Американские эксперты недавно оформили список из пяти вооружений, которых Пекин должен бояться больше всего в случае разворачивания китайско-японского конфликта. И тут примечательнее всего то, что крайним выходом, минимумом гарантии безопасности для Токио становятся именно американские войска, готовые, можно сказать, сыграть роль разменной монеты, прикрывая Японию своей грудью. Это я подшучиваю, конечно: американские эксперты просто хотели таким образом дать Китаю понять, что решающую роль в такой войне будут играть именно американские войска. И когда японское издание вовсю расписывает абсолютное превосходство F-22 над китайскими самолетами, - это тоже отголоски американского «преувеличения».
Японские СМИ убеждены, что, раз на их стороне преимущество в виде F-22, китайский авианосец «Ляонин» вовсе не представляет собой угрозы. Если уж F-22 превосходит китайские истребители четвертого поколения, то один американский истребитель может с легкостью разметать все немногочисленные самолеты, имеющиеся на «Ляонине»: китайский авианосец может принимать на себя только самолеты, находящиеся в весовой группе истребителей третьего поколения. Есть ли у японцев основания ставить F-22 на этот пьедестал? Ответ — нет.
Во-первых, сами американцы не питают такой же уверенности в малозаметности своего истребителя. Еще с тех пор, как в американские ВВС поступили F-117, у Китая появилось оборудование и технологии по обнаружению малозаметных самолетов. Достаточно того, чтобы китайские радары могли засекать следы от F-22, и уж тогда Китай сможет выводить свои самолеты на перехват. Убери малозаметность — и в преимущество F-22 перед китайскими самолетами третьего поколения верится уже меньше. Благодаря тому, что боевые действия в таком конфликте будут проходить вблизи материкового Китая, прибрежные РЛС КНР точно лишат F-22 их незаметности.
Достаточно засечь американский истребитель и определить его местоположение, как все сведется к жесткой борьбе на средней дистанции. По сравнению с китайскими ракетами средней дальности SD-10 у ракет AIM-120, находящихся на вооружении у F-22, есть небольшой перевес в дальнобойности, превосходят они китайские аналоги как по точности наведения, так и по помехоустойчивости. Однако в боевой обстановке преимущество складывается из множества разных факторов. Стоит истребителям США и КНР оказаться в сравнительной близости, как становится очень трудно предсказывать победу или поражение одного из самолетов. У США нет твердой уверенности в том, что их самолет сможет одолеть китайский истребитель в бою один на один, куда уж тут Японии говорить о схватке с десятью машинами противника.
Особенность F-22, предоставляющая ему решающее преимущество, — его малозаметность: он может первым обнаружить противника и провести атаку, находясь за пределами видимости. Но если ему приходится вступать в бой с видимым противником, то при сравнении маневренности в схватке с китайскими самолетами третьего поколения, шансов на безоговорочную победу у американского истребителя остается еще меньше. Вашингтон поторопился отправить F-22 на совместные американо-малазийские учения ВВС, где американские самолеты летали вместе с Су-30, стоящими на вооружении королевских ВВС Малайзии. Суть учений в том, чтобы отработать тактику F-22 при борьбе с китайскими и российскими истребителями третьего поколения. Если смотреть на это с такой точки зрения, то можно сказать, что на превосходство своего самолета американцы смотрят разве что со сдержанным оптимизмом.
Самый большой промах подобной громкой похвальбы со стороны японского издания заключается в том, что даже если Китай и выпустит десять истребителей третьего поколения, не подозревающих о наличии F-22, который будет находиться за пределами видимости, то у одного американского истребителя просто не хватит ракет, чтобы перестрелять все китайские самолеты: он несет на борту всего шесть AIM-120, то есть ракет, предназначенных для поражения целей за пределами прямой видимости. Если же, пользуясь тактикой внезапного скрытого нападения, он сможет подстрелить двумя оставшимися ракетами ближнего воздушного боя другие два самолета, то останется еще два китайских истребителя третьего поколения, в то время как в распоряжении пилота F-22 останется только авиационная пушка. Предполагаю, что в таких условиях этому пилоту останется лишь бесстрастно наблюдать, как два китайских самолета превращают F-22 в «пекинскую утку».