— Внеплановые проверки будут проводиться Госавианадзором по каждому авиационному событию, которое будет связано с человеческим фактором, даже если это событие не повлекло за собой человеческие жертвы (авиационное происшествие, авиакатастрофа) или увечья (авиаинцидент), но при этом связано с угрозой безопасности полетов, — сказал Борисов.
Кроме того, по факту будет расширен круг проверяемых авиаспециалистов — в их число войдут не только пилоты, но и авиадиспетчеры, бортпроводники, авиационные инженеры и техники, другие категории персонала, участвующего в деятельности авиакомпаний и аэропортов, в том числе руководящий состав (не включая топ-менеджеров), отметил Борисов.
Из материалов коллегии Ространснадзора (состоялась в среду) следует, что системное ужесточение проверок связано с тем, что основным фактором риска являются «недоученность и недостаточное поддержание квалификации авиаперсонала» — отмечено, что в прошлом году самым серьезным событием в гражданской авиации стала катастрофа в аэропорту города Казань, где рухнул Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан». В результате этой катастрофы погибло 50 авиапассажиров, и выяснилось, что у командира воздушного судна не хватило квалификации. После ноябрьской катастрофы началась компания с участием Следственного комитета по проверке пилотских свидетельств выпускников ряда учебных центров и собственно самих центров.
Расходы на обучение авиаспециалистов входят в число наиболее затратных статей расходов в деятельности авиапредприятий. Переподготовка одного летного экипажа на судно западного производства стоит не менее 2 млн рублей, поддержание квалификации экипажа — не менее 600 тыс. рублей в год, подготовка специалиста по техническому обслуживанию — не менее 250 тыс. рублей. Нередко авиакомпании находят пути экономии по этим статьям.
Каждую проверку инспекторы контрольного ведомства будут согласовывать с прокуратурой и в случае выявления нарушений в подготовке специалистов незамедлительно станут применяться меры реагирования вплоть до приостановки лицензий и передачи материалов в правоохранительные органы.
Раньше Госавианадзор проверял качество подготовки пилотов лишь в том случае, если они становились участниками авиакатастрофы, в результате которой погиб один или более авиапассажиров. Кроме того, внеплановые проверки качества подготовки того или иного пилота инспекторы Госавианадзора проводили по факту авиационных инцидентов, когда событие не повлекло за собой гибели людей, но привело к их увечьям или травмам. Например, когда бортпроводники или пассажиры выпадают из самолетов или когда самолеты выкатываются за пределы взлетно-посадочной полосы или рулежной дороги. Самым популярным в мире авиационным инцидентом является повреждение воздушного судна на земле в результате ошибок, допущенных наземным авиационным персоналом аэропорта или авиакомпании, — в таких случаях инспекторы Госавианадзора проверки не проводят.
Теперь же проверку квалификации авиаперсонала специалисты Госавианадзора будут осуществлять при любом авиационном событии, произошедшем с отклонением от установленных норм, даже если оно не повлекло за собой гибели или увечья людей.
Заслуженный пилот России Юрий Сытник в разговоре с «Известиями» поддержал инициативу Госавианадзора и назвал ее крайне актуальной и долгожданной всеми пилотами.
— Если такие проверки Госавианадзором будут осуществляться, то это мера защитит экипажи, а также авиапассажиров от злонамеренных действий руководителей авиакомпаний, которые в своих отчетах в зачастую оформляют авиационные инциденты как обычное авиационное событие. Если, к примеру, произошла разгерметизация самолета, то, как правило, менеджеры компаний называют этот инцидент авиационным событием, лишая тем самым Госавианадзор, прокуратуру и трудовую инспекцию оснований для внеплановых проверок. В таких случаях пассажиров вводят в заблуждения, сообщая им, что после разгерметизации была запущена резервная система подачи воздуха. Но каждый пилот и авиаспециалист знают, что на запуск резервной системы требуется не менее 40 секунд. За это время организму человека наносится непоправимый вред, последствия от которого, как правило, проявляются с течением времени, и известны случаи с летальными исходами, — пояснил свою позицию «Известиям» Юрий Сытник.
Также Андрей Борисов на заседании коллеги Ространснадзора выступил с предложением об усилении контроля за учебными заведениями, проводящими подготовку и переподготовку авиаспециалистов, — и провести аудит всех заведений, имеющих право на подготовку пилотов, учитывая конкретные типы ВС.
— Появились образовательные организации, имеющие лицензии Минобрнауки России на подготовку пилотов, но не имеющие разрешения уполномоченного органа (Росавиации) на подготовку авиационного персонала. Указанная подготовка не обеспечивается необходимым налетом часов в соответствии с международными требованиями и требованиями воздушного законодательства. Слушатели начинают пытаться получить летную подготовку в организациях, не имеющих права на выполнение учебных полетов, что является предпосылкой к возможным авиационным происшествиям. Предлагаем при проведении сертификации указанных центров рассматривать в первую очередь организацию летной подготовки: техническое состояние и организацию обслуживания ВС, используемых для выполнения учебных полетов, наличие разрешительных документов на выполнение учебных полетов в аэропортах, на которых они выполняются, — заявил Борисов.
Это предложение заседания было адресовано представителям Росавиации, в чьем ведении находятся вопросы сертификации и лицензирования центров. Росавиация на запрос «Известий» не ответила. В Минтрансе заявили, что наиболее острыми остаются вопросы контроля за качеством подготовки и предотвращения фальсификации документов по проведенной подготовке.
Члены комиссии Госавианадзора имеют право беспрепятственно проходить на борт воздушного судна — участника авиасобытия, обследовать его, проводить проверку судовой документации и документов членов экипажа (пилотов, бортпроводников и других авиаспециалистов), поручать сторонним организациям проводить экспертные работы, привлекать к работе комиссии экспертов, опрашивать очевидцев, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к происшествию, и т.д. Согласно рекомендациям Международной организации гражданской авиации, целью таких проверок является не наказание лиц, допустивших событие, а выявление его причин с целью не допустить повторения инцидентов. Именно поэтому после завершения расследования в организации проводится разбор обстоятельств и факторов случившегося.