась к общественным организациям гражданской авиации Российской Федерации (Общественный совет при Росавиации, Экспертный совет в области гражданской авиации России, профсоюзы, ассоциации, НКО, союзы, ветеранские организации) с предложением рассмотреть на заседаниях своих советов вопрос о создании в структуре Правительства Российской Федерации Министерства гражданской авиации.
 
По итогам общеотраслевых обсуждений Общественной палатой Российской Федерации запланировано проведение в октябре текущего года открытого слушания в широком формате с привлечением всех заинтересованных органов исполнительной власти, представителей общественных советов при профильных ведомствах, экспертного сообщества, ветеранов отрасли.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта во второй половине августа текущего года провел заседание (методом официального заочного опроса) по данному вопросу.
 
По результатам опроса все члены Общественного совета выразили глубокую озабоченность состоянием дел в гражданской авиации России, связанных с проблемами:
 
- безопасности полетов;
-  нормативно-правовой базы;
-  подготовки летного состава и других авиационных специалистов;
-  кризисной ситуации с местными и региональными авиаперевозками;
-  отсталости инфраструктуры региональных и местных аэропортов, ряда аэропортов федерального значения;
-  неоптимального облика парка воздушных судов гражданского воздушного флота России и др.
 
Члены Общественного совета отметили, что серьезным недостатком, препятствующим комплексному развитию гражданской авиации в рыночных условиях, является многоступенчатая, несовершенная структура государственного управления и регулирования гражданской авиацией в современных условиях.
 
Почти за 23 года после расформирования Министерства гражданской авиации СССР государственная структура гражданской авиации без достаточного обоснования менялась восемь раз. Шесть раз структуры входили в состав Минтранса России, дважды подчинялись непосредственно Правительству Российской Федерации. За это время сменилось одиннадцать руководителей авиационной отрасли страны.
 
В настоящее время вместо единого полномочного органа в области гражданской авиации функционируют четыре государственных структуры (Минтранс России с Департаментом государственной политики в области гражданской авиации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет). Взаимодействие между ними должным образом не отлажено, функции каждой структуры ограничены, ответственность за общее состояние дел и, в первую очередь, за безопасность полетов размыта.
 
Стандарты и Рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО) требуют, чтобы в каждом государстве был образован единый полномочный орган. Все государства – члены ИКАО, за исключением Российской Федерации, следуют этим правилам.
 
По мнению всех членов Общественного совета, в самом сложном положении оказалось Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). В обществе сложилось устойчивое мнение о том, что именно Росавиация несет всю ответственность за состояние дел в гражданской авиации. Однако полномочия Росавиации неадекватны фактической ответственности. Они ограничены Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта.
 
Членами Общественного совета отмечено, что в настоящее время все общественные организации гражданской авиации и авиационный бизнес настоятельно предлагают изменить государственную структуру управления и регулирования гражданской авиацией, образовать единый полномочный орган в области гражданской авиации, непосредственно подчиненный Правительству Российской Федерации. Это диктуется спецификой работы гражданской авиации, жесткой регламентацией ее деятельности в соответствии с требованиями Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО, масштабностью территории государства и сложностью его экономики, необходимостью опережающего развития самого скоростного вида транспорта при интенсивном освоении удаленных и труднодоступных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Арктики и др.). 
 
Значение гражданской авиации в развитии общества и экономики страны будет неизменно расти, поэтому структура гражданской авиации России должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу и стабильность. Целесообразность прямого подчинения полномочного органа гражданской авиации непосредственно Правительству подтверждена положительным опытом Индии, Бразилии и ряда других стран.
 
По итогам опроса все члены Общественного совета высказались за создание единой государственной структуры, подчиненной непосредственно Правительству Российской Федерации, из них 90% – за воссоздание Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта решил:
 
Поддержать инициативу авиационной общественности по воссозданию Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
Протокол заседания Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта направлен в Общественную палату Российской Федерации и в Департамент Правительства Российской Федерации по формированию системы «Открытое правительство». 
 
В средствах массовой информации в настоящее время очень интенсивно обсуждается данный вопрос. Вполне естественно, что на этот счет высказываются различные мнения. Некоторые авторы считают, что люди, предлагающие воссоздать МГА СССР, являются фантастами и «ностальгаторами». Хотели бы заметить, что таких в авиационном экспертном сообществе нет. Разговор идет о создании Министерства гражданской авиации Российской Федерации, полностью адаптированного к рыночным условиям. 
 
А почему бы такому не быть в нашем государстве? Как упомянуто в протоколе, подобные структуры десятилетиями работают в Индии, Бразилии и ряде других стран. Да, в некоторых государствах авиационная администрация входит в состав министерства транспорта. Конечно, зарубежный опыт должен всегда анализироваться, но при создании своих государственных структур должна учитываться специфика страны, ее правовой базис, собственный опыт, традиции и менталитет общества.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта выражает надежду, что высшее руководство страны примет кардинальные меры по совершенствованию системы управления и регулирования гражданской авиации.
 
Петр Дейнекин, председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Герой Российской Федерации, Заслуженный военный летчик СССР
 
Виктор Горлов, заместитель председателя Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации

 



комментарии (1):

Владислав Катчан      21/09/2014 [01:02:12]#1
Уважаемые авторы не упомянули еще об одном органе государственного регулирования и управления отраслью гражданской авиации - институте советников президента. Впечатление такое, что влияние на иногда принимаемые президентом экспромтом решения в сфере ГА некомпетентного, но пользующегося его доверием, советника могут свести на нет грамотные решения любого, в том числе и предлагаемого единого органа госуправления отраслью. Но это уже из области неизбежных издержек, сопровождающих авторитарный режим управления экономикой страны, утвердившийся при президенте В.В.Путине.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer