Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос предлагает начать создание лунных кранов и экскаваторов


11 августа 2014 года Иван Чеберко, Известия


Эта техника понадобится для строительства обитаемой базы на Луне.

Амбициозные планы российского руководства по освоению Луны и Марса нашли отражение в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы, разработанной Роскосмосом.
 
Проект новой ФКП, экземпляр которой есть в распоряжении «Известий», предусматривает, что уже в 2018 году начнутся работы по созданию элементов лунной базы и специальной техники, которая потребуется для строительства инфраструктуры на спутнике Земли.
 
«Направление "Пилотируемые полеты" включает проекты по созданию наземного отработочного комплекса-прототипа лунной базы 1-го этапа в составе четырёх модулей (жилого, лабораторного, энергетического, узлового модернизированного) для комплексной увязки и проверки принятых архитектурных и технических решений; создание опытных образцов для наземной отработки робототехнических средств для строительно-монтажных и грунтовых работ (РТС СМГР) на Луне из состава комплекса робототехнических средств  для развёртывания и строительства лунной базы 1-го этапа: мобильного крана-манипулятора, грейдера, экскаватора, кабелеукладчика, мобильного робота для селенологической разведки местности», - говорится в проекте ФКП.
 
Финансирование ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по Лунной базе ("ЛБ 1 этапа", "ЛБ-Тр", "ЛБ-Лскаф", "ЛБ-Робот", НИР "Пастораль") предлагается начать с 2018 года. Всего на выполнение этих работ Роскосмос просит выделить до 2025 года включительно 10,37 млрд руб.
 
Впервые заявление о том, что Россия в перспективе намерена начать колонизацию Луны, было сделано вице-премьером Дмитрием Рогозиным 12 апреля этого года. Несколько позже был опубликован проект Концепции российской лунной программы, подготовленной РАН, предприятиями Роскосмоса и МГУ. В этой работе описаны этапы создания к середине века обитаемой базы на Луне и лунного полигона с возможностью добычи на спутнике Земли полезных ископаемых. Первые экспедиции с высадкой космонавтов для создания постоянной лунной базы планируется осуществить в 2030 году.
 
Судьба Концепции российской лунной программы, как отдельного документа, неизвестна - не появлялось сообщений о том, что она одобрена, либо же раскритикована и убрана под сукно. В то же время очевидно, что авторы ФКП проект лунной базы восприняли всерьез и уже продумали, что понадобится при ее строительстве.
 
В Роскосмосе предпочли не комментировать проект ФКП.
 
Виктор Хартов, генеральный директор «НПО им. Лавочкина» (где в советское время были созданы автоматические комплексы для изучения Луны, в том числе знаменитые луноходы) констатирует, что технологии, связанные с робототехникой, сейчас в России находятся в глубоком загоне.
 
- Мы десятилетиями не занимались такими вещами, как роботы всех типов, мобильные средства для исследования других планет. Поэтому наверстывать отставание нужно как можно скорее и интенсивнее, - говорит Хартов. - Но чтобы эти затраты давали результат, необходима выделенная программа освоения Луны. Сейчас проекты, связанные с Луной, разбросаны по разным разделам: тут одни проекты по автомавтическим комплексам, там пилотируемая тематика, еще вот создание техники. Полагаю, все это должно быть взаимоувязано, лунные проекты стоит собрать в одну программу, в рамках которой уже заниматься финансированием технологий для того, чтобы пройти сначала первую фазу лунной программы, а затем уже и последующие, вплоть до освоения и колонизации Луны.
 
Отраслевые эксперты замысел Роскосмоса раскритиковали.
 
- Мы до создания лунных кранов еще не доросли, - говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. - Нам бы разобраться с той техникой, кооторая сейчас существует: она летает неизвестно как, обнажая системную проблему, решение которой само по себе требует колоссальных вливаний. И в этой ситуации тратить 10 млрд рублей на теоретические разработки для будущего, возможно, не оправданно. Безусловно, наши учреждения способны провести НИОКРы по лунной базе, лунным тракторам и так далее. Но пока дело дойдет до создания этой техники, время пройдет, очень многое изменится, и результаты этих работ, скорее всего, будут уже не особо полезны.
 
Член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин считает включение в проект ФКП проектов по разработке лунной техники неоправданным.
 
- За последние 20 лет чиновники Роскосмоса научились блестяще писать различные бумаги и концепции, которые выглядят достаточно логичными, но при этом не имеют никакого отношения к реальности, - говорит Ионин. - И это свойство впоследствии позволяет совершенно спокойно корректировать сроки, суммы, все переносить на более поздние сроки и т.д. Стоит вначале определиться с общеотраслевой концепцией. Вот сейчас идет реформа ракетно-космической отрасли. Она что - осуществляется под лунную программу? Никто об этом не говорит… Мы до сих пор не знаем, какова наша космическая стратегия, а без этого проектирование лунных тракторов смысла не имеет.
 
В Объединенной ракетно-космической корпорации "Известям" заявили, что детальное содержание проекта ФКП комментировать пока рано - документ еще будет редактироваться.
 
- Корпорация вместе с Роскосмосом активно участвует в разработе ФКП, - говорит Юрий Власов, заместитель гендиректора ОРКК. - Это очень важно, потому что формируется долгосрочная перспектива развития компонентной базы, определяется загрузка производственных площадей предприятий отрасли и понятная стратегия по количественным и качественным параметрам номенклатуры изделий, которые нужны для реализации целей ФКП.


комментарии (3):

GROMOV      11/08/2014 [18:42:31]#1
Все необходимое для страны будем производить и выращивать на Луне и чихать на эти санкции ....

vlTepes      12/08/2014 [09:20:37]#2
Нужна программа-локомотив прогресса.
Да, с точки зрения прямого финансового эффекта, она будет убыточна.
Но она потянет за собой развитие как прикладной науки, так и промышленности.
Плюс мотивация всей страны гордостью за достижения. Кое-что в СССР делали весьма правильно в свое время.
Так что - Луна так Луна. Есть точка зрения, что нужно сразу Марс пытаться.
Но мое мнение - пока двигателисты не совершат революцию и не обеспечат полетное время хотя бы в месяц - о регулярных пилотируемых полетах на Марс можно забыть.

ДедБезКрыла      12/08/2014 [17:50:24]#3
2 vlTapes
Учите историю и экономику. Вот в СССР "правильно" сделали программу "Буран-Энергия" - финансово убыточный локомотив прогресса. Итог - нет ни программы, ни СССР (расходы на программу стали одним из главных гвоздей в крышку гроба советской экономики).
Сначала надо научиться экономикой управлять (хотя бы удвоить ВВП, наконец), а потом про Луну думать.













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer