Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Смелость авиаконструктора


29.07.14 13:15 Александр Шенгардт, Журнал "АвиаСоюз", июль 2014 года


Судьбе было угодно, чтобы осенью 1947 г., я, выпускник института, впервые перешагнувший порог ОКБ А.Н. Туполева, вскоре познакомился с Сергеем Михайловичем. Кто знает, быть может, именно это встреча решила мою дальнейшую судьбу, и я до сих пору служу родной авиации в рядах истинных ТУПОЛЕВЦЕВ.

В тот период КБ, занимавшее часть построенного еще до войны здания, готовилось к созданию двух действительно этапных машин, до наших дней охраняющих мирное небо: Ту-16 и Ту-95. 
 
Работа над этими самолетами была, безусловно, не только творческой  и напряженной, но и, не побоюсь утверждать, вдохновенной! Безусловно, общий тон задавался бригадой общих видов (позднее – отдел, а затем – подразделение технических проектов) во главе с Сергеем Михайловичем Егером, а проще – С.М. Немногие люди у нас в КБ удостаивались теплого и уважительного обращения между сотрудниками. Это можно было только заслужить, а С.М. заслужил, несмотря на молодость (ему тогда было немногим за тридцать). Смелость – вот что, в первую очередь, отличало С.М.! 
 
Когда КБ разрабатывало, практически одновременно, Ту-16 и Ту-95, и решался вопрос о запуске Ту-16 в серийное производство, речь пошла о создании второго опытного самолета для ускорения испытаний. С.М., буквально в самый разгар, работы, предложил перепроектировать самолет по «правилу площадей». 
 
И генеральный конструктор, и главный поддержали его, разделив всю ответственность с ним. Но какой получился корабль! Он заметно превосходил первую опытную машину, и в этом обличии его запустили в серийное производство сразу на трех (!!!) заводах.
 
Шли годы, и Ту-16 у нас в стране заменил другой туполевский самолет, также разработанный в техпроектах под руководством С.М. А что же Ту-16? А он, правда, с более современными двигателями, еще работает в Китае, с которым продолжается авиационное содружество.
Самолет Ту-95 поразил авиационный мир своей неожиданностью. Как же – двигатели с винтами огромного диаметра на стреловидном крыле! 
 
С.М. яростно, на всех уровнях, защищал детище нашей фирмы. Он вложил в него весь уже немалый накопившийся опыт и, если хотите, научное предвидение. Действительно, как никто в нашем коллективе, С.М. умел смело заглядывать за горизонт, не вставая на цыпочки. 
 
На макетной комиссии один молодой полковник обратился к С.М.: «Как это Вас угораздило поставить винтовую силовую установку на стреловидном крыле?». Ответ был незамедлительный: «Когда не понимаешь – лучше молчать». Нет полковника, нет С.М., нет многих…., но Ту-95 во многих вариациях по сей день служат нашему Отечеству, охраняя и обеспечивая мирный труд и жизнь людей.
 
Заботливо воспитывая и поддерживая молодежь, уважительно относясь к старикам, С.М. пользовался уважением  и любовью всего коллектива. Он первым в КБ понял пользу и необходимость создания группы ведущих конструкторов по отдельным типам машин и их модификациям. По этому примеру и в других отделах организовывались подобные группы, что и упрощало и лучше организовывало работу.
 
Устраивал ли С.М. разносы? О, да! И какие! Но никогда они не были обидными и длительными. С.М. мгновенно «отходил» и, начавшись бурно, разговор переходил в спокойное и, как правило, дружеское русло.
 
Особый разговор о Ту-154. Практически впервые КБ приступило к созданию чисто пассажирского самолета без заимствования и оглядки на военные машины. С.М. горячо и, можно утверждать, с восторгом работал над этим лайнером. И вполне закономерно, что через некоторое время он стал главным конструктором Ту-154.
 
Мне всегда везло с учителями. Представьте: ведь в 1960-1975 гг.  ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ я работал непосредственно под руководством С.М. – сначала ведущим конструктором Ту-134, а затем – Ту-154. Какая это была школа!
 
Склоняя голову перед памятью своего учителя, я говорю: «Слава Сергею Михайловичу Егеру – великому ЧЕЛОВЕКУ и КОНСТРУКТОРУ!».


комментарии (1):

Сашочек      29/07/2014 [13:39:17]#1
А можно попросить туполевцев продолжить тему пусть коротких рассказов о знаменитых туполевцах. Ведь ими созданы и внедрены в серию несколько десятков типов машин самого разного назначения, сделавших СССР всеми признанной ведущей мировой авиационной державой.

Хорошо бы, если бы этому последовали и остальные КБ.

Глядишь, нынешняя молодежь узнала бы, что точка зрения Погосяна и иже с ним о том, что самолеты нужно создавать только под патронажем Боинга, былы бы хотя бы чуть-чуть поколеблена.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer