Депутат Госдумы Владимир Гутенев намерен возобновить обсуждение законопроекта, запрещающего регистрацию воздушных судов в иностранной юрисдикции, чтобы обезопасить российских пассажиров от возможных санкций. Парламентарий предлагает вывести из тени офшорных зон самолеты, зарегистрированные там, но использующиеся в России.
Впервые законопроект был предложен депутатом для широкого обсуждения еще в прошлом году. Однако тогда профильный комитет нижней палаты парламента отклонил инициативу Гутенева. Однако в новых общественно-политических реалиях вопрос, поднимаемый парламентарием, становится весьма актуальным.
— В связи с серьезной уязвимостью наших авиаперевозчиков и возникло желание еще раз вернуться к этой теме и обсудить с экспертным сообществом не только экономическую, но и политическую безопасность, — объясняет Гутенев. — Так как большинство авиалайнеров находится в юрисдикции Бермудских островов и Ирландии, они уязвимы в правовом положении для введения различных санкций.
По словам депутата, в настоящее время более 90% авиаперевозок в стране выполняется самолетами, зарегистрированными вне российской юрисдикции — на Бермудских островах или в Ирландии. Состояние летной годности воздушных судов определяют именно эти страны. Они же продлевают соответствующий сертификат.
— Практически — это офшорные зоны, которые через так называемую оптимизацию схем платежей и налогов за счет нахождения собственника вне российской юрисдикции позволяют минимизировать налоги, которых лишаются региональные и федеральный бюджеты. Считаю, что гражданские пассажирские воздушные суда должны допускаться к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности, выданного российскими уполномоченными органами, — заявил парламентарий.
При этом он подчеркнул, что в России стоимость билетов в сравнении с Европой и Америкой выше, тем не менее российские авиакомпании, использующие самолеты с зарубежной регистрацией и не обремененные необходимостью уплаты таможенных пошлин и налогов, продолжают говорить о якобы низкой рентабельности.
— Из-за того что авиатехника числится в юрисдикции других стран, в случае необходимости мы не сможем использовать юридические и правовые механизмы для ее эксплуатации. В итоге, что мы имеем сейчас: большинство самолетов в стране — зарубежного производства, соответственно, запчасти к ним — зарубежные, находятся они, как правило, в зарубежной юрисдикции и ввозятся по лизинговым схемам, к тому же, несмотря на серьезное сопротивление профессионального сообщества, мы дали возможность работать в России зарубежным пилотам в качестве командиров экипажей, — подчеркнул Гутенев.
Член Общественной палаты, директор Института политических исследований Сергей Марков поддержал Гутенева.
— По имеющейся у нас информации, офшорные зоны берутся под контроль Вашингтоном и передают всю информацию на клиентов в США, — заявил Марков.
Он считает, что в России надо срочно принять программу по восстановлению авиапрома. Эксперт напомнил, что еще 25–30 лет назад почти каждый второй самолет в мире был советского производства.
— Последние 20 лет наш авиапром планомерно уничтожали. Между тем — это огромная область, связанная с высокими технологиями. Она тянет за собой двигателе- и приборостроение. Авиапром станет центром самых современных технологий, — считает Марков.
По его мнению, восстановить российское производство возможно в ближайшее десятилетие.
— Это будет не так быстро, но и не так долго. За 7–8 лет можно выйти на достойные объемы, и мы сможем не только себя оснастить, но и продавать технику в третьи страны. Многие государства не хотят слишком зависеть от США и ее союзников — Британии и Франции, — говорит эксперт.
Сам Гутенев также отметил, что был бы рад, если бы вопрос регистрации самолетов, взятых в лизинг или купленных, в России решился нормативными актами в Министерстве транспорта. В свою очередь, в ведомстве отметили, что до внесения законопроекта в Госдуму на обсуждение комментарии по этому вопросу преждевременны.