Между тем, до августа 5 из 10 принадлежащих российскому авиаперевозчику «Волга-Днепр» летающих гигантов должны были пройти обслуживание и получить продление летного ресурса. Для этого самолетам нужно проходить ежегодно осмотр и ремонт в Киеве, которые российским лайнерам могут попросту не предоставить. Этот удар нанесен всего лишь месяц спустя после того, как от сотрудничества с АК «Волга-Днепр» отказался один из ее крупнейших заказчиков – НАТО.
- Длящаяся не один день тяжба между Россией и Украиной очень плохо влияет на летную пригодность крупнейших в мире самолетов «Руслан», крупнейших и по объему, и массе перевозимых грузов, и по дальности полета, - отмечает президент общественной организации «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов.
- Эксплуатирующая эти борты компания «Волга-Днепр» занимает в мире весь сегмент перевозки особо крупных и тяжелых грузов. Ни один из существующих сегодня самолетов попросту не может делать такую же работу, как «Руслан». Эта компания в хорошем смысле очень хорошо набила руку на высокоответственных контрактах, которые ей без колебаний доверяют ООН, НАТО, многие иностранные государства, включая Японию. Наши самолеты перевозят двигатели для кораблей, которые не влезут ни в один другой самолет, крупные детали для нефтегазовой промышленности, особенно для буровых на океанических и морских шельфах. Наш авиаперевозчик заработал своими длительными усилиями, качественной и оперативной работой отличную репутацию на всех континентах. И мировой экономике очень необходим этот сегмент особо крупных грузовых перевозок - по-другому, без АН-124, эти работы не выполнить.
Но проблема состоит в том, что только генеральный конструктор завода имени Антонова в Киеве может разрешать и утверждать продление летного ресурса АН-124. Это продление нужно делать ежегодно в обязательном порядке. Если эту работу забросить – все, конец этому типу самолетов.
При этом очевидно, что отказ от контрактов с Россией не только означает смерть антоновского предприятия, но подкосит и всю экономику Украины. Налоговые поступления от этого завода и его смежников в сумме составляют значительную долю государственного бюджета «незалежной». Когда самолеты не летают, они превращаются просто в ржавеющие шкафы… Они не приносят ни прибыли, ни рабочие места. Но, кажется, правительство в Киеве готово сегодня разрушить собственную экономику и высокотехнологичное авиастроение ради политических амбиций!
«СП»: - Возможно ли продолжать эксплуатировать российские АН-124 без сотрудничества с Украиной?
- Нет. Мы могли бы позволить себе это лишь в том случае, если бы использовали «Русланы» только внутри страны. Но сегодня наша экономика не может предложить загрузку для таких самолетов. Поэтому фактически все полеты они выполняют по зарубежным контрактам. И ни одно государство не допустит для полетов по своим контрактам и на своей территории иностранные суда, не соответствующие требованиям безопасности со стороны ИКАО, правила которой однозначно требуют продления летного ресурса только со стороны правообладателя. А он сегодня находится на Украине.
Кроме того, остается проблема комплектующих, которых в каждом самолете просто огромное количество. Значительная их часть сегодня также производится только на заводах Украины. По «партизански», эту проблему решить не удастся.
«СП»: - Возможно, сегодняшнее правительство Украины выполняет задание боссов с Запада, мечтающих на корню угробить ее промышленный потенциал?
- Похоже на это. Но я очень надеюсь, что управленцы в Киеве будут все-таки руководствоваться здравым смыслом, не позволив убить ни собственную высокотехнологичную промышленность по производству гражданской техники, ни весь сегмент международного рынка крупногабаритных авиаперевозок…
О технологической независимости России, о последствиях украинского демарша «СП» рассказал также гл. редактор портала avia.ru, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации Роман Гусаров:
- У антоновского предприятия в Киеве нет критической зависимости от судьбы «Русланов». По всему миру летает немало других моделей самолетов под брендом Антонов. Но они в основном еще советской разработки. Основная часть узлов производится на российских предприятиях. В России эти самолеты пока активно используются на региональных маршрутах, в Министерстве обороны, но, в общем и целом, это уже уходящая техника. Она устарела морально и физически, поэтому ее уход не фатален для рынка в целом
Есть у Киева новые разработки, такие как А-148, это региональный самолет, в котором заинтересованы и российские госструктуры, в том числе они есть и у администрации президента РФ. Но производится он в России в кооперации с украинскими предприятиями. И по другим проектам украинские предприятия не в состоянии строить новые самолеты вне кооперации с российскими предприятиями. Это касается и перспективного транспортного самолета Ан-70, и небольшого Ан-140. Поэтому без кооперации с Россией фирма Антонов сама не имеет шансов выжить. И Ан-124 строился и ремонтируется в Ульяновске. При этом Ан-124 не имеет альтернативы вообще в мире в своем классе.
На сегодняшний день Россия может сама на своей территории производить и ремонтировать «Русланы». У нас, на самом деле, нет технологической зависимости от Украины по этому проекту, есть только юридический казус, по которому все авторские права на Ан-124 закреплены за киевским КБ Антонова. Однако, если дойдет до крайности, у нас может не остаться другого выхода, как продлевать ресурс, эксплуатировать и ремонтировать «Русланы» в одностороннем порядке. А все предъявляемые нам со стороны Украины претензии можно будет рассматривать в международных судах.
Единственное, что в России сегодня не производится и не обслуживается – это двигатель для Ан-124, который делают и ремонтируют только на предприятии в Запорожье. С этим предприятием пока работа идет в штатном режиме. Запорожцы имеют очень большие контракты с российскими контрагентами, их общая сумма исчисляется миллиардами долларов в год, и, конечно, без этих заказов им тоже не выжить, поскольку на Западе их новые двигатели особо не ждут.
«СП»: - Тем не менее, высокопрофессиональное руководство антоновского предприятия в Киеве смещено, а новым управленцам спущена задача «душить» контракты с Россией…
- Экономической логики в разрыве связей с российскими заказчиками я не наблюдаю! Такое поведение можно объяснить лишь в том случае, если у нынешнего правительства под руководством Арсения Яценюка есть задача любой ценой раздавить высокотехнологичную промышленность Украины, насолив при этом, как можно больше, и России.
Единственно разумное для нас поведение в этой ситуации – начать шевелиться самим и максимально плотно заниматься импортозамещением. До сих пор мы работали с украинскими предприятиями не потому, что не можем ничего сделать без них, а потому, что это нам было выгоднее. Однако подавляющую часть закупаемой у них номенклатуры мы можем начать выпускать полностью на российских заводах менее чем через два года. Собственно, об этой задаче на Санкт-Петербургском экономическом форуме говорило руководство нашего Минпромторга. Тем более что недальновидно было бы сохранять такую зависимость сегодня в рамках военно-технического сотрудничества, особенно в военно-транспортной авиации. Конфликт на Украине подстегнул российские власти заниматься обеспечением нашей национальной независимости в сфере высокотехнологичных поставок.