Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему Россия отстает в космической гонке


30 июня 2014 года Джеффри Клюгер (Jeffrey Kluger), Time (перевод inoСМИ.Ru)


Для успешного осуществления космической программы нужно много вещей, однако раздражительность, злость и импульсивность к ним не относятся. И этот урок Владимир Путин обязан усвоить.

История исследований наглядно показывает, что злые люди в космосе добиваются немногого. Надо проявлять терпение, когда конструируешь ракеты, непреклонность, когда их запускаешь, и хладнокровие, когда понимаешь, куда идешь.
 
Такая доктрина выдержки и спокойствия весьма любопытно дала о себе знать в последние дни, когда два очень разных космических проекта в двух разных частях света дали очень разные результаты. В пятницу Россия отменила запуск своей новой ракеты «Ангара». Эта ракета-носитель разрабатывается с 1994 года, и результатов разработки практически нет. Владимир Путин лично контролировал запуск и дал команду на его отмену. Такая система управления показалась бы исключительно странной в США, если бы президент Обама на мысе Канаверал указывал инженерам со стартового комплекса, что им запускать, и когда запускать.
 
Между тем, в субботу НАСА провела успешное испытание аппарата Low-Density Supersonic Decelerator. Это изящный продукт инженерной мысли, который космическое агентство разрекламировало как «летающую тарелку», потому что он действительно похож на нее. На самом деле, это опытный образец новой посадочной системы космического корабля, который будет отправлен на Марс, куда НАСА в последнее время летает все чаще и чаще.
 
Когда-то США и Россия были как мифологические братья-близнецы Кастор и Полидевк в области космических полетов, изумляя весь мир своими триумфами в 1960-х и 1970-х годах. Но с тех пор они пошли разными путями. После окончания эпохи «Аполлонов» американская программа пилотируемых космических полетов удручающе плыла по воле волн, хотя космические челноки продолжали свои полеты (133 успешных и два, закончившихся катастрофой). Кроме того, продолжается разработка новых пилотируемых космических кораблей. А вот программа беспилотных аппаратов принесла блестящие успехи. Ее аппараты-роботы летают по всей Солнечной системе на планеты, их спутники, к кометам и астероидам. А один корабль вообще вышел за пределы Солнечной системы.
 
А как дела в России? Не очень. Крах коммунизма, потеря Казахстана, из-за чего российский вариант мыса Канаверал космодром Байконур оказался совсем в другой стране, а также трудности в экономике превратили космос в непозволительную роскошь. Однако сейчас Россия непреклонно пытается вернуться — и эта непреклонность создает проблемы.
 
«Ангару» планировали запустить с космодрома Плесецк, что на северо-западе России. Этот новый объект должен был привести к повторной централизации космической программы и к уходу из Казахстана на родную землю. Но он оказался сродни всем остальным действиям России в последнее время. А действия эти больше похожи на фиаско, чем на космические полеты, примером чему служит «Ангара».
 
Захват Путиным Крыма какое-то время казался смелым, пусть и преступным шагом, но ответная реакция оказалась настолько мощной, что он уже начал уклоняться от дальнейших действий. В своем стремлении воссоздать российскую империю он пока ограничился одним-единственным островом (так в тексте — прим. перев.) в Черном море, площадь которого меньше Массачусетса. Тот экономический союз, о котором он давно мечтал, и о котором с огромным шумом было объявлено в начале июня как о противовесе Евросоюзу с его 28 странами-членами, оказался не более чем переговорным столом для трех стран, который Путин разделил с Белоруссией и Казахстаном. Украина вначале дала согласие на вступление, но это было одну революцию и одно российское вторжение тому назад, и ее новое правительство опять склоняется в сторону Запада.
 
Видимо, то же самое ждет Россию и в космосе. Первая космическая гонка носила такой же политический характер, как и сегодняшние действия Москвы, но США и СССР действовали с позиций силы, проецируя свою конкурирующую мощь на многочисленные государства-сателлиты и доводя свою дуэль до космических высот. Но сегодняшняя Россия, в которой Путин дает команду, запускать или нет ракету-носитель, а правительство выступает с капризными угрозами отказаться от доставки американских астронавтов на Международную космическую станцию, не сильна и не уверена в себе.
 
Вместо этого она пополняет длинный список стран, которые мечтают о космосе, но подпитывают себя не ракетным топливом, а в большей степени гневом и яростью. Северная Корея? Ничего, кроме жалости, она не вызывает. Иран? Увольте. Китай? Да, сейчас они добиваются больших успехов, но это началось лишь после того, как китайцы отказались от своего революционного рвения, и вместо идеологии и лозунгов занялись проектированием и физикой.
 
Россия может вновь стать космическим первопроходцем, как когда-то, и болеющие за освоение космоса люди доброй воли ее поддержат. Холодная война закончилась, и сегодня не так уж и важно, какой флаг окажется первым на Марсе или на Луне — звездно-полосатый, российский триколор или китайский красный со звездами. Если флаги туда будет доставлять человеческая раса — это уже хорошо. Так что, Россия, двери всегда открыты. Но пожалуйста, прежде чем входить, оставь снаружи свою злобу и своенравность.


комментарии (8):

vlTepes      30/06/2014 [17:47:35]#1
Прелестный образчик. Автор статьи видимо не в курсе, что Россия запускает в космос в два раза больше РН, чем США. Что половина "американских" РН летает на российских двигателях, а старт Фалькона Маска недавно в очередной раз перенесли. Причем фундаментально то доля правды в упреках России в отставании в космосе есть. Только эта правда не в тех областях. Россия отстает (и традиционно отставала) от США в области АМС. А область космических пусков автор выбрал неудачно. Тут США еще Россию догонять и догонять.

Aviation EXplorer      01/07/2014 [02:04:08]#2
Количество пусков не есть показатель превосходства. Серийное тиражирование старых носителей это не движение вперед, а топтание на месте.

MegaFly      01/07/2014 [14:04:46]#3
Серийное тиражирование старых носителей это не движение вперед, а топтание на месте.


И чем же они плохи то стали? Надежное и эффективное. К примеру США в этом вопросе отстает от наших, как вы сказали старых носителей. В данное статье я вижу лишь то, что кто то хочет показать электорату, что они круты в той сфере отрасли, в которой они пока что еще слабы.

MikeM      01/07/2014 [16:15:25]#4
Обычная популистская статья... Вот более приличная наша статья с РБК
http://top.rbc.ru/economics/30 ...
или Исследование РБК: Россия проигрывает космическую гонку Китаю

Aviation EXplorer      02/07/2014 [02:58:43]#5
2 MegaFly

Еще раз: пока мы тратим силы на серийное производство старых советских разработок, американцы вложили все ресурсы в создание новых перспективных носителей и космическиж аппаратов. Что мы будем делать лет через 5-10, и в каком месте мы тогда будем?

crj-2      02/07/2014 [11:53:07]#6
Поживем, - увидим!!!

Виктор_Трф      10/07/2014 [20:04:30]#7
Россия не проигрывает! Просто её ракетно-космический потенциал методично и целенаправлено уничтожается поколением эффективных менеджеров. И не важно делают они это по указке , или это побочный эффект от основной цели -набивания карманов, суть не меняется. Вся структура трат, заказов и расходов в ракетно космическую отрасль - пример отличной работы по её уничтожению.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/07/2014 [21:15:46]#8
2 Виктор_Трф

Де-ма-го-ги-я!













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer