Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


КВЗ: Мы не можем все время быть мальчиками для битья


18 июня 2014 года Тимур Латыпов, Бизнес Online


Жизненно важной для российского ВПК теме импортозамещения было посвящено совещание, которое провел сегодня на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Впрочем, как понял побывавший на заводе корреспондент «БИЗНЕС Online», точнее будет сказать «украинозамещение», поскольку речь шла только об этом соседнем государстве. Министр сообщил, что Украина уже отказала российской оборонке в поставках по 25 позициям. Одна из наиболее уязвимых областей отношений с Украиной — вертолетостроение, поскольку одним из крупных поставщиков двигателей для казанских винтокрылых машин является украинское «Мотор Сич».

Сегодня на ОАО «КВЗ» прошло совещание, посвященное импортозамещению в оборонно-промышленном комплексе. Мероприятие провел министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
 
«До конца июня с учетом детально проработанного плана мы завершаем работу над программой по импортозамещению, которая версталась с вашим участием по согласованию с главным заказчиком — министерством обороны, — обратился он к собравшимся руководителям татарстанских предприятий оборонки. — Расписаны абсолютно все направления, все отрасли, которые это затрагивает. По всем комплектующим есть четкий план реализации. Срок абсолютно реален, подчеркнул Мантуров, — 2,5, а по каким-то нескольким направлениям — 3 года. «Поэтому хотел бы сверить часы, услышать от вас о каких-то дополнительных проблемах, которые, может быть, были упущены». Уточнения не лишние, поскольку, по словам министра, только за последний месяц проблемы с поставками с Украины возникли примерно по дюжине позиций: «Мониторинг мы проводим ежедневно, и у нас сегодня отказ (хотя официального отказа мы до сих пор не получили), задержка по 25 позициям. За месяц она удвоилась».
 
На этом интригующем месте журналистов попросили покинуть зал. Позже, комментируя совещание, Мантуров ушел от конкретики, сообщив лишь только, что за 2,5 - 3 года «будет реализована программа, которая позволит производить в России все комплектующие, агрегаты, которые необходимы для реализации поставок в рамках гособоронзаказа, госпрограммы вооружений». «Вы правильно сказали: мы не должны зависеть ни от кого», — поддержал министра президент РТ Рустам Минниханов. Отметим, что совещание в Казани проходило на следующий день после резкого заявления президента Украины Петра Порошенко. На заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) он запретил сотрудничество с Россией в сфере военно-промышленного комплекса.
 
А перед совещанием московский гость в сопровождении Минниханова, премьер-министра РТ Ильдара Халикова, вице-премьера РТ — министра промышленности и торговли РТ Равиля Зарипова осмотрел цеха КВЗ и вручил заводчанам правительственные награды. «С Денисом Валентиновичем мы познакомились, когда ругались, вступать нам в «Оборонпром» или нет, — напомнил собравшимся Минниханов. — Наши отношения были очень сложные, но потом мы с ним подружились. Мы видим, что это решение было правильное». «Дорогие друзья, — обратился к заводчанам Мантуров, — а я могу вас так называть, поскольку сам в вертолетной отрасли достаточно длительное время поработал, — знаю многих из присутствующих, знаю прекрасно завод... Хотелось бы вас поблагодарить за работу. В прошлом году КВЗ поставил рекорд — увеличил на 20 процентов производительность труда. Это хороший пример для предприятий отрасли».
 
Хороший пример и хорошее место, где искать ответы на возникающие сегодня проблемы. Логично, что мероприятие проходило именно на вертолетном заводе: по мнению экспертов, вертолетостроение — одна из наиболее уязвимых областей сотрудничества с Украиной. Дело в том, что по заведенной еще в советское время кооперации запорожский завод «Мотор Сич» делает двигатели (ТВ3-117) почти для всех типов российских «вертушек». В год Казань выпускает примерно сотню Ми-17.
 
Впрочем, руководство КВЗ, кажется, спокойно. «С «Мотор Сич» мы обсуждали вопросы взаимодействия недавно, на выставке «Хели Раша», и украинские партнеры очень оптимистичны, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор по маркетингу и сбыту КВЗ Валерий Пашко. — Мои заводские коллеги, которые связаны непосредственно с поставками, обсуждали эти вопросы буквально вчера. Да и Украине закрыть поставку двигателей, это означает наступить на горло заводу. Это 26 - 28 тысяч работающих. Это сколько народу — жен, детей — становятся изгоями! Я не верю, что у нормальных людей могут быть такие самодурство и самоедство. И до последнего времени никто не думал, что украинские двигатели — это импортные, потому что разработчик находится в Санкт-Петербурге. То есть двигатель российский, но производится за границей. И часть двигателей идет на КВЗ с петербургского «Климова». И «Мотор Сич» не может сделать, допустим, двигатель ВК-2500 без России... Словом, здесь очень сложные отношения». Напомним, недавно Мантуров заявил о том, что портфель российских заказов для украинских предприятий составляет $15 млрд. — 8,2% ВВП Украины. «Мотор Сич» же поставляет в Россию минимум 40% своей продукции.
 
Пашко коротко упомянул и отношения с компанией Pratt&Whitney Canada, которая поставляет КВЗ двигатели для «Ансатов» и Ми-38. «Одно время были как бы дополнительные проверки, — напомнил топ-менеджер КВЗ разговоры о санкциях. — Но все оборудование, которое мы покупаем у дальнего зарубежья, — гражданского назначения. Поэтому они, на мой взгляд, просто изобразили стойку готовности... По Ми-38 у КВЗ есть два варианта. Если заказчик просит двигатель импортный — ставим двигатель от «Пратт-Уитни», если российский — ставим российский, ТВ7-117В. Он, надо сказать, более мощный, с более высокими характеристиками. Сертификат на него должен появиться в 2015 - начале 2016 года. В 2016 году у нас запланированы поставки, а в 2015-м — предсерийное производство нескольких вертолетов».
 
Пашко высказался и в целом об импортозамещении: «Мы самодостаточное государство, раньше были способны производить все, что нужно для аэрокосмической отрасли. Просто с 90-х годов мы немножечко расслабились, стали уповать на то, что западные компании будут с нами как с равноправными работать. А получилось так, что мы с открытой душой, а нам по любому поводу — санкции, «хочу — не хочу». Но мы не можем все время быть мальчиками для битья! Кстати, в программе у нас импортозамещение было записано давно, и сейчас, можно сказать, все просто совпало».
 
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у заместителя генерального директора КВЗ по научно-технической работе Игоря Бугакова, жива ли еще идея оснащения «Ансата» российским двигателем ВК-800 (напомним, его когда-то даже планировали выпускать на ОАО «КМПО»). «Его можно использовать, — ответил Бугаков. — Он несколько переразмерен и топливная эффективность будет хуже, но технически он становится на вертолет. Однако вопрос этот чисто риторический — двигателя-то нет. До завершения работы страшно далеко, а главное — никто ничего не делает».
 
Кстати, о КМПО. Напомним, что завод уже давно работает (в широкой кооперации) над ликвидацией «украинозависимости». Дело в том, что петербургское ОАО «Климов» и «Мотор Сич» разработали (интеллектуальная собственность — пополам) замену ТВ3-117 — двигатель ВК-2500. Сегодня он в небольших количествах выпускается на Украине, но решено наладить его выпуск в России. В кооперацию входят «Климов», Уфимское моторостроительное производственное объединение, московский центр газотурбиностроения «Салют». А в конце 2012 года КМПО заключило с «Климовым» контракт на производство узлов ВК-2500. Пока КМПО будет поставлять примерно 30% двигателя, в намерениях — выход на 50%. Окончательную сборку будет вести «Климов». С 2015 года КМПО должно выпускать по 300 комплектов в год (примерно на 1,65 млрд. рублей). На 2014 год запланирована поставка 150 комплектов.
 
Но, может быть, что-то изменилось в связи с последними событиями на Украине? «Может быть, работы по ВК-2500 у КМПО будет больше, но пока у нас есть заказ на 150 комплектов, и больше ничего, — рассказал сегодня «БИЗНЕС Online» генеральный директор предприятия Дамир Каримуллин. — Доля примерно в 30 процентов пока остается. Правда, мы прорабатываем еще один узел — блок камеры сгорания, который сегодня делает Украина, но пока это на стадии проработки». Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, знает ли Каримуллин о то и дело возникающих разговорах о том, что в Казани будет производиться весь двигатель ВК-2500. «Насчет всего двигателя пока рано говорить, — осторожно заметил гендиректор. — А слухи всякие рождаются... Пока три узла за нами закреплены. У нас есть предложения по отдельным деталям, но по ним пока решения нет». Каримуллин напомнил, что казанские комплекты должны пройти испытания в составе собранных двигателей в конце 2014 - начале 2015 года.
 
В целом он отметил, что для КМПО вопрос импортозамещения остро не стоит: «У нас нет таких позиций, по которым не было бы альтернативных поставщиков в России. Например, дозатор газа, который используется в газоперегонном двигателе. Сегодня его поставляет Украина, но может делать и московский завод имени Румянцева».
 
Подытоживая, подчеркнем, что ВПК-эксперты, обсуждая ситуацию с Украиной и международными санкциями, в целом сходятся во мнении, что нет худа без добра: выехать за счет чужого больше не получится — надо поднимать свое.


комментарии (4):

Сашочек      19/06/2014 [18:10:00]#1
Надо бы чтобы все вернулось в прежнее положение. Мотор Сич - исключительно надежный партнер! У него все отлажено, все работает как часы! Это еще с советских времен. Медежмент Мотор Сича - самый адекватный, реагирующий к проблемам партнера всегда наилучшим образом. Было бы большой потерей для всех, и нас в том числе, если бы события на Украине "сломают" такой коллектив.

А по поводу решения Порошенко можно сказать только самое неприличное. В таком положении Украины принимать решение о нанесении вреда лучшим предприятиям страны - не укладывается в нормальной голове. Наоборот, нужно создавать максимальный режим благоприятствования для них, стараться сохранить уникальный (для Украины - бриллиантовый) потенциал.

Мало вероятно, что руководители, принимающие такие решения, принесут пользу своей стране. И, скорее всего их скоро просто не станет....

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      19/06/2014 [18:27:55]#2
Мотор Сич действительно надежный партнер и отличное предприятие. Вот только Украина как партнер не надежна. К сожалению, последнее слово в выборе партнеров и союзников будет всегда за политиками, а не за отличным предприятием :(

air-squirrel      20/06/2014 [13:32:11]#3
Мнение Порошенко - это не мнение Порошенко, а желание Запада угробить остатки промышленности в Украине ну и в России (у нас тут другие процессы но цели у Запада все теже).

air-squirrel      20/06/2014 [13:32:53]#4
прошу прощения "...на Украине"))













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer