Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Low Cost: право на взлет или игра на вылет?


10 июля 2014 года Зинаида Титова , Logistic.Ru


Часть 1. Лоукостеры продолжают увеличивать долю на мировом рынке авиаперевозок Глобальная система бронирования Amadeus опубликовала данные о проникновении бюджетных перевозчиков на рынки различных континентов. Наиболее высокой доля дискаунтеров остается в Европе, где за 2012 год увеличилась до 38%. При этом в Испании бюджетными компаниями воспользовались 57% пассажиров, а в Великобритании перевес впервые оказался на стороне дискаунтеров - 52%. Чуть отстают от Европы Австралия и Океания - 36,6%, а также Северная Америка - 30,2%. Латинская Америка стала единственным регионом, где доля дискаунтеров снизилась на 2% до 24,9%. Сравнительно мало пассажиров приходится на долю бюджетных авиакомпаний в Азии (18,6%), Ближнем Востоке (13,5%) и Африке (9,9%).

Авиакомпании-лоукостеры: что это? 
 
Бюджетные авиакомпании (по-другому их называют - авиакомпании Low Cost, авиакомпании дискаунтеры или просто лоукостеры) предлагают заманчивые предложения на авиаперевозки. «Лоу кост» в переводе с английского означает «низкая стоимость». В авиабизнесе это значит, что клиенту предлагают невысокую стоимость перелета в обмен на отказ от традиционных удобств и большинства услуг. Авиакомпании-дискаунтеры появились в сети международных перевозчиков в 1990-х годах и получили широкое распространение в 2000-х, особенно в Европе в зоне действия Шенгенского соглашения, где существует упрощенная система визового контроля. 
 
Главное отличие лоукостеров от традиционных авиакомпаний - цена на билет. Так, например, за перелет маршрутом Париж-Москва авиакомпаниями AirFrance или «Аэрофлот» вы можете заплатить €300, в то время как такой же перелет бюджетными авиалиниями EasyJet будет стоить порядка €50. Туда и обратно. 
 
Одной из первых компаний-лоукостеров стал американский авиаперевозчик Southwest Airlines («Юго-западные авиалинии»). Именно эта авиакомпания в 1971 году создала бизнес-модель, в основе которой были использованы принципы, позволяющие максимально снизить стоимость поездки. Первоначально таких принципов было всего два. Первый - высокая частота полётов и работа по системе «point-to-point», т.е. движение по сложным маршрутам, связывающим несколько городов с минимальным временем отстоя в «чужих» аэропортах. Второй - использование самолётов одной модели (или одного типа) для снижения издержек на обслуживание авиапарка. 
 
В 1990-х годах недорогие авиаперевозчики появились и в Европе. Взяв за основу американскую бизнес-модель, они добавили к ней новые принципы, позволившие ещё значительнее снизить стоимость билетов. Из цены были вычтены все доплаты за провоз багажа, питание на борту, резервирование места. 
 
Ещё одной статьёй экономии авиадискаунтеров стал отказ от работы с транзитными пассажирами: дешёвые рейсы подразумевают полёт из одного аэропорта в другой без возможности пересадки на стыковочные рейсы и оформления единого билета. Ведь пересортировка багажа и ожидание транзитных пассажиров также занимают определённое время, а для лоукостеров дорога каждая минута. 
 
Развитие информационных технологий позволило найти новый способ снижения издержек компаний-лоукостеров. Билеты на рейсы стали бронироваться через Интернет. Отпала надобность оплачивать труд кассиров и услуги компаний-посредников по продаже билетов, арендовать помещения для офисов и касс, вести бумажную документацию - в общем, удалось отказаться от части расходов, напрямую не относящихся к перевозочному процессу, но доселе остававшихся необходимыми. Также авиадискаунтерам помогло расширение аэропортовой инфраструктуры: их рейсы стали переводиться в менее загруженные аэропорты, расположенные дальше от крупных городов и, соответственно, требующие меньшие деньги за обслуживание воздушных судов. 
 
Все вышеописанные факторы, а также объединение европейских стран в единый союз и принятие соглашения об «открытом небе» поспособствовали бурному росту количества лоукостеров. 
 
Типы лоукостеров 
 
Несмотря на то, что общий принцип низких цен на билеты за счёт сокращения расходов характерен для всех авиакомпаний-лоукостеров, в силу большой конкуренции друг с другом и с традиционными перевозчиками, дискаунтеры вынуждены идти на различные хитрости, чтобы привлечь клиентов. Таким образом, традиционная для бюджетных авиакомпаний бизнес-модель изменяется, и на рынке появляются новые типы лоукостеров. В настоящее время выделяют четыре таких типа: 
 
- классический. Включает все плюсы и минусы, присущие дискаунтеру: минимум комфорта, жёсткие ограничения на провоз багажа, плата за дополнительный сервис, невозможность вернуть билет, уменьшенное расстояние между креслами в салоне и т.п. Однако у этих перевозчиков самые низкие цены, которые с учётом регулярно проводимых разнообразных акций, скидок и распродаж вообще могут быть почти символическими. Нужно отслеживать акции и спецпредложения и приобретать билеты заранее: оптимальный срок - это 1,5-2 месяца до вылета. Среди настоящих классических лоукостеров три главных имени: Ryanair, Wizzair, EasyJet. 
 
- высокий класс. Предлагает своим клиентам за ту же сравнительно небольшую цену (порой чуть выше, чем у классических лоукостеров) минимальный набор удобств: лёгкую закуску или напитки в полёте, комфортные кресла, небольшой багаж в дополнение к ручной клади, транзитные рейсы и чаще вылеты из крупных аэропортов. Данный тип ориентирован на привлечение более состоятельных, но умеющих считать свои деньги, пассажиров. Сюда относятся такие европейские перевозчики, как AirBaltic, AirBerlin, Vueling, Germanwings и некоторые другие. Стоимость их билетов редко опускается ниже 50 евро и в среднем держится на уровне 70-100 евро за полет в один конец. 
 
- супер. К удобствам дискаунтеров высокого класса добавляются развлечения в полёте в виде ТВ, Интернет, индивидуальных мониторов и т.п. Соответственно, вырастают и цены, приближаясь к расценкам традиционных авиакомпаний. 
 
- бизнес. Интересный, но в настоящее время малоразвитый тип лоукостеров, которые предлагают своим пассажирам путешествие только в бизнес-классе в максимально комфортных условиях, но при этом по минимально возможной цене, оказывающейся, как правило, значительно ниже, чем перелёт бизнес-классом обычного перевозчика. 
 
Типичная модель low cost авиакомпании: 
 
• единый класс; 
• единый тип самолетов (значительно сокращает издержки на подготовку персонала и техобслуживание); 
• современный и регулярно обновляемый авиапарк (новые самолеты потребляют меньше топлива и реже ломаются); 
• минимум дополнительного оборудования (уменьшает вес самолета, а с ним и расход топлива); 
• онлайн-продажа билетов (освобождает от затрат на авиакассы); 
• увеличение стоимости билета по мере заполнения самолета; 
• отсутствие указанного места в посадочных талонах (стимулирует пассажиров быстрее подняться на борт и занять места в салоне); 
• выполнение одним самолетов большого количества рейсов в течение одного дня; 
• минимум бесплатных услуг на борту; 
• продажа дополнительных услуг и товаров на борту (питания и напитков). 
 
Плюсы лоукост-авиакомпаний 
 
• Низкие цены. Порой просто фантастически низкие! Билет за 1 € - это вовсе не сон, а реальная практика. Обычно билеты на рейсы Ryanair, если их покупать за пару месяцев заранее, стоят по 10-30 €. 
 
• Высокая безопасность. Особенность лоукостеров - использование только новых (средний возраст - около 3 лет) самолетов одного типа. Благодаря этому компания не вынуждена тратиться на частый ремонт и латание дыр в самолетах, которым по 20-30 лет. 
 
• Пунктуальность рейсов. Возможность задержки сведена к минимуму. Дискаунтные рейсы планируются в самые незагруженные часы работы авиаузлов: раннее утро и позднюю ночь. 
 
• Минимальные шансы потери багажа. 
 
• Отсутствие наглецов, которые тащат на борт по десять сумок ручной клади и занимают ими все полки. 
 
Минусы лоукост-авиакомпаний 
 
• Некоторые бюджетные авиаперевозчики в рекламе цен на свои рейсы не указывают стоимость аэропортовых сборов и дополнительных налогов. При прохождении регистрации на сайте авиакомпании можно столкнуться с проблемой финального подтверждения покупки билета, когда его стоимость странным образом увеличивается на десяток евро. 
 
• Покупку билета на «лоу кост»-рейс лучше всего совершать заранее. Авиаперелеты в бюджетных компаниях расписаны почти на год. По мере заполняемости отдельного самолета увеличивается цена билета, тем самым создается искусственный ажиотаж. Как следствие - практически все самолеты авиакомпаний-лоукостеров заполнены на 100%. 
 
• Использование неудобных аэропортов, расположенных далеко от города, порой даже более чем в 50 км. Но это не всегда плохо. К примеру, лоукостеры, летающие в Милан, на самом деле прилетают в аэропорт в соседнем городке Бергамо, что не так уж и плохо, учитывая, что в Бергамо дешевле проживание, а до Милана всего час езды на поезде. Да и сам по себе Бергамо очень красивое место, которому стоит посвятить немного времени. 
 
• Сложность смены дат полета. Практика показывает, что проще и дешевле купить новый билет, чем менять старый - слишком уж велики штрафы за внесение любых изменений в купленный билет. 
 
• Платный провоз багажа. Допускается только одно место небольшой ручной клади, все остальное - за отдельную плату. Нередко бывает так, что стоимость провоза багажа выше цены на сам билет. Так как многие европейцы путешествуют налегке, то и билет может быть вовсе безбагажный. Или лимит веса снижен с привычных 20 кг до 5-10, а за каждый лишний килограмм придется платить от 5 евро. Заплатить за багаж лучше при бронировании билета, иначе в аэропорту стоимость багажа вырастет в два раза. 
 
• Необходимость внимательного предварительного изучения условий перевозок конкретных компаний. В некоторых случаях (например, авиалинии SkyBus) требуют четкого регламентирования веса ручной клади. Если ваш груз превысит допустимые нормы - получите штраф. Кстати, в Ryanair вас попросят уместить приобретенные вами товары в зоне duty-free в ручную кладь. 
 
• Отсутствие сервиса на борту во время полета - за еду с напитками нужно будет заплатить. Также вам будут предлагать купить всякие безделушки: календари, футболки и т. д. Но учитывая, что авиакомпании-лоукостеры летают на небольшие расстояния, без еды можно спокойно обойтись или просто взять с собой пару бутербродов из дома. 
 
• Самостоятельная регистрация на рейс через интернет. Привычная регистрация в аэропорту - это платная услуга. 
 
• Если по каким-то обстоятельствам полет отменен или отложен, то не стоит надеяться на хороший сервис во время ожидания посадки на борт или тем более компенсации от авиакомпании. Так что, вылетев в другое время, можно пропустить следующий стыковочный полет и остаться наедине со своим багажом жить в аэропорту или пойти еще раз оплатить полную стоимость перелета. 
 
• Некоторые авиакомпании для дополнительного снижения стоимости перелета выступают с предложением и вовсе избавить салон самолета от откидывающихся кресел, переоборудовав их в «табуретки». А авиакомпания Ryanair хочет отказаться от противобликовых окон, а также подлокотников и карманов на сиденьях. 
 
По большому счету, все эти минусы не столь страшны и экономия на билетах их оправдывает. 
 
Часть 2. Low Cost-статистика 
 
Мировой рынок лоукостеров все шире захватывает воздушное пространство. Повсеместно ширится спрос на бюджетные авиалинии. Почти 30% авиаперевозок принадлежат лоукостерам. Невысокая стоимость авиабилетов становится возможной лишь при максимальной экономии самих лоукостеров. Сокращение времени простоя, например, позволяет компаниям лоукостерам оптимально использовать свой флот. Особый всплеск появления лоукостеров на рынке авиаперевозок отмечен за последние 5 лет. На долю бюджетных авиаперевозок приходится порядка 26% всего пассажиропотока. 
 
Это составляет примерно 700 миллионов человек ежегодно. Хотя количество традиционных авиакомпаний в мире в 12 раз превышает число бюджетных авиакомпаний. Ежегодно мировой рынок лоукостеров наращивает темпы, в то время как традиционные авиакомпании постепенно снижают темпы роста. К примеру, за три года бюджетная компания Испании Vueling увеличила свой пассажиропоток на 45%, Jetstar Airways (Австралия) – примерно на 25%, Ryanair (Ирландия) – на 21%. За этот же период традиционные авиакомпании, к примеру, Air France (Франция) снизила свои показатели на 3,3%, United Airlines (США) и Delta AirLines (США) – на 16 и более процентов. 
 
Управление воздушного транспорта Франции опубликовало свой отчет по мировой гражданской авиации за 2011—2012 годы. Помимо привычных статистических сведений по традиционным авиакомпаниям в нем также присутствует подробная статистика по лоукостерам. 
 
Первая десятка лоукостеров планеты по пассажиропотоку: 
 
1. Southwest Airlines (США) в 2011 году перевезла 110 миллионов пассажиров. Southwest занимает лидирующее место в мире среди бюджетных авиакомпаний по внутренним пассажироперевозкам – 112,2 миллиона человек за 2012 г. Чистая прибыль компании составила 421 миллионов долларов. Средняя величина загрузки достигла порядка 80,3%. 
 
Услугами компании Southwest Airlines ежегодно пользуются в среднем 134 миллионов пассажиров. Примерный ежегодный доход компании превышает 17 миллиардов долларов. Каждый борт компании выполняет за каждые сутки примерно 6 рейсов, находясь в полете 11 часов. Компания является образцовым примером конкурентоспособности лоукостеров на мировом рынке пассажироперевозок. 
 
2. Ryanair (Ирландия) в 2011 году перевезла 76 миллионов. Ryanair - лидер среди лоукостеров Европы. Трафик компании за 2012 г. вырос примерно на 5% и составил порядка 79,33 миллионов пассажиров. Средний тариф маршрутов достиг 48 евро. Флот компании в ближайшее время планируют довести до 305 единиц техники в основном самолетов Боинг. За год компания увеличила число маршрутов до 1600 направлений. Прибыль года составила 569 миллионов евро. 
 
3. EasyJet (Великобритания) 55 миллионов пассажиров в 2011-м. EasyJet находится в числе лидирующей пятерки лоукостеров Европы. Флот авиакомпании составляет 195 самолетов. Дополнительно заказано 151 единиц. За 2012 г. было перевезено 59,1 миллиона пассажиров. Средняя стоимость кресло-пассажира составляет 63 фунтов стерлингов. Загрузка рейсов достигла 90% рубежа. Британский лоукостер совершает рейсы в более 125 пунктов назначения. Эти маршруты охватывают Европу, Северную Африку. С марта 2013 г. компания стала выполнять бюджетные рейсы из Москвы в Лондон и Манчестер. За год работы на российском рынке британская бюджетная авиакомпания перевезла 239 тысяч пассажиров. Всего в 2013 году авиакомпания перевезла 61,3 миллиона пассажиров. 
 
4. Gol Linhas Aéreas Inteligentes (Бразилия) - крупнейшая бюджетная авиакомпания Южной Америки – в 2011 году перевезла 36 миллионов пассажиров. 
 
5. Air Berlin - вторая по величине авиакомпания Германии выполняет рейсы в 171 пункт назначения во всем мире. В 2011-м перевезла 35 миллионов пассажиров, в 2013-м - свыше 31,5 миллионов пассажиров. 
 
6. Jet Blue - бюджетная авиакомпания США – в 2011-м перевезла 26 миллионов пассажиров. 
 
7. Air Tran Airways - американская бюджетная авиакомпания – перевезла в 2011 году 19 миллионов пассажиров. Авиакомпания - обладательница самого молодого воздушного флота в мире (среди авиакомпаний-эксплуатантов Boeing). Перевозчик используется для совершения рейсов только 2 модели лайнеров этой марки: 717-200 и 737-700. Ежедневное количество рейсов – более тысячи. 
 
8. Virgin Blue (Австралия) в 2011 году перевезла 19 миллионов пассажиров. 
 
9. AirAsia (Малайзия) - 18 миллионов. Бюджетная авиакомпания совершает как местные, так и международные рейсы в 25 стран мира по 400 направлениям. Самая низкая цена км/место 0,035 долларов была достигнута в 2010 г. Рыночная капитализация перешагнула рубеж в 7,6 миллиарда долларов. Компания обслуживает регион с численностью населения более 610 миллионов человек. 
 
10. WestJet - бюджетная авиакомпания Канады, второй по величине (после Air Canada) авиационный перевозчик страны – в 2011-м перевезла 17 миллионов пассажиров. 
 
В число самых крупных лоукостеров также входят: 
 
Indigo Airlines - один из ведущих лоукостеров, обслуживающий регионы Индии и Центральной Азии (более 25 городов). Флот составляет 69 самолетов. Дополнительно заказано еще 197 аэробусов, которые планируются получать с 2015-2016 г. Средний возраст флота порядка 2,2 года. С августа 2011 г. компания стала выполнять и международные перевозки. 
 
Jetstar Airways - лучшая австралийская бюджетная компания. Имеет флот из 61 самолета, ожидается поступление 39 лайнеров. Компания охватывает почти все внутренние маршруты и некоторые международные направления. Компания относится к числу лучших лоукостеров региона Австралии и Океании. За 2012 г. было перевезено порядка 44,6 миллиона пассажиров. 
 
Часть 3. Low Cost-истории в деталях 
 
Когда Дэвид Нилеман объявил в 1999 г. о своих планах создать новую авиакомпаниюJetBlue Airways, он сказал, что собирается вернуть в авиапутешествия человечность. С самого первого полета 11 февраля 2000 г. JetBlue применила модель малобюджетной авиакомпании и перевернула ее сверху донизу. Авиакомпания умело сочетает на борту платный и бесплатный сервисы. Рядом с бесплатным телевидением предлагается прокат видеофильмов. Рядом с бесплатными водой, чипсами и легкими закусками предлагаются на продажу высококачественные вина по невысокой цене. 
 
Авиакомпания практически никогда не отменяет и не задерживает рейсы, не перепродает места в самолете и имеет минимальные показатели потери багажа. Все это позволяет ей оставаться среди лидеров по наименьшему количеству жалоб среди авиакомпаний США. Бизнес JetBlue построен на двух основных принципах: 1. Иметь низкие расходы, снижать тарифы и стимулировать пассажиропоток; 2. Перевозить людей на новых самолетах в комфортабельных креслах с персональным телевизором и дружелюбным персоналом на борту. 
 
JetBlue Airways вошла в историю как первая в мире авиакомпания, предложившая на борту прямые телевизионные трансляции. В спинке каждого пассажирского кресла вмонтированы мониторы, позволяющие просматривать 36 каналов бесплатных телевизионных программ, включая такие известные, как: CNN, BBC America, ESPN, History Channel, MTV. Также авиакомпания предлагает бесплатное спутниковое радио. 
 
По словам главы группы авиакомпаний AirAsia Тони Фернандеса «каждый может запустить low cost авиакомпанию, это не является секретным рецептом. Гораздо труднее сделать многих людей приверженными этой культуре. Low Cost - это почти как религия». 
 
Успех AirAsia примечателен тем, что достигнут не благодаря, но вопреки обстоятельствам. История авиакомпании началась в 1996 г., когда AirAsia, используя традиционную модель, начала полеты на нескольких маршрутах в Малайзии. 
 
Авиакомпания постоянно несла убытки и в 2001 г. была продана всего за 26 центов с багажом долгов в $11 млн. Когда новые владельцы компании - топ-менеджер Warner Brothers Тони Фернандес с 4 партнерами объявили о намерении преобразовать AirAsia в эффективную low cost авиакомпанию, все посчитали их сумасшедшими. Жесткое квотирование полетов на внутренних авиалиниях, противодействие со стороны национального перевозчика - Malaysia Airlines, невозможность выйти на международные авиалинии, низкий уровень доходов населения и спроса на авиаперевозки, неразвитость интернета. Кроме этого - общемировой спад перевозок после терактов в Нью-Йорке, эпидемия SARS в Юго-Восточной Азии, стремительный рост цен на авиатопливо. 
 
Однако новые владельцы авиакомпании имели другое мнение: страна с растущей экономикой и населением в 20 миллионов путешествуют на автобусах на дальние расстояния (в то время летали только 6% населения). Чтобы пересадить людей на самолеты нужно лишь снизить тарифы до уровня автобусных. А чтобы получать при таких тарифах прибыль - нужно иметь самые низкие в мире расходы, самую высокую в мире производительность и самый мотивированный персонал. Сегодня AirAsia добилась всего этого. 
 
Истории AirAsia уникальны. 70-летний пастух из провинции, никогда ранее не летавший, сегодня становится частолетающим пассажиром. Люди, не имеющие доступа к интернету, идут к друзьям или в интернет-кафе специально для того, чтобы купить билет на самолет. Каждый рядовой офисный служащий AirAsia имеет возможность за счет компании обучиться и стать пилотом A320. 
 
Авиакомпания AirAsia первой в мире начала продажу авиабилетов через мобильные телефоны. 
 
Flydubai – молодая бюджетная авиакомпания из Арабских Эмиратов, относящаяся к категории гибридных лоукостеров. Базовый аэропорт – Международный аэропорт Дубай. Девиз компании: «It’s that easy» («Это так легко»). Осуществляет пассажирские перевозки по ближневосточному региону, странам северо-восточной Африки и некоторым странам СНГ. За 2012 год перевезла 5,1 млн пассажиров. 
 
Авиаперевозчик flydubai – один из самых юных на рынке лоукостеров. Компания была основана лишь в 2008 году и начала прокладывать маршруты, в первых год своего существования имея во флотилии всего одно воздушное судно. Учредитель компании – правительство Объединенных Арабских Эмиратов. В создании flydubai принимала участие крупнейшая авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов — Emirates. 
 
Компания была создана для того, чтобы удешевить цены на авиаперелеты по ближневосточному региону в маршрутные точки, находящиеся на расстоянии от Дубая не более чем в 4,5 часов перелета. Flydubai активно растет и расширяется, на сегодняшний день карта рейсов насчитывает около 65 пунктов назначения. Сегодня маршрутная карта flydubai напоминает прекрасный экзотический цветок с центром в Дубае и многочисленными лепестками, раскинувшимися по всему региону. 
 
Часть 4. Российские лоукосты и лоукост в России: нюансы работы 
 
В России, увы и ах, доля дискаунтеров в разы ниже даже африканской, а на внутреннем рынке до недавнего времени вообще была сведена к нулю совместными усилиями властей и крупных авиакомпаний. 
 
В России было две попытки создания лоукостеров. В 2006 году начал летать Sky Express, предлагавший билеты за 500 рублей, а в 2009 году была запущена «Авианова», цены которой были еще дешевле – от 250 рублей. У «Авиановы» было 28 направлений в 22 города. Это 21 российский город: Анапа, Архангельск, Астрахань, Волгоград, Геленджик, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Курган, Москву, Набережные Челны, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Сочи, Ставрополь, Сургут, Тюмень, Ульяновск-Восточный и Уфа, а также один на тот момент украинский - Симферополь. Оба лоукостера прекратили свою деятельность в конце 2011 года. 
 
На сегодня авиакомпанией «Аэрофлот» зарегистрирован бюджетник «Добролет» (октябрь 2013 г.). «Исходя из востребованности такой модели перевозок в России, совет директоров «Аэрофлота» признал целесообразным создание бюджетной авиакомпании», - сообщалось в релизе авиакомпании. Ориентировочные инвестиции в проект со стороны «Аэрофлота» - около $100 млн в течение двух лет. 
 
«Добролет» будет базироваться в московском аэропорту Шереметьево. Для его рейсов вновь введен в эксплуатацию не работающий уже более года самый старый терминал 1 (B). 
 
«Добролет» начал продажи билетов 26 мая текущего года. Ключевым направлением для бюджетного авиаперевозчика стал Симферополь, куда лоукостер будет выполнять четыре рейса в день. Свой первый коммерческий полет по маршруту Москва – Симферополь «Добролет» осуществил 11 июня. На первый рейс было зарегистрировано 148 взрослых пассажиров и 34 ребенка. Перелет из «Шереметьево» в Симферополь стоит 3499 рублей, обратный — 979 рублей. 
 
«Добролет» пока единственная низкобюджетная авиакомпания в РФ. Редакции Logistic.ru в пресс-службе авиаперевозчика прокомментировали: «Сейчас к «Добролету» повышенное внимание. Премьер-министр Дмитрий Медведев лично принял участие в торжественном мероприятии по открытию первого рейса Москва-Симферополь». 
 
Экономичность бизнес-модели, в том числе, отказ от ряда удобств, которые многие пассажиры считают несущественными, сделает возможным дисконт по сравнению с традиционными перевозчиками в размере 20-40% и даже ценовую конкуренцию с железнодорожным транспортом. 
 
В парке авиакомпании в настоящий момент два самолета Boeing 737-800. Кроме того, у материнской авиакомпании зарезервирован SuperJet 100. Согласно требованиям российских авиационных властей, в парке регулярного перевозчика должно быть не меньше трех самолетов. В парке «Добролета» будут узкофюзеляжные самолеты Boeing-737-800 (NG). Каждая из машин рассчитана на перевозку 189 пассажиров. 
 
6 июня «Добролет» открыл продажи билетов на июль и взвинтил сборы за багаж и выбор места. 
 
Формально минимальный тариф составляет на данный момент 979 рублей в одну сторону и 1959 туда-обратно, но в продаже на июль его найти затруднительно. Продажа на многие рейсы открылась сразу по максимальному тарифу - 3430 рублей в одну сторону. Следует иметь в виду, что в реальности заплатить за билет, а также за все резко подорожавшие дополнительные услуги (провоз багажа, выбор места и прочее) придется на 2% больше, чем указано на сайте «Добролета»: компания взимает еще и сбор за оплату банковской картой. 
 
Багаж и раньше был довольно дорог, а теперь еще и подорожал почти вдвое: 15 килограммов обойдутся в 999 рублей в каждую сторону вместо прежних 600, 20 килограммов - в 1499 рублей вместо 800. При этом появились новые багажные опции: два чемодана по 15 килограммов каждый стоят 1499 рублей, два по 20 килограммов - 1999. 
 
Цены на выбор места также взвинчены в несколько раз. 999 рублей вместо прежних 400 стоят первые три ряда, последние три (вероятно, имеется в виду, что эти пассажиры смогут выйти быстрее всего, но непонятно, какой в этом смысл, если в России доставка в терминал все равно производится автобусами), а также два ряда (15 и 16) у аварийного выхода с увеличенным пространством между ними. Ряды с 4 по 10 неизвестно почему стоят теперь 499 рублей вместо 150, все остальные - 199 вместо 150. Пассажиры, не желающие платить за выбор места по этим самым высоким в мире (для коротких рейсов) тарифам, получат его по выбору системы. 
 
30 июня «Добролет» начал продажу билетов на рейсы из Москвы в Волгоград, Самару, Пермь и Уфу. 
 
В скором будущем «Добролет» планирует перевозить пассажиров в Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Махачкалу, Калининград, Новый Уренгой. На втором году работы он будет летать уже в 19 городов, на третьем – в 26, а в 2016 году откроет зарубежные рейсы: в Киев, Ереван и Стамбул. 
 
«Предусмотрена независимая и простая организационная структура, которая обеспечит необходимую скорость реакции на быстро меняющиеся условия рынка», — заключает перевозчик. 
 
«2015 год мы должны закончить уже с небольшой прибылью, - сказал гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в эфире «Россия 24». - И до конца 2018 года мы должны перевезти 10 млн пассажиров. И мы надеемся, что прибыль к этому времени будет в соответствии с бизнес-планом более 150 млн долларов».
 
О планах создания своего лоукостера говорила также другая российская авиакомпания ОАО «ЮТэйр». В качестве базового аэропорта планируется использовать «Ермолино» в Калужской области. 
 
Создание «Аэрофлотом» лоукостера можно считать своего рода сигналом со стороны государства частным компаниям к развитию авиаперевозок низкого ценового сегмента. 
 
Сейчас на российском рынке уже работают несколько иностранных лоукостеров — Niki, easyJet (с марта 2013 г.), GermanWings, Аir Berlin, Vuenling, FlyDubai, Air Arabia, Pegasus (октябрь 2013 г.), с сентября 2013 г. полеты из Москвы начал выполнять венгерский бюджетный перевозчик Wizz Air, с сентября 2014 г. Ryanair откроет рейсы в Дублин из Санк-Петербурга, самолеты будут летать трижды в неделю. 
 
Авиакомпания должна была начать полеты из Петербурга в Дублин с 1 апреля 2014 года. Однако переговоры с перевозчиком шли непросто. Как ранее сообщал «Телеграф», Ryanair требовал нестандартных условий обслуживания в аэропорту. А Пулково, в свою очередь, нужно было адаптировать свои стандарты под требования авиакомпании. 
 
По мнению экспертов, камнем преткновения был финансовый вопрос: лоукостер хотел получить максимально удобные условия и заранее занижал цену, которую готов был платить за обслуживание в аэропорту. А в «Воздушных воротах Северной столицы» на такие уступки идти не хотели, ориентируясь на цены крупнейших аэропортов Европы. При этом места в расписании петербургского аэропорта лоукостер на тот момент уже получил. 
 
«Новые крупные перевозчики всегда торгуются, особенно, лоукостеры, - пояснил эксперт. – При этом все прекрасно знают, что рано или поздно договорятся. Если оператор выделил места в расписании, значит, уже можно говорить о том, что компания начнет полеты, потому что, если стороны не готовы идти друг другу навстречу, то до этого никогда не дойдет». 
 
Главный редактор портала «Авиапорт» Олег Пантелеев не считает приход Ryanair в Северную столицу знаковым событием. «Скорее, рутинное. Открылся новый терминал. Появляются новые направления. Именно так и должно быть». 
 
На данный момент лоукостеры в России представлены только бюджетными авиакомпаниями, летающими за границу. Можно ли ожидать выход на внутрироссийский рынок лоукоста иностранных компаний? Олег Пантелеев считает, что да: «Не вижу явных препятствий для этого. Можно создать дочернюю компанию в России и спокойно работать на правах резидента. Так что непреодолимых препятствий для создания лоукостеров нет, но в то же время говорить, что этот рынок у нас особо привлекателен, тоже нельзя. Вход на рынок у нас слишком дорогой». 
 
Помимо этого, по мнению некоторых экспертов, европейские лоукостеры наталкиваются на противодействия российских авиакомпаний, которые боятся конкуренции и которых страшит угроза потерять монополию на прибыль. 
 
Работа любого лоукостера основана на снижении издержек за счет масштаба бизнеса, то есть за счет больших объемов перевозок. Именно по такому принципу успешно работают дискаунтеры в Европе и США. 
 
В России же даже при наличии устойчивого спроса на услуги дискаунтеров обеспечить большие объемы перевозок невозможно. Для сравнения: крупнейший европейский лоукостер Ryanair в 2010 году перевез около 72 миллионов пассажиров; все российские авиакомпании вместе взятые перевезли за этот же период год чуть больше 55 миллионов человек. 
 
Пресс-секретарь разорившейся Sky Express Виталий Коренюгин около трех лет назад заявлял, что в России быть лоукостером невыгодно, а, по мнению главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова, главная причина кроется в самой структуре российской авиации, которая досталась в наследство от Советского Союза и которая рассчитана на одного монополиста, то есть на одну крупную авиакомпанию. 
 
По его словам, на российском авиарынке сложилась двойственная ситуация: авиакомпании конкурируют между собой (любая компания может работать на любом направлении), при этом почти отсутствует конкуренция в работе наземных служб, начиная с аэропортов. 
 
В Европе существует разветвленная сеть аэропортов. Практически каждый крупный город обслуживают два или более аэродромов. Некоторые расположены на большом расстоянии от городов (как правило, это бывшие военные базы), что делает их непривлекательными для крупных авиакомпаний. Вот в них обычно и обслуживаются лоукостеры. Они договариваются с аэропортом о скидках на обслуживание, а взамен обязуются обеспечить большое количество пассажиров. В большинстве же российских регионов есть только один аэропорт. Следовательно, авиакомпания может и вынуждена обслуживаться только в этом аэропорту. 
 
В США и Азии, где, так же как и в России, нет достаточного количества «низкобюджетных» аэропортов, существуют специальные терминалы для дискаунтеров. Их устройство максимально упрощено: они, как правило, располагаются на одном этаже, в них нет ни лестниц, ни эскалаторов. Набор услуг в этих терминалов меньше, чем в обычных. Там, к примеру, нет телетрапов (так называемых «рукавов», по которым пассажиры проходят в салон самолета прямо из терминала). В некоторых – нет и автобусов, которые доставляют людей к трапу самолета. Пассажиры идут к самолету пешком. 
 
Сборы за обслуживание в аэропорту включают в себя сбор за взлет-посадку, авиационную безопасность, предоставление аэровокзального комплекса и обслуживание пассажира. Как правило, эти сборы включены в цену билета. И хотя их сумма не так велика (редко превышает 30 евро), лоукостеры стараются сэкономить даже на них. Если им удается договориться с аэропортом даже о небольшой скидке в 2-3 евро, при больших объемах перевозок экономия получается существенная. 
 
Заместитель генерального директора авиакомпании «Аэрофлот» Шамиль Курмашов сетует, что ставки аэропортовых сборов для традиционных и низкобюджетных компаний в России одинаковые. Российские аэропорты, возможно, и рады перенять зарубежный опыт и предоставить специальные условия для лоукостеров, но им этого не позволяет сделать законодательство. Вместе с тем, эксперты считают необходимым для развития в России лоукост-перевозок развивать инфраструктуру и дифференцировать ставки аэропортовых сборов для традиционных авиакомпаний и компаний-дискаунтеров. 
 
В России аэропортовые сборы устанавливает Федеральная служба по тарифам, поэтому если аэропорт (или терминал аэропорта) вдруг решит предоставить какой-то авиакомпании скидку, им тут же заинтересуются налоговая инспекция и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). 
 
В Европе размеры аэропортовых сборов определяются руководством конкретного аэропорта. Более того, если он является монополистом в своем регионе, то обязан согласовывать ставки сборов с авиакомпаниями, которые у него обслуживаются. 
 
В России еще одним препятствием для снижения издержек авиакомпаний является ситуация на рынке авиационного топлива. Практически во всех отечественных аэропортах работает только один поставщик керосина, ему не надо ни с кем конкурировать, а следовательно, делать скидки. Это мешает выполнению главного условия успешной работы лоукостера – низкой себестоимости перевозок. 
 
«Держать низкую себестоимость, чтобы конкурировать с кем-то, можно только при наращивании определенных объемов. Оперируя шестью или восемью самолетами, этого достичь невозможно, – говорит Роман Гусаров. – Крупная авиакомпания премиум-класса, которая перевозит пассажиров дорого, имеет возможность заключения крупного контракта с поставщиком авиакеросина по фиксированной цене (рыночная цена минус дисконт). Маленькая авиакомпания лишена такой возможности, она неинтересна поставщикам керосина. И ей приходится покупать керосин на рынке». В результате ситуация следующая: лоукостеры пытаются предложить цены ниже, а себестоимость перевозки для них получается выше. 
 
Бизнес-модель лоукостера предполагает, что самолеты летают на короткие расстояния, и продолжительность полета, как правило, не превышает двух с половиной часов, потому что низкобюджетной авиакомпании нужно перевезти максимальное число пассажиров за минимальное количество времени. 
 
В России же расстояния между конечными точками на большинстве маршрутов слишком большие, и перелет занимает больше двух с половиной часов. «Дистанции у нас большие между городами. У нас самая лучшая линия – это Москва – Питер: 700 километров, большой пассажиропоток и полтора часа лету. В Европе таких линий много, а у нас – одна на всю страну, – поясняет авиаэксперт Алексей Синицкий. – Для лоукостера важна интенсивность перевозки пассажиров, вы либо четыре часа везете одного пассажира, либо вы за это время трех перевезли». 
 
Генеральный директор портала AviaCassa.ru Максим Побережник в беседе с РИА Новости отметил: «Государству необходимо поддерживать региональные аэропорты, за которые не возьмутся инвесторы, потому что пассажиропоток у них не очень большой. Такого количества вторичных аэропортов, как в Европе, у нас все равно не будет, но введение в эксплуатацию тех, что уже существуют и не работают из-за нехватки средств, может значительно улучшить ситуацию». 
 
Аэропорт, который может служить воздушной гаванью для авиакомпаний-лоукостеров, хотят построить в подмосковном Раменском. Это будет многофункциональный комплекс, включающий в себя пассажирский терминал для авиакомпаний-лоукостеров, грузовой терминал, объекты техобслуживания, подъездные пути, а также автостоянки, парковки, гостиницу и коммерческий центр 
 
Стоимость проекта оценивается в 7 миллиардов рублей. 
 
После осуществления проекта аэродром «Раменское» должен стать полноценным четвертым московским аэропортом, принимающим как гражданскую, так и государственную авиацию. 
 
Первый этап - строительство международного пассажирского терминала - должен быть завершен до третьего квартала 2015 года. Его максимальная пропускная способность составит 1,5 миллиона человек, а ежегодный объем пассажиропотока - порядка 400 тысяч человек. Второй пассажирский терминал должен быть построен до 2-го квартала 2017 года. Его минимальная пропускная способность составит до 5 миллионов человек. К этому времени в «Раменском» также появится грузовой терминал. 
 
К концу 2019 года пропускная способность международного аэропорта «Раменское» вырастет до 10 миллионов пассажиров. 
 
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев считает, что перебазирование в специализированный под низкобюджетные перевозки аэропорт сможет снизить стоимость билетов в среднем до 50%. 
 
Руководитель проекта Finam.Aero Алексей Захаров отмечает необходимость государственной поддержки, которая поможет исправить и ситуацию с закупкой авиационного топлива для лоукостеров. «В ряде стран лоукостерам, поскольку это социально значимый проект, государством закупки керосина даже дотируются». 
 
Если эти условия будут соблюдаться, то работа лоукостеров в России станет возможна, и большие расстояния между крупными городами и низкий по сравнению с Европой пассажиропоток перестанут быть помехами. «Сам пассажиропоток недостаточен. Но низкобюджетные авиакомпании стимулируют его развитие и увеличение», – пояснил Максим Побережник. 
 
Цифры говорят сами за себя: едва только выйдя на российский рынок, Sky Express объявила о намерении к 2012 году перевозить не менее семи миллионов человек в год. В 2010-м ей удалось перевезти чуть более миллиона пассажиров, тогда как европейский Ryanair перевез 72 миллиона человек, а американский Southwest Airlines – 88 миллионов. 
 
В то же время Сергей Извольский, советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) говорит: «Я бы не сказал, что в России плохие условия для лоукостеров. На международных направлениях у нас успешно они работают. 
 
В 2013 году появились новые лоукостеры – венгерская компания Wizz Air и английская Eisy Jet, которые тоже работают на зарубежных направлениях, – сообщил «Эксперту Online». – Как и во всем мире, на внутренних перевозках могут работать авиакомпании с участием не менее 75% в капитале российского резидента. Был у нас опыт работы с иностранным инвестором, небезызвестной компанией «Авианова», но она распалась из-за взаимного непонимания между акционерами. В целом же после принятия поправок в Воздушный кодекс условий для развития лоукост-моделей стало больше. Способствовать этому будет и постановление правительства, направленное на развитие авиаперевозок внутри страны». 
 
«Вообще-то регулируемые тарифы в столичных аэропортах ниже, чем в региональных, – говорит Владимир Киселевич, заместитель генерального директора ГУП «Аэропорт Оренбурга». – Просто потому, что у регионов меньше пассажиропоток, а расходы те же самые на содержание всех служб. Другое дело, что мощным толчком к появлению новых лоукостеров и снижению цен у других авиакомпаний будет способствовать снижение НДС для авиации с нынешних 18% хотя бы до 10%. Об этом давно на всех уровнях говорит Центр стратегических разработок гражданской авиации. Но его пока не хотят слышать». 
 
«То, что появлению лоукостеров мешает отсутствие аэропортов второго эшелона, – это одна из точек зрения, – говорит Сергей Извольский. – Та же Eisy Jet летает из аэропортов первого эшелона, им это не мешает». 
 
Известный авиаэксперт Олег Пантелеев убежден: для лоукостеров Россия – страна привлекательная. Ожидания перевозчиков, пришедших на российский рынок, оправдываются как по объему пассажиропотока, так и с финансовой точки зрения. 
 
Россия в отличие от многих других стран в этой сфере представляет из себя растущий рынок — пассажирские авиаперевозки у нас растут на 15– 20% ежегодно, соответственно, все мировые компании хотят занять здесь свою нишу. 
 
Часть 5. Low Cost-итоги 
 
Лоукостеры - это бюджетные авиалинии, ведущие свои дела по новым бизнес-схемам, что позволяет существенно удешевлять стоимость перевозки пассажиров. Достигается это за счет всевозможного сокращения: отказ от программ лояльности, отсутствие бизнес-классов и более компактная установка кресел, отказ от бесплатных напитков и питания на борту, переход на интернет-бронирование билетов, выбор в качестве базы бюджетных аэропортов. Кроме того, дешевые тарифы в начале продаж и постепенное удорожание стимулирует раннюю высокую заполняемость борта. Низкая стоимость перевозки, в свою очередь, дает возможность увеличивать объем пассажиропотока. 
 
Основной плюс лоукостеров – пассажир платит только за то, что ему необходимо. Реально купить билет без оплаты багажа, в процессе бронирования можно отказаться от таких услуг, как выбор места в самолете, страховка и ряд других предложений. 
 
Для реализации модели российского лоукостера в стране необходимо создать условия. Аэропорты должны быть готовы предложить таким перевозчикам более низкие тарифы, сократить время разворота самолета (между прилетом и вылетом не должно проходить более 40 минут), уменьшить НДС для авиакомпаний. Это основные причины, по которым обанкротились первые российские лоукостеры «Авианова» и SkyExpress. Им было трудно конкурировать с крупными авиакомпаниями, обслуживание которых у аэропортов было в приоритете. К тому же они не могли экономить за счет оптовых покупок топлива, как это делают их крупные конкуренты. 
 
Снижение стоимости авиабилетов стало возможно после разработки поправок в Воздушный кодекс, принятые Госдумой. Теперь авиакомпании могут исключать из тарифа стоимость обработки багажа, питания, а главное – экономить на безвозвратных билетах. Только за счет невозврата денег опоздавшим пассажирам компания может снизить издержки до 25% от общей стоимости билета. «Безусловно, принятие поправок в Воздушный кодекс будет стимулировать авиакомпании к созданию своих лоукостеров, – сообщил «Эксперту Online» генеральный директор «Оренбургских авиалиний» Виктор Зюкин. – Но для этого надо решить главную проблему – снижение стоимости услуг аэропортов. Они вполне могли бы снизить стоимость парковочных мест, особенно это касается столичных аэропортов». 
 
Выход на рынок по-прежнему слишком дорогой и сроки окупаемости длительные, поэтому маловероятно, что опыт лоукостеров-банкротов кто-то захочет повторить. Другое дело – создание дискаунтера под крылом крупной компании, которая может обеспечить «дочку» и хорошими условиями в аэропортах, и технической базой, и даже закупаемым оптом дешевым топливом. 
 
Редактор портала «Авиапорт» Олег Пантелеев полагает, что «для новой российской лоукост-авиакомпании только одна угроза – это экономический спад, вследствие чего может серьезно снизиться пассажиропоток. Но, как показывает европейский опыт, именно в кризис и запускается большинство лоукост-проектов. Поправки в Воздушный кодекс по невозвратным билетам и багажу, безусловно, способствуют созданию новых лоукостеров. У нас дороговизной авиабилетов недовольно и население, и власть. Поэтому после встречи Владимира Путина с гендиректором «Аэрофлота» Савельевым Минтранс столь оперативно разработал поправки в Воздушный кодекс. И вполне логично и символично, что именно государственная компания «Аэрофлот» запустила первого лоукостера. Это своего рода и социальная нагрузка, и сигнал государства другим авиакомпаниям». 
 
«Бюджетный перевозчик «Добролёт» - проект стратегической важности не только для Группы «Аэрофлот», но и всей страны, - заявил генеральный директор ОАО «Аэрофлот», председатель Совета директоров ООО «Добролет» Виталий Савельев. – Высокую роль в его запуске сыграла поддержка Президента и Премьер-министра России, в том числе внесение поправок в Воздушный кодекс РФ, которые расчистили путь для эффективного и конкурентоспособного развития лоукост-перевозок в России. Эта бизнес-модель авиации высоко востребована во всем мире и особенно перспективна в нашей обширной стране, поскольку дает возможность летать миллионам россиян со скромным достатком, значительно повышает мобильность населения и тем самым способствует социально-экономическому развитию России».


комментарии (2):

flanker198510      14/07/2014 [15:00:47]#1
..."право на взлет или игра на вылет?" Скорее всего, всё будет доведено до абсурда аэропортовыми чиновниками на местах и их коллегами в департаменте ГА. А после того, как конфликт между ними и инвесторами дойдёт до точки, к делу подключится "юрист" и всё само собой рассосётся. Типа, как всегда...

Диорит      14/07/2014 [20:02:32]#2
Вроде бы ресурс серьезный, а статьи иной раз - как из школы. Это аналитический материал? Текст нормально не структурирован, не обобщен. Сравнительная характеристика лидеров рынка приведена по принципу "теплое с мягким", а точнее, набросано то, что автор смогла добыть. У одной компании средняя стоимость билета, у другой - стоимость пассажиро-кресла, у третьей - тонно-километра... SouthWest в 2011 перевезла 110 млн. и тут же "ежегодно ее услугами пользуются 134 млн". А "латание дыр в 10-20-летних самолетах"? Как это вяжется с общепринятым среди авиаторов мнением, что понятия возраста для самолетов не существует?


Тема интересная, качество - так себе.













Материалы рубрики

Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России



Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgButtM
Тут http://courier.youdo.com/food-delivery/mcdonalds/, подробное описание здесь.
Курьерская служба: http://courier.youdo.com/products-delivery/sladosti/, смотреть тут.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/pereezd/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer