Депутаты Госдумы решили позаботиться о российских авиапассажирах, особенно о тех, кто летит на отдых. Парламентарии разрабатывают изменения в Воздушный кодекс РФ в части, касающейся авиаперелетов. Они предлагают штрафовать авиаперевозчиков, которые задерживают вылеты рейсов, кроме тех случаев, когда это касается метеорологических условий.
По словам автора законодательных изменений, первого зампреда комитета ГД по транспорту Виталия Ефимова, авиакомпании предлагается штрафовать на 10% от стоимости рейса при задержке вылета на один час. При этом, штраф будет увеличиваться пропорционально длительности задержки.
Летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев инициативу депутатов поддержал:
«Я сторонник этого решения, — заявил НСН Толбоев. — Такая непунктуальность присуща только российским компаниям. Это расхлябанность, отсутствие уважения к пассажирам. Неумение организовать производственный процесс. Есть регламент, где четко написано, когда и что нужно делать. Когда происходит уборка, когда заправка воздушного судна, и так далее. Там задействовано очень много служб, начиная от службы подачи трапа, заканчивая заправкой самолета. Эти службы перекладывают ответственность за задержки друг на друга. Пусть работают четко, синхронно, по графику. Они же всё заранее знают! Рейсы утверждены на год вперед», — напомнил НСН летчик-испытатель.
В свою очередь, эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ, главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров считает, что предложение депутатов не только не улучшит положение дел в гражданской авиации, а наоборот, может его значительно ухудшить.
«Слишком много инициатив в последние дни стало поступать из стен Госдумы. У кого-то из депутатов — невероятный зуд в отношении гражданской авиации, «зуд нормотворчества». Причем делается все это без попытки анализа ситуации», — заявил НСН Гусаров.
«Несомненно, проблема задержки рейсов существует, и с ней надо бороться. Росавиация достаточно жестко это контролирует. Попытка борьбы с задержками рейсов с помощью штрафов нисколько не улучшит ситуацию. Основные проблемы нашей гражданской авиации идут из-за недофинансирования. Если мы будем через штрафы еще больше ухудшать экономическую ситуацию компаний, это не пойдет на пользу повышению регулярности и безопасности полетов. Самое страшное, к чему может привести эта инициатива, что авиакомпания под страхом быть оштрафованной будет выпускать в рейсы неотремонтированные воздушные суда. То есть, в борьбе за регулярность полетов мы пожертвуем безопасностью», — уверен Роман Гусаров.
Аналогичного мнения придерживаются и представители авиаперевозчиков:
«В этом стремлении к пунктуальности есть «подводный камень», который связан с тем, что такие чрезмерно высокие штрафы за задержки приведут к снижению уровня безопасности полетов, — заявил НСН первый заместитель генерального директора авиакомпании «Трансаэро» Дмитрий Столяров. — Дело в том, что некоторые компании под давлением штрафов начнут вылетать с отказами на воздушных судах. В мире эту проблему давно изучили. Ни в одной стране штрафа за задержку не бывает. Кроме того, штрафы неизбежно приведут к росту себестоимости рейсов, а значит и тарифов на билеты», — считает Дмитрий Столяров.
Отметим, что, по действующему Воздушному кодексу, в случае задержки рейсов перевозчик должен предоставить комнату пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет, а также организовать хранение багажа. Если рейс был задержан более чем на два часа, то пассажир может рассчитывать на два бесплатных телефонных звонка (в том числе за границу) или два сообщения по электронной почте. Кроме того, авиаперевозчик обязан предоставить прохладительные напитки. Если время вылета было отложено более чем на четыре часа, то пассажира должны обеспечить горячим питанием. Далее, горячее питание должно предоставляться каждые шесть часов в дневное и каждые восемь часов в ночное время. Если же время ожидания растянулось на 6–8 часов, то пассажиру обеспечивается размещение в гостинице, а также бесплатная доставка транспортом от аэропорта до гостиницы.