На сегодняшний день из всей авиации бывшего СССР украинские воздушные суда АНТК им. Антонова – единственные, которые успешно летают. У Европы и США, очевидно, должен появиться повышенный интерес к нашим самолетам, особенно в свете последних событий в Украине и сворачивания отношений с Россией. Самолетов такого класса, как делает «Антонов», в мире не производит никто – это небольшие транспортники и пассажирские суда, они, условно говоря, как джип – везде проедут.
Пассажирские самолеты с количеством посадочных мест меньше 100 не производят ни Boeing, ни Airbus. Транспортные самолеты грузоподъемностью от 10 до 20 тонн тоже не делают ни Airbus, ни Lokcheed. Эти ниши в Европе и США не заняты никем. Конечно, пытаются что-то сделать Embraer, Bombardier, но пока это не те машины. А ведь есть США с их Аляской: если они собираются осваивать шельф Северного ледовитого океана, то им придется сажать самолеты и на ледовые аэродромы, и на заснеженные площадки. Поэтому им такие машины нужны.
Европейцы сделали транспортник А-400, это маленький аналог Ан-70. Но при сравнении оказалось, что у нашего самолета условия десантирования лучше, короткая взлет-посадка (КВП) лучше, экономичность выше, ну и грузоподъемность остается за нами. То есть по всем параметрам Ан превосходит европейский аналог. Мы рассчитываем, что на сегодняшний момент EАDS как основной держатель акций Airbus должен заинтересоваться нашей машиной. До сих пор определенную проблему представляла Россия.
Дело в том, что все последнее время наши авиаторы имели много проблем с Россией, пытаясь наладить сотрудничество. Работать с ними было крайне трудно. А сотрудничать надо было в силу разных политических амбиций. Это ставило наших западных партнеров – Boeing, Lokcheed и Airbus – в ситуацию, когда они не хотели работать с нами, потому что мы работаем с Россией.
Сегодня мы уже частично комплектуем западной техникой наши самолеты. Стоит задача перейти на двигатели марок Pratt Witney (Канада) или General Electric (США). Тогда мы по качеству в своем классе выйдем на лучшие показатели в мире.
Конечно, сегодня у нас есть определенная зависимость от России, но больше по материалам. Например, на двигатели, которые делает «Мотор Сич» Богуслаева, много идет российских комплектующих. Однако они элементарно, менее чем за полгода, переводятся на европейскую комплектацию. Правда, на двигатели Ан-70 идут редукторы из России. Но навигацию мы можем применить европейскую или американскую.
По материалам так быстро не получится – это алюминиевый прокат, титан. Чтобы сделать их у себя, нужно начинать восстанавливать Запорожский алюминиевый комбинат (ЗаЛК) и «Днепроспецсталь». Решаемый вопрос, но пока мы вынуждены брать российские материалы.
Сегодня, чтобы поменять российский материал на европейский, придется проводить большое количество дополнительных испытаний. Поэтому пока идет российский материал, который, кроме всего прочего, дешевле.
Совсем прекратить сотрудничество с Россией нецелесообразно, ведь наши специалисты обслуживают там самолеты, которые были выпущены в предыдущие годы. Я не думаю, что, если они перестанут ездить в Россию, то российскую авиацию можно этим путем «посадить на землю». Да и европейцы с американцами нас не поддержат. Другой вопрос – боевая авиация. Тут надо занимать жесткую позицию.
Поэтому на ближайшие 10-15 лет перспективным будет сотрудничество с Европой и США. И той же Европе это выгодно: в линейку ее самолетов добавляется наша линейка – то, чего они не производят.
В итоге, нет худа без добра. Если бы не изменение внешнеполитического вектора Украины с Востока на Запад, мы бы, возможно, и дальше наращивали отставание от США и ЕС во многих аспектах самолетостроения. А сейчас есть надежда на вхождение фирмы «Антонов» в востребованные миром модели самолетов. Тем более что мы не конкурируем, а дополняем.