Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиатранспортной отрасли России – единый государственный орган регулирования и управления


18.09.14 11:39 Петр Дейнекин, Виктор Горлов, Журнал "АвиаСоюз"


22 июля 2014 г. в Комиссии по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «Безопасность полетов в гражданской авиации». В ходе слушаний остро встал вопрос о несовершенстве системы государственного регулирования и управления гражданской авиацией, что негативно влияет на состояние безопасности полетов, эффективность работы авиационного транспорта, удовлетворение потребностей экономики и общества.

По мнению всех экспертов, принявших участие в слушаниях, крайне необходимым является создание в государстве единого полномочного органа в области гражданской авиации. Большинство из них высказалось за создание этого органа в форме Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
 
Поднятый вопрос злободневен, о нем в течение ряда лет «бьют в колокола» все общественные организации отрасли, представители авиационного бизнеса, руководители ряда регионов страны, для которых развитие гражданской авиации имеет особое значение.
 
По результатам слушаний Комиссия Общественной палаты Российской Федерации обратилась к общественным организациям гражданской авиации Российской Федерации (Общественный совет при Росавиации, Экспертный совет в области гражданской авиации России, профсоюзы, ассоциации, НКО, союзы, ветеранские организации) с предложением рассмотреть на заседаниях своих советов вопрос о создании в структуре Правительства Российской Федерации Министерства гражданской авиации.
 
По итогам общеотраслевых обсуждений Общественной палатой Российской Федерации запланировано проведение в октябре текущего года открытого слушания в широком формате с привлечением всех заинтересованных органов исполнительной власти, представителей общественных советов при профильных ведомствах, экспертного сообщества, ветеранов отрасли.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта во второй половине августа текущего года провел заседание (методом официального заочного опроса) по данному вопросу.
 
По результатам опроса все члены Общественного совета выразили глубокую озабоченность состоянием дел в гражданской авиации России, связанных с проблемами:
 
- безопасности полетов;
-  нормативно-правовой базы;
-  подготовки летного состава и других авиационных специалистов;
-  кризисной ситуации с местными и региональными авиаперевозками;
-  отсталости инфраструктуры региональных и местных аэропортов, ряда аэропортов федерального значения;
-  неоптимального облика парка воздушных судов гражданского воздушного флота России и др.
 
Члены Общественного совета отметили, что серьезным недостатком, препятствующим комплексному развитию гражданской авиации в рыночных условиях, является многоступенчатая, несовершенная структура государственного управления и регулирования гражданской авиацией в современных условиях.
 
Почти за 23 года после расформирования Министерства гражданской авиации СССР государственная структура гражданской авиации без достаточного обоснования менялась восемь раз. Шесть раз структуры входили в состав Минтранса России, дважды подчинялись непосредственно Правительству Российской Федерации. За это время сменилось одиннадцать руководителей авиационной отрасли страны.
 
В настоящее время вместо единого полномочного органа в области гражданской авиации функционируют четыре государственных структуры (Минтранс России с Департаментом государственной политики в области гражданской авиации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет). Взаимодействие между ними должным образом не отлажено, функции каждой структуры ограничены, ответственность за общее состояние дел и, в первую очередь, за безопасность полетов размыта.
 
Стандарты и Рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО) требуют, чтобы в каждом государстве был образован единый полномочный орган. Все государства – члены ИКАО, за исключением Российской Федерации, следуют этим правилам.
 
По мнению всех членов Общественного совета, в самом сложном положении оказалось Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). В обществе сложилось устойчивое мнение о том, что именно Росавиация несет всю ответственность за состояние дел в гражданской авиации. Однако полномочия Росавиации неадекватны фактической ответственности. Они ограничены Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта.
 
Членами Общественного совета отмечено, что в настоящее время все общественные организации гражданской авиации и авиационный бизнес настоятельно предлагают изменить государственную структуру управления и регулирования гражданской авиацией, образовать единый полномочный орган в области гражданской авиации, непосредственно подчиненный Правительству Российской Федерации. Это диктуется спецификой работы гражданской авиации, жесткой регламентацией ее деятельности в соответствии с требованиями Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО, масштабностью территории государства и сложностью его экономики, необходимостью опережающего развития самого скоростного вида транспорта при интенсивном освоении удаленных и труднодоступных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Арктики и др.). 
 
Значение гражданской авиации в развитии общества и экономики страны будет неизменно расти, поэтому структура гражданской авиации России должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу и стабильность. Целесообразность прямого подчинения полномочного органа гражданской авиации непосредственно Правительству подтверждена положительным опытом Индии, Бразилии и ряда других стран.
 
По итогам опроса все члены Общественного совета высказались за создание единой государственной структуры, подчиненной непосредственно Правительству Российской Федерации, из них 90% – за воссоздание Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта решил:
 
Поддержать инициативу авиационной общественности по воссозданию Министерства гражданской авиации Российской Федерации.
Протокол заседания Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта направлен в Общественную палату Российской Федерации и в Департамент Правительства Российской Федерации по формированию системы «Открытое правительство». 
 
В средствах массовой информации в настоящее время очень интенсивно обсуждается данный вопрос. Вполне естественно, что на этот счет высказываются различные мнения. Некоторые авторы считают, что люди, предлагающие воссоздать МГА СССР, являются фантастами и «ностальгаторами». Хотели бы заметить, что таких в авиационном экспертном сообществе нет. Разговор идет о создании Министерства гражданской авиации Российской Федерации, полностью адаптированного к рыночным условиям. 
 
А почему бы такому не быть в нашем государстве? Как упомянуто в протоколе, подобные структуры десятилетиями работают в Индии, Бразилии и ряде других стран. Да, в некоторых государствах авиационная администрация входит в состав министерства транспорта. Конечно, зарубежный опыт должен всегда анализироваться, но при создании своих государственных структур должна учитываться специфика страны, ее правовой базис, собственный опыт, традиции и менталитет общества.
 
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта выражает надежду, что высшее руководство страны примет кардинальные меры по совершенствованию системы управления и регулирования гражданской авиации.
 
Петр Дейнекин, председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Герой Российской Федерации, Заслуженный военный летчик СССР
 
Виктор Горлов, заместитель председателя Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации

 



комментарии (1):

Владислав Катчан      21/09/2014 [01:02:12]#1
Уважаемые авторы не упомянули еще об одном органе государственного регулирования и управления отраслью гражданской авиации - институте советников президента. Впечатление такое, что влияние на иногда принимаемые президентом экспромтом решения в сфере ГА некомпетентного, но пользующегося его доверием, советника могут свести на нет грамотные решения любого, в том числе и предлагаемого единого органа госуправления отраслью. Но это уже из области неизбежных издержек, сопровождающих авторитарный режим управления экономикой страны, утвердившийся при президенте В.В.Путине.













Материалы рубрики

Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer