В армию по призыву
Погосян всегда и везде подчёркивает: выполнение заказов Минобороны является первоочередной задачей ОАО «Туполев». Так было и 4 июня в Казани, где министр обороны С. Шойгу «проинспектировал» казанский завод. К сожалению, Михаил Асланович крутился ужом вокруг министра, так что объективную картину Сергей Кужугетович едва ли получил. Открыли памятник авиаконструктору А.Н. Туполеву (впервые не бюст, а в полный рост), прошли по цехам, торжественно передали ВВС отремонтированный сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22м3. Тут же присутствовал и президент Татарстана Рустам Минниханов.
Несмотря на то что из официальных источников не прозвучало ни слова про гражданское направление туполевской фирмы (что неудивительно – у министра обороны голова забита тем, как повысить боеспособность Вооружённых сил), у нас появились сведения, что Минобороны проявляет интерес к Ту-334. Объяснение тому простое – Ту-134, которые до сих пор летают в армейской авиации, безнадёжно устарели (последний лайнер сдали заказчику в 1989 г.), подрастеряли ресурс и требуют замены. Заменить изношенные лайнеры Минобороны, Внутренних войск и других силовых структур может только Ту-334. В Специальном лётном отряде (СЛО), который обеспечивает перелёты высших руководителей государства, мнение точно такое, как и у военных. Федеральная служба охраны (ФСО) неоднократно подтверждала, что именно Ту-334 – наиболее подходящий лайнер для «литерных» перевозок.
Что очень важно, в Казани министр обороны посмотрел Ту-334 «живьём». И сказал совсем немного: «Да, это хорошая машина. Я хочу, чтобы она была в Вооружённых силах». Как допустил это Погосян – неведомо.
В Минобороны ещё десять лет назад говорили по поводу Ту-334 – «Будем заказывать!» Потом было другое, сердюковское – «В плане не предусмотрено…» И вот на прошлой неделе из недр Минобороны прозвучало: «Всё в порядке, машина пойдёт». Значит, с надеждой смотрим в сторону Арбатской площади. Авторитет и аппаратный вес Сергея Шойгу должны пересилить тупое упрямство теряющего доверие Погосяна. Получить в лице Минобороны стартового заказчика – мечта любого промышленника. Главное – согласовать цену.
Ту-334 – особенности самолёта
Ту-334 легко внедрять в производство. Потому что кабина экипажа аналогична самолётам Ту-204/214. Следовательно, легко будет сделать новейшую модернизированную версию «СМ» для экипажа из двух человек. Самолёт Ту-334 стоит в одной линейке самолётов ОАО «Туполев» – следовательно, родственная туполевская техника обеспечивает перевозку от 70 до 210 пассажиров на дальность от 500 до 9 тыс. км.
Диаметр фюзеляжа одинаковый со «старшими братьями» – шесть кресел в ряд в экономклассе. Удобно размещать оборудование спецсвязи для использования в СЛО. Комфорт максимальный, двигатели располагаются в хвостовой части самолёта. Фюзеляж чистый, без движков под крылом на пилонах, военным удобно будет размещать радары бокового обзора.
Многие чиновники ставят в упрёк Ту-334 украинские двигатели Д-436Т1. Но читаю документ из далёкого 2000-го и поражаюсь, насколько лживыми бывают чиновники. Чёрным по белому написано: Уфимское моторостроительное производственное объединение (ОАО «УМПО») подготовку к серийному производству двигателя Д-436Т1 завершило, успешно проведены сертификационные испытания. Есть вариант модернизации этого двигателя – благодаря новым материалам мощность подняли с 7500 до 8200 кгс.
Ту-334 – бриллиант в короне «Туполева»
Аргументы? – Пожалуйста. Иностранные самолёты не годятся для использования силовыми и другими госструктурами. Во-первых, неизвестно, какие «закладки» сделали производители авиатехники в электронном оборудовании. Шпионские, вредоносные программы, возможность отключения компьютеров и блоков по радиосигналу – это не фантастика, а реальность. Во-вторых, в наших самолётах возможно предусмотреть дополнительное (в Ту-214 реализовано четырёхкратное) резервирование основных систем. В-третьих, отечественные лайнеры полностью отвечают условиям эксплуатации в наших непростых климатических условиях, от полюса холода до жарких пустынь, и непритязательны к качеству взлётно-посадочных полос. По сравнению с «иномарками» имеют значительный запас прочности. Критики, утверждающие, что время для туполевских машин Ту-204 и Ту-334 безнадёжно упущено, нагло лгут. По сравнению с «Боинг-737», который производится около 50 лет, туполевские лайнеры находятся в младенческом возрасте – Ту-334 совершил первый полёт в 1999 г., сертифицирован в 2003-м. Конечно, «Боинг-737» образца 1967 года отличается от последних версий этого самолёта – его многократно модернизировали.
Из доступных «одноклассников» Ту-334 в России производятся Ан-148 и «Сухой Суперджет 100». Но Ан-148 меньше по вместимости салона, как спецвариант тесноват. К тому же Ан-148 разработан ГП «Антонов» в Киеве. Новая власть отстранила от управления предприятием генерального конструктора Дмитрия Киву, и как будут выстраиваться отношения с украинскими авиастроителями, неизвестно. Ясно одно – чтобы уесть Россию, западные советники-«партнёры» вполне могут уговорить свежеиспечённого президента Порошенко прекратить сотрудничество «антоновцев» с Москвой.
«Суперджет» – только на словах наш. По сути, собран с миру по нитке, напичкан зарубежными комплектующими и агрегатами и ничем не отличается по содержанию от боингов. Даже движки французские, с американскими корнями.
Красная цена
Для всего гражданского авиастроения страны крайне важно сохранить приемлемую и согласованную стоимость комплектующих изделий. Ненормально, когда шасси и тормозные колодки для отечественных лайнеров стоят в разы дороже «расходников» для иномарок. Производители авиаагрегатов говорят: дайте большой заказ, серию – цена снизится. Но возможны и государственные рычаги влияния, разнообразные налоговые льготы, спецтарифы на энергоносители для производителей высокотехнологичного оборудования. Об этом уже говорят в Минпромторге, да, как гласит народная мудрость, скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
Сделают всё, как надо, Минпромторг и ОАК – будут отечественные самолёты давать согражданам поводы для гордости. И российские лайнеры окажутся конкурентоспособными перед «вторсырьём» западного производства, которое летает в большинстве авиакомпаний. Новые, с конвейера, иностранные самолёты по карману лишь грандам рынка авиаперевозок. Даже «Аэрофлот» получает «Эрбасы» слегка поношенными, с чужого плеча. Только не объявляет об этом во всеуслышание.
А по всему выходит, что государственная политика в авиапроме, реализуемая через Минпромторг и ОАК, совершенно неэффективная. Конструкторы – есть. Самолёты, от самых маленьких до широкофюзеляжного Ил-96, – тоже. Заводов, готовых их строить, – в избытке. Деньги в авиапром вбуханы огромные. А на практике самолётов вроде как и нет. Единичные экземпляры погоду не делают. Тем временем генеральный директор российской авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова награждается орденом Франции «За заслуги». За какие такие заслуги, спросите вы? Можно предположить, что главная заслуга одна – авиакомпания, летающая сейчас на «Боингах», с 2015 г. начнёт получать из французской Тулузы европейские «Эрбасы».
Мелкосерийное производство – удавка для авиапрома
Но как же хитёр и коварен этот Погосян! Смотрите – в Воронеже делают Ан-148. Пулковская авиакомпания «Россия» получила шесть лайнеров и гоняет их в хвост и в гриву. Налёт, как у дальнемагистральных. Авиакомпании посмотрели и потянулись в ОАК – хотим заказать этот самолёт. Нет, говорят им, подписывайтесь на «Суперджет». Но всем известно, как с самолётом мучается «Аэрофлот» – из десяти машин хорошо, если летает половина. Остальные – у стенки, по очереди на ремонт. Авиакомпании уходят несолоно хлебавши. Формальный повод для отказа – производимые Ан-148 законтрактованы госструктурами на все ближайшие годы. Чуть ли не до 2025 года. А нарастить выпуск, делать более шести самолётов в год Погосян не даёт, это именно он выстроил ситуацию так, что авиазавод просто не в состоянии произвести больше. Обрезал финансирование по госпрограммам, модернизацию станочного парка и т.д. Быть может, Путин вспомнит не только о Сталинграде, но и то, что делал т. Сталин с такими «погосянами».
Полагаю, такой же фортель он, проиграв в малом, попытается реализовать с Ту-334 в Казани. Для госструктур – пожалуйста, авиакомпаниям – от ворот поворот. Никакого развития программы, самолёт для завода будет очередным планово-убыточным проектом. Есть, конечно, надежда, что правительство Республики Татарстан сумеет заставить ОАО «Туполев» наращивать производство. И тогда Ту-334 массово пойдёт в народ. «АН» продолжат выполнять роль цербера во всей этой жуткой истории предательства и измены.