В редакцию «АН» со своей оценкой ситуации обратились старейшие работники-туполевцы. Что интересно, не анонимно, видно, не потеряли бойцовских качеств. Приводим подготовленный ими текст полностью.
Уже три года представители коллектива «Туполева» несут на первомайской манифестации трудящихся плакаты с предложением правительству обратить внимание на производство российских самолётов Ту-204СМ и Ту-334.
В 2012 г. под этим плакатом шествовал и председатель Государственной думы С. Нарышкин, хотя, конечно, это было ответом на события на Болотной площади.
Вот и 2014 год не стал исключением. По Красной площади работники «Туполева» пронесли 2-метровый плакат с лозунгом «России – российские самолёты» на фоне Ту-204СМ.
И словно в отместку на это выступление в первом после майских праздников (12 мая) выпуске официальной «Российской газеты» печатается огромное интервью президента Объединённой авиастроительной корпорации (OAK) М. Погосяна. Там нет упоминания о туполевских самолётах, а старейшему КБ России предлагается заняться проектом ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации). Нынешний руководитель «Туполева» Савицких Н.В. успокаивает коллектив, что работы по Ту‑204СМ пригодятся при проектировании МС‑21, т.е. широко рекламируемый МС‑21 может во многом повторить Ту‑204СМ, зато пропадёт бренд Туполева.
А до той поры небо России будут бороздить «Боинги», «Эрбасы» и другие импортные самолёты. Из производимых в России останется один «Сухой Суперджет 100», непонятно каким образом налетавший, по словам М. Погосяна, 30 тыс. часов и перевёзший два миллиона пассажиров.
В 2008 г. на 55-летии генерального конструктора Шевчука И.С. генеральный конструктор Новожилов Г.В. обозначил КБ «Туполева» как единственное дееспособное КБ в отрасли.
Но назначенный в 2009 г. президентом «Туполева» А. Бобрышев весь свой организационный талант направил на выживание основных специалистов, включая генерального конструктора Шевчука И.С., который вскоре после сокращения и увольнения умер.
Огульная замена специалистов на неподготовленные кадры только усугубила производственные издержки. Что послужило поводом для Погосяна обвинить коллектив «Туполева» в систематических срывах контрактов и том, что все полученные деньги уходят на оплату штрафных санкций. На вопрос, почему Погосян М.А. позволял Бобрышеву разрушать коллектив, он ответил, что не он его назначал.
Означает ли это, что уничтожение КБ «Туполев» происходит в угоду ВТО и санкционировано на самом высоком уровне руководства России? И потому оно вынуждено поддерживать Погосяна и его техническую политику.
Наступило 1 июня 2014 г. – дата оформления единого юридического лица объединённых решением собрания акционеров «Туполева» (Москва) и КАПО им. С.П. Горбунова (Казань).
Татарстан настаивает на закреплении юридического лица в Казани (налоги и возможные инвестиции). Для этого создан Казанский инженерный центр, объединяющий КБ и мощности по модернизации и ремонту самолётов Дальней авиации.
А что московский «Туполев»? Не стоит ли снять с фасада ордена ОКБ им. А.Н. Туполева, носителя интеллектуальной собственности государства, и заменить их на скромную надпись «Филиал Казанского инженерного центра»?!
Война требует, мир кормит
Туполева медленно, но верно лишают гражданской продукции. Тем самым убивают способность работы фирмы на обороноспособность страны. Сравните с концерном «Боинг» – там гражданский сектор составляет свыше 60% производства. Раньше технологии перетекали из военного сектора в гражданский, а теперь это дорога с двусторонним движением. И у нас так было.