Арбитражный суд Москвы вчера отказался удовлетворить заявление "Аэрофлота" о признании незаконным предупреждения ФАС, которая требовала усовершенствовать систему продаж авиабилетов, снижая их стоимость накануне вылета. Об этом вчера сообщили представители ведомства.
Напомним, что "Аэрофлот" оспорил позицию ФАС, которая еще в феврале грозила возбудить дела в отношении крупнейших авиаперевозчиков из-за завышения цен на билеты. Претензии службы вызвало то, что цены на билеты только повышаются с приближением даты вылета. По мнению ведомства, авиакомпании пытаются заработать на монопольном положении и не хотят менять ценовую политику. В апреле ФАС выдала предупреждение "Аэрофлоту", его дочерним компаниям "Россия" и "Оренбургские авиалинии", "Трансаэро", "ЮТэйр", "Сибири" и ее дочерней компании "Глобус", в котором потребовала за полтора месяца усовершенствовать систему продаж авиабилетов. По мнению ФАС, перевозчики навязали потребителям тарифы "без учета динамики потребительского спроса по мере приближения к дате вылета", а отказ от ценовой конкуренции в день вылета ограничивает конкуренцию на рынках авиаперевозок. Помимо этого, темпы роста перевозок начинают замедляться, что ущемляет интересы неопределенного круга лиц, полагали в ведомстве.
Вчера в ФАС отказались детально комментировать судебное решение. Но источник, близкий к службе, пояснил "Ъ", что оно "фактически должно обязать "Аэрофлот" последовать предписанию службы и изменить подход к ценообразованию на билеты в сторону снижения ближе к дате вылета". В "Аэрофлоте" отказались от комментариев до получения мотивировочной части решения. Но источник, близкий к перевозчику, заявил, что "в рамках претензий ценовая политика не противоречит позиции ФАС и компания может доказать свою правоту".
В "Трансаэро" и "Сибири" (работает под брендом S7) решение ФАС не оспаривали и о таких планах не сообщили. Но в "Трансаэро" отметили, что менять нынешнюю систему нет необходимости, она де-факто соответствует предложениям ФАС, нормативным актам Минтранса, требованиям рынка и международной практике. "Чрезмерное вмешательство госорганов в сбалансированную систему продаж может привести к серьезным негативным последствиям",— считают в компании.
Борис Рыбак из Infomost говорит, что предлагаемый ФАС механизм ценообразования разрушает систему управления и регулирования тарифов, которую мировая авиация отлаживала на протяжении 60 лет, и в результате "Аэрофлот" может стать убыточным. Руководитель группы антимонопольного права юрфирмы ЮСТ Радмила Никитина считает, что следующим шагом ФАС может стать возбуждение антимонопольного дела по признакам злоупотребления авиакомпанией доминирующем положением. В случае вынесения ФАС негативного решения при последующем его обжаловании авиакомпанией суды будут ориентироваться на ранее принятое решение по обжалованию предупреждения, поясняет она. При этом госпожа Никитина отметила, что с момента вынесения предупреждения экономическая ситуация на рынке авиаперевозок изменилась в худшую сторону и, возможно, ФАС смягчит свою позицию.