О прекращении производства по уголовному делу сегодня сообщила официальный представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СКР Татьяна Морозова. «Завершено расследование уголовного дела, возбужденного по факту катастрофы воздушного судна ТУ-204 авиакомпании Red Wings в аэропорту Внуково.
29 декабря 2012 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц),— сказала госпжа Морозова.— Решение о прекращении уголовного дела принято по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи со смертью командира воздушного судна и его бортинженера».
В СКР уточнили, что, согласно экспертизе, причиной катастрофы явились: повышенная скорость захода на посадку, невыполнение экипажем стандартных процедур на посадке. По данным следствия, бортинженер не проконтролировал выпуск интерцепторов и не произвел их выпуск в ручном режиме, командир перевел рычаг управления реверсом обоих двигателей в положение «Максимальный реверс» без фиксации на площадке «Малый реверс» и получения доклада от бортинженера «Малый реверс включен». Кроме того, имел место непреднамеренный выход двигателей на повышенные обороты прямой тяги при использовании рычага управления реверсом.
При этом, согласно выводам экспертов, уровень профессиональной подготовки членов экипажа и их квалификация соответствовали установленным требованиям. Воздушное судно готовилось к полету установленным порядком, было исправным и пригодным для производства полетов. Взлетно-посадочная полоса, система ее светосигнального оборудования соответствовали условиям приема воздушного судна. Фактическая погода на аэродроме Внуково позволяла самолету совершить благополучную посадку. Метеобеспечение воздушного судна было организовано правильно.
Как ранее рассказывал “Ъ”, 29 декабря 2012 года Ту-204 совершал перегонный рейс без пассажиров по маршруту Пардубице (Чехия)—Внуково. На борту находились восемь человек — пилоты и бортпроводники. При заходе на посадку лайнер не смог остановиться на полосе, выкатился за ее пределы, снес ограждение аэропорта и остановился посередине Киевского шоссе. Самолет развалился на три части и загорелся. При этом погибли командир экипажа, второй пилот, бортинженер и две бортпроводницы. Пострадал водитель Volvo, ехавшей в этот момент по Киевскому шоссе: по машине ударило отлетевшее от самолета колесо.
Специалисты МАКа пришли к выводу, что к катастрофе привела совокупность нескольких факторов. Оказалось, что при посадке у Ту-204 не включился реверс двигателей для торможения. Однако эксперты убеждены, что пилоты могли остановить лайнер вручную путем выпуска интерцепторов — закрылков. «Невключение реверса в процессе пробега и отсутствие торможения стали пусковым механизмом для создания сильнейшего психоэмоционального напряжения у всех членов экипажа, на фоне которого дальнейшие действия на заключительном этапе пробега носили импульсивный и хаотичный характер»,— говорилось в заключении МАКа.
В заключении отдельно отмечено, что буквально за несколько дней до катастрофы с Ту-204 произошло другое происшествие, правда окончившееся благополучно. 20 декабря 2012 года Ту-204 выполнял рейс из Москвы в Новосибирск. При посадке в аэропорту Толмачево из-за невключения реверса самолет вылетел на 300 м за пределы взлетно-посадочной полосы, повредив шасси. Как считают в МАКе, тогда экипаж также не попытался остановить лайнер вручную.
Причиной отказа реверса, по мнению специалистов, является «разрегулировка механизма управления и блокировки реверсивного устройства обоих двигателей». Члены экипажа могли и обязаны были справиться с этой проблемой. Но они заходили на посадку с превышением скорости, а при возникновении нештатной ситуации управление фактически принял на себя бортинженер. По крайней мере, практически все команды исходили именно от него. При этом он, правда, не выполнил своих прямых обязанностей по выпуску закрылков вручную. Действия экипажа были проанализированы авиационными психологами. По их выводам взаимодействие в экипаже было полностью нарушено. Между тем принятие правильного решения гарантированно обеспечивало остановку лайнера в пределах взлетного поля.