Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


О дураках и бесполетных зонах


30 июля 2014 года Михаил Ходаренок, ВПК


Катастрофа малайзийского «Боинга» заслонила почти все другие вопросы, связанные с конфликтом на Украине. Но они от этого не исчезли и никуда не делись. В частности, вооруженное противоборство в незалежной привело к резкой активизации разного рода «круглых столов», дискуссионных вечеров, ток-шоу и прочих многочисленных представлений. Все бы ничего, но к толкованию военно-политической обстановки в соседней стране привлекаются многочисленные военные псевдоэксперты и лжепророки, а то и просто откровенные шарлатаны. Разберем всего один вопрос – не так давно прозвучавшее предложение (еще до катастрофы «Боинга») о введении со стороны России в некоторых регионах Украины бесполетных зон.

Все-таки любопытно, почему организаторы подобных мероприятий не задают на этапе подготовки к очередному шоу приглашенным псевдоэкспертам и лжеоракулам хотя бы несколько вопросов. Окажем им в этом плане военно-техническую помощь.
 
К примеру, первый вопрос: какое у «эксперта» военное образование? Поскольку автору известны биографические данные большинства псевдоэкспертов, вариантов ответа, между прочим, может быть всего лишь три – никакого (это чаще всего), военное училище в провинциальном городе, журфак Львовского военно-политического училища.
 
На вопрос, оканчивал ли «эксперт» военную академию хотя бы вида Вооруженных Сил (не говоря уже о Военной академии Генштаба), ответ может быть только отрицательный. На вопросы: командовал ли лжезнаток хотя бы батальоном, дивизионом, эскадрильей? выполнял ли боевые стрельбы? участвовал ли в боевых действиях? – ответы могу быть тоже только отрицательными. И никаких других вариантов.
 
Или, к примеру, такой вопрос (хотя после первого ответа дальнейшие вопросы уже лишены смысла): имеет ли «эксперт» опыт планирования применения войск (сил) на оперативном уровне? Оперативно-стратегическом? И, наконец, стратегическом? Поскольку на все это может быть только один ответ: «Нет», возникает вполне закономерный и последний в этом случае вопрос: почему тот или иной лжеоракул (он же мелкий врунишка) считается военным экспертом? На каком основании? Но у нас в стране интересоваться такими подробностями биографий военных «экспертов» почему-то не принято. А не мешало бы узнать, чтобы организаторам шоу потом не выглядеть не только бледно, но и просто смешно в глазах российского общества (типа насобирал под своим крылом ярчайших представителей отечественной хлестаковщины).
 
Теперь – о вполне конкретных вещах, с пеной на губах озвучиваемых некоторыми военными лжеэкспертами.
 
В частности, многими «знатоками» просто в припадке истерии предлагалось установить над территорией Донецкой и Луганской областей Украины режим бесполетной зоны. Выкрикнуть это легче легкого. Некоторым это представляется не сложнее, чем установить на стол графин с водой. Но как это может выглядеть практически? Попробуем разъяснить. И в очередной раз, что называется, на пальцах. Тем более что вопрос о бесполетных зонах может возникнуть не только в ситуации, связанной с Украиной, но и во многих других случаях.
 
Для начала – о чисто политических моментах. Для организации бесполетной зоны необходимо решение международного сообщества. Юридически для этого требуется мандат Совета Безопасности ООН. Однако опыт предыдущих конфликтов показывает, что это решение может быть принято в обход Совбеза: например, если существует угроза гуманитарной катастрофы, чтобы предотвратить уничтожение гражданского населения.
 
Введение режима no fly zone (бесполетная зона) является одной из мер, которые может предпринять СБ ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. В 90-е годы Совбез санкционировал ограничение воздушных полетов над территорией Ирака, Ливии, Боснии и Герцеговины. В 2011-м Совет Безопасности проголосовал за введение бесполетной зоны, то есть полного закрытия воздушного пространства, над Ливией. Сделано это было под тем предлогом, что надо предотвратить бомбежки властями занятых оппозицией городов и спасти от гибели местное население.
 
3 июня власти самопровозглашенной Луганской народной республики попросили Россию ввести в регион миротворцев и объявить над Луганской областью бесполетную зону.
 
Такая зона устанавливается над демилитаризованной зоной, то есть там, где нет войск, как минимум – сил и средств ПВО, способных уничтожать самолеты, выполняющие задачи по поддержанию режима бесполетной зоны. Иначе получится то же, что и на Украине 17 июля 2014 года с «Боингом 777» Малайзийских авиалиний. А значит, либо эти войска (ПВО) должны быть выведены (с учетом радиуса действия), либо УНИЧТОЖЕНЫ теми силами, которые вводят режим бесполетной зоны.
 
Несколько слов о системе разведки. Разведка должна быть организована всеми возможными видами и средствами: радио-, радиотехническая, радиоэлектронная, радиолокационная, космическая и пр. В принципе в отличие от США мы никогда не вели разведдеятельность в отношении своих друзей и союзников. Что касается космической разведки, так это вообще связано с тем, что необходимо менять орбиты спутников с далеко вытекающими отсюда последствиями.
 
Система радиолокационной разведки
 
Начинать в этом случае надо, безусловно, с организации системы радиолокационной разведки. Поскольку если не имеешь представления о воздушных объектах в бесполетной зоне, то соответственно не можешь контролировать обстановку. Первый этап реализации подобного мероприятия – развертывание радиолокационных подразделений (рот, батальонов, полков и бригад) на той или иной территории в целях получения боевой и разведывательной информации. Не представляет никакого секрета информация о том, что имеющихся на территории Ростовской, Воронежской, Белгородской и Курской областей частей и подразделений РТВ совершенно недостаточно для создания сплошного радиолокационного поля с необходимым коэффициентом перекрытия на предельно малых высотах (ПМВ, как известно, 200 метров и менее).
 
Тут может быть два варианта. Первый – развертывание на территории Российской Федерации, на границе с Украиной дополнительных частей. Но чтобы обеспечить получение радиолокационной информации от воздушных объектов на предельно малых высотах, роты и батальоны надо дислоцировать на расстоянии 30–40 километров друг от друга (примерно как в советские времена на побережье Балтийского моря в зоне ответственности 27-го корпуса ПВО – штаб – город Рига или на территории Кольского полуострова в зоне ответственности 21-го К ПВО – штаб – город Североморск).
 
Но даже при осуществлении этого замысла контроль воздушной обстановки на ПМВ будет обеспечиваться только в очень узкой полосе территории Донецкой и Луганской областей, в лучшем случае не более 20–25 километров от российской границы. И это просто в силу элементарных законов физики и таких дисциплин, как теория электромагнитного поля, техника сверхвысоких частот и распространения радиоволн.
 
Значит, надо развертывать радиолокационные части и подразделения непосредственно на территории Донецкой и Луганской областей (а также линии связи, командные пункты, запасы материальных средств там же).
 
Оставим пока в стороне политическую часть этого вопроса (то есть как дислоцировать подразделения Российской армии на территории другого государства – члена ООН). Обратимся только к сугубо военно-технической. А вопрос все тот же и весьма банальный: где взять силы и средства?
 
Для справки. Площадь территории Донецкой и Луганской областей составляет около 53 тысяч квадратных километров. Прибегнем к элементарным вычислениям. Для расчета потребного количества радиотехнических подразделений, участвующих в создании сплошного радиолокационного поля (РЛП) с заданной высотой его нижней границы, можно воспользоваться известной математической зависимостью, которая приводится во всех справочниках по тактике РТВ:
 
 
где: n – потребное количество радиотехнических подразделений; Sтер – площадь территории, над которой требуется создать сплошное РЛП с заданной высотой нижней границы РЛП, (км2); Dобн – дальность обнаружения РЛС на заданной высоте нижней границы РЛП, (км); 2,6 – постоянный коэффициент для определения площади вписанного в окружность шестиугольника.
 
Для Луганской и Донецкой областей расчет будет следующий:
 
 
Это значит, что для создания сплошного РЛП и гарантированного обнаружения цели одной или несколькими РЛС (с Dобн – 40 км) радиотехнических подразделений РТВ требуется не менее 13 единиц.
 
Таким образом, для обеспечения гарантированного радиолокационного контроля необходимо развертывание не менее одного полновесного радиотехнического полка с минимальным количеством РЛС не менее двух в каждом подразделении для организации дежурства по графику и проведения их технического обслуживания. Беда только в том, что за последние 15 лет радиотехнические войска получили всего лишь несколько современных подвижных радиолокационных комплексов и станций. И сформировать даже один радиотехнический полк, укомплектованный современной и перспективной радиолокационной техникой и АСУ, не самая простая задача для современных РТВ ВВС. Это, можно сказать, расчеты на пальцах. Но тут важно понять, что называется, порядок и глубину проблемы. То есть с чисто материально-технической точки зрения эта задача для современной Российской армии весьма сложна.
 
Иными словами, создать систему радиолокационной разведки на границах трех российских областей и Украины в целях организации бесполетной зоны (не говоря уже о совершенно безумном решении на развертывание частей и подразделений РТВ на территории суверенного государства) можно только за счет передислокации значительного количества подразделений с остальной территории Российской Федерации (то есть ослабления системы радиолокационной разведки на других воздушных направлениях).
 
Как еще можно решить задачу получения боевой и разведывательной радиолокационной информации на территории Донецкой и Луганской областей? Можно попробовать за счет самолетов ДРЛО и У А-50. Но прежде чем говорить о реализуемости этой задачи в принципе, надо иметь в виду следующее: посчитать в ВВС РФ общее количество самолетов подобного типа, из них исправных, из них прошедших модернизацию, учесть количество подготовленных экипажей. Уверяю вас, цифры вовсе не обрадуют.
 
Эти самолеты надо перебазировать с аэродрома Иваново-Северный на оперативные аэродромы в непосредственной близости от украинской границы. И снова браться за бумагу и карандаш, приступая к самым элементарным оперативным расчетам. А именно: сколько потребуется самолетов, чтобы обеспечить непрерывный радиолокационный контроль за территорией Донецкой и Луганской областей, каковыми в этом случае могут выглядеть рубежи ввода в бой истребительной авиации на ПМВ, МВ, СВ и БВ (предельно малых, средних, больших высотах и в стратосфере), сколько потребуется авиационного топлива, чтобы обеспечить режим бесполетной зоны, скажем, в течение месяца. И после первых же расчетов выяснится, что одного керосина потребуется столько же, сколько выделено в текущем году на боевую подготовку авиации всех видов Вооруженных Сил и родов войск России. А боеготовых самолетов ДРЛО и У у нас – кот наплакал.
 
Наконец, еще один очень важный момент. Радиолокационную информацию с борта А-50 ни голосом, ни при помощи флажков не скинешь. Нужна соответствующая автоматизированная система управления с наземной инфраструктурой. Есть ли она на территории приграничных с Украиной российских областей – вопрос очень дискуссионный. А так запросто может возникнуть такая ситуация – и самолет будет барражировать вдоль украинской границы часами, да вот только передать информацию окажется некому.
 
О какой-нибудь роли в организации бесполетной зоны системы отечественной космической разведки в этом случае говорить преждевременно. Не доросла она еще до возможностей решать подобные боевые и оперативные задачи.
 
Можно было бы теоретически получать информацию о состоянии ВВС Украины на аэродромах при помощи беспилотных летательных аппаратов стратегической разведки типа «Глобал Хоук». Но у нас таких БЛА нет. Они только в проектах.
 
Истребители-перехватчики и ЗРК/ЗРС
 
Элементарный вопрос: чем сбивать нарушителей режима полетов в бесполетной зоне? Ответов может быть только два – огнем зенитных ракетных комплексов/систем и истребительной авиацией.
 
С ЗРК/ЗРС примерно та же история, что и с РТВ. Если они будут развернуты вдоль российско-украинской границы, то поражать воздушного противника на малых и предельно малых высотах (200 и менее метров) они смогут только в сравнительно узкой приграничной полосе. Реализовать свою зону поражения в полном объеме даже самые современные зенитные ракетные комплексы и системы могут только по целям на высотах от 12 километров и более. То есть в стратосфере. Когда говорят, что та или иная система может поразить врага на дальности, к примеру, 255 километров, то обычно забывают добавить, на какой высоте полета цели реализуется подобная зона поражения. А высота в этом случае весьма и весьма велика. В случае же установления режима бесполетной зоны ее нарушителей (ударные вертолеты и самолеты-штурмовики) надо поражать или на предельно малых высотах (до 200 метров), или же на малых высотах (один километр и менее).
 
Эту задачу могла бы решить истребительная авиация во взаимодействии с самолетами ДРЛО и У. Но о трудностях организации радиолокационной разведки с помощью самолетов А-50 уже говорилось выше. К этому добавляется и проблема следующего плана. По сути дела какой-либо группировки истребительной авиации, отвечающей задачам подобного рода, на российско-украинской границе не существует. Аэродромы Ростов-на-Дону, Курск, Бутурлиновка, Зерноград, Ейск, Крымск находятся или далеко от границы, или предназначены для решения совсем иных задач. Если использовать тот же Зерноград, то дежурное звено должно находиться в готовности номер один, то есть когда пилоты сидят в кабинах самолетов. Даже при этом – пока они взлетят, пока достигнут украинской границы, пока ее пересекут, обнаружат и захватят цели, произведут пуск ракет класса «воздух-воздух» – пройдет непозволительно много времени (политическую часть вопроса в этом случае опять-таки опускаем). За которое, к примеру, пара украинских штурмовиков Су-25 успеет сделать несколько заходов на цель и совершенно безнаказанно выйти из бесполетной зоны.
 
Значит, надо дежурить в воздухе. Представим теперь картину. Вдоль российско-украинской границы, сменяя друг друга, барражируют самолеты А-50. В зонах дежурства в воздухе находятся два – четыре самолета типа Су-30СМ. Как долго смогут выдержать такой режим ВВС России. Два часа? Сутки? Неделю? Месяц? А сколько можно просидеть в кабине самолета в положении дежурства на аэродроме в готовности номер один да еще в условиях лета в Ростовской области? И самое главное – сколько все это будет стоить в рублях и тоннах авиационного топлива? По силам ли это современной Российской армии?
 
А теперь о политической части вопроса. Установка режима бесполетной зоны на территории суверенного государства – члена ООН – это война. Поэтому горлопаны, которые предлагают установить подобный режим на территории Донецкой и Луганской областей, или дураки, или хорошо оплачиваемые провокаторы (тут не исключен и вариант «два в одном флаконе»). В некоторых случаях они могут быть просто идиотами, обладающими только одним ярко выраженным талантом – языком длиной полтора метра и умением мастерски прикладывать его к филейным частям тела властей предержащих.
 
И, наконец, ко всему этому надо добавить следующее – поражение малайзийского «Боинга» зенитной управляемой ракетой коренным образом поменяло все возможные расклады на Украине и вопрос бесполетных зон, да еще устанавливаемый со стороны России, приобрел более чем гипотетический характер. Но тут важно понять другое (и об этом-то, собственно говоря, речь) – насколько нам такая задача по плечу в принципе.


комментарии (2):

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      31/07/2014 [01:38:31]#1
Господин Ходаренок погорячился. Чтобы говорить о бесполетной зоне не нужно быть военным экспертом. Это вообще чисто гражданский вопрос. Достаточно прочитать докумненты ИКАО. Государство самостоятельно вольно распоряжаться своим воздушным пространством, открывать и закрывать его для полетов. Для этого не нужны резолюции СБ ООН.

mad bird      06/08/2014 [07:46:29]#2
Михаил, а Вы для кого это писали? Столько эмоций, столько интеллекта)). Вы случаем не военный эксперт? Хотя военные лишены этого задорного максимализма...













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer