Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос предлагает начать создание лунных кранов и экскаваторов


11 августа 2014 года Иван Чеберко, Известия


Эта техника понадобится для строительства обитаемой базы на Луне.

Амбициозные планы российского руководства по освоению Луны и Марса нашли отражение в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы, разработанной Роскосмосом.
 
Проект новой ФКП, экземпляр которой есть в распоряжении «Известий», предусматривает, что уже в 2018 году начнутся работы по созданию элементов лунной базы и специальной техники, которая потребуется для строительства инфраструктуры на спутнике Земли.
 
«Направление "Пилотируемые полеты" включает проекты по созданию наземного отработочного комплекса-прототипа лунной базы 1-го этапа в составе четырёх модулей (жилого, лабораторного, энергетического, узлового модернизированного) для комплексной увязки и проверки принятых архитектурных и технических решений; создание опытных образцов для наземной отработки робототехнических средств для строительно-монтажных и грунтовых работ (РТС СМГР) на Луне из состава комплекса робототехнических средств  для развёртывания и строительства лунной базы 1-го этапа: мобильного крана-манипулятора, грейдера, экскаватора, кабелеукладчика, мобильного робота для селенологической разведки местности», - говорится в проекте ФКП.
 
Финансирование ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по Лунной базе ("ЛБ 1 этапа", "ЛБ-Тр", "ЛБ-Лскаф", "ЛБ-Робот", НИР "Пастораль") предлагается начать с 2018 года. Всего на выполнение этих работ Роскосмос просит выделить до 2025 года включительно 10,37 млрд руб.
 
Впервые заявление о том, что Россия в перспективе намерена начать колонизацию Луны, было сделано вице-премьером Дмитрием Рогозиным 12 апреля этого года. Несколько позже был опубликован проект Концепции российской лунной программы, подготовленной РАН, предприятиями Роскосмоса и МГУ. В этой работе описаны этапы создания к середине века обитаемой базы на Луне и лунного полигона с возможностью добычи на спутнике Земли полезных ископаемых. Первые экспедиции с высадкой космонавтов для создания постоянной лунной базы планируется осуществить в 2030 году.
 
Судьба Концепции российской лунной программы, как отдельного документа, неизвестна - не появлялось сообщений о том, что она одобрена, либо же раскритикована и убрана под сукно. В то же время очевидно, что авторы ФКП проект лунной базы восприняли всерьез и уже продумали, что понадобится при ее строительстве.
 
В Роскосмосе предпочли не комментировать проект ФКП.
 
Виктор Хартов, генеральный директор «НПО им. Лавочкина» (где в советское время были созданы автоматические комплексы для изучения Луны, в том числе знаменитые луноходы) констатирует, что технологии, связанные с робототехникой, сейчас в России находятся в глубоком загоне.
 
- Мы десятилетиями не занимались такими вещами, как роботы всех типов, мобильные средства для исследования других планет. Поэтому наверстывать отставание нужно как можно скорее и интенсивнее, - говорит Хартов. - Но чтобы эти затраты давали результат, необходима выделенная программа освоения Луны. Сейчас проекты, связанные с Луной, разбросаны по разным разделам: тут одни проекты по автомавтическим комплексам, там пилотируемая тематика, еще вот создание техники. Полагаю, все это должно быть взаимоувязано, лунные проекты стоит собрать в одну программу, в рамках которой уже заниматься финансированием технологий для того, чтобы пройти сначала первую фазу лунной программы, а затем уже и последующие, вплоть до освоения и колонизации Луны.
 
Отраслевые эксперты замысел Роскосмоса раскритиковали.
 
- Мы до создания лунных кранов еще не доросли, - говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. - Нам бы разобраться с той техникой, кооторая сейчас существует: она летает неизвестно как, обнажая системную проблему, решение которой само по себе требует колоссальных вливаний. И в этой ситуации тратить 10 млрд рублей на теоретические разработки для будущего, возможно, не оправданно. Безусловно, наши учреждения способны провести НИОКРы по лунной базе, лунным тракторам и так далее. Но пока дело дойдет до создания этой техники, время пройдет, очень многое изменится, и результаты этих работ, скорее всего, будут уже не особо полезны.
 
Член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин считает включение в проект ФКП проектов по разработке лунной техники неоправданным.
 
- За последние 20 лет чиновники Роскосмоса научились блестяще писать различные бумаги и концепции, которые выглядят достаточно логичными, но при этом не имеют никакого отношения к реальности, - говорит Ионин. - И это свойство впоследствии позволяет совершенно спокойно корректировать сроки, суммы, все переносить на более поздние сроки и т.д. Стоит вначале определиться с общеотраслевой концепцией. Вот сейчас идет реформа ракетно-космической отрасли. Она что - осуществляется под лунную программу? Никто об этом не говорит… Мы до сих пор не знаем, какова наша космическая стратегия, а без этого проектирование лунных тракторов смысла не имеет.
 
В Объединенной ракетно-космической корпорации "Известям" заявили, что детальное содержание проекта ФКП комментировать пока рано - документ еще будет редактироваться.
 
- Корпорация вместе с Роскосмосом активно участвует в разработе ФКП, - говорит Юрий Власов, заместитель гендиректора ОРКК. - Это очень важно, потому что формируется долгосрочная перспектива развития компонентной базы, определяется загрузка производственных площадей предприятий отрасли и понятная стратегия по количественным и качественным параметрам номенклатуры изделий, которые нужны для реализации целей ФКП.


комментарии (3):

GROMOV      11/08/2014 [18:42:31]#1
Все необходимое для страны будем производить и выращивать на Луне и чихать на эти санкции ....

vlTepes      12/08/2014 [09:20:37]#2
Нужна программа-локомотив прогресса.
Да, с точки зрения прямого финансового эффекта, она будет убыточна.
Но она потянет за собой развитие как прикладной науки, так и промышленности.
Плюс мотивация всей страны гордостью за достижения. Кое-что в СССР делали весьма правильно в свое время.
Так что - Луна так Луна. Есть точка зрения, что нужно сразу Марс пытаться.
Но мое мнение - пока двигателисты не совершат революцию и не обеспечат полетное время хотя бы в месяц - о регулярных пилотируемых полетах на Марс можно забыть.

ДедБезКрыла      12/08/2014 [17:50:24]#3
2 vlTapes
Учите историю и экономику. Вот в СССР "правильно" сделали программу "Буран-Энергия" - финансово убыточный локомотив прогресса. Итог - нет ни программы, ни СССР (расходы на программу стали одним из главных гвоздей в крышку гроба советской экономики).
Сначала надо научиться экономикой управлять (хотя бы удвоить ВВП, наконец), а потом про Луну думать.













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer