Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лететь с одним крылом


9 апреля 2014 года Василий Сычев, Илья Крамник , Lenta.ru


Новое правительство Украины объявило о намерении прекратить военно-техническое сотрудничество с Россией. Об этом в начале апреля 2014 года объявил первый вице-премьер Украины Виталий Ярема. Когда именно будут прекращены военные поставки в Россию, неизвестно. То, что конкретные сроки пока не были названы, вполне объяснимо: подобный шаг может нанести серьезный урон развитию украинского оборонно-промышленного комплекса. При этом для российской промышленности катастрофических последствий не будет.

Заметную роль в военно-техническом сотрудничестве с Россией играет запорожская компания «Мотор-Сич», занимающаяся производством авиадвигателей. Это крупнейшее предприятие на постсоветском пространстве, выпускающее такого рода продукцию. Сегодня компания, возглавляемая Вячеславом Богуслаевым, более 70 процентов дохода получает за счет сотрудничества с Россией. Большая же часть других доходов «Мотор-Сич» складывается из поставок двигателей и запчастей к ним для самолетов и вертолетов советского или российского производства, использующихся другими странами.

В настоящее время «Мотор-Сич» поставляет силовые установки для нескольких типов производимых в России вертолетов. В частности, украинскими двигателями ТВЗ-117 оснащаются различные модификации многоцелевых вертолетов Ми-8/17 и Ка-32. Поставки авиационных двигателей осуществляются по контракту, подписанному холдингом «Вертолеты России» и компанией «Мотор-Сич» в 2011 году. Соглашение рассчитано на пять лет, а его стоимость составляет 1,2 миллиарда долларов.

В холдинге «Вертолеты России» «Ленте.ру» рассказали, что украинская компания «Мотор-Сич» является давним, но не единственным партнером российского предприятия. Так, сегодня уже многие модели российских вертолетов оснащаются двигателями российского производства, в частности, собранными на петербургском предприятии «Климов». Например, ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-52 оснащаются только российскими двигателями ВК-2500. Украинские же силовые установки используются преимущественно в вертолетах для гражданского рынка.

На Украине также выпускаются двигатели для пассажирских самолетов Ан-140 и Ан-148, закупку которых осуществляют в том числе и российские силовые структуры. Кроме того, запорожские двигатели и запчасти необходимы для ремонта парка самолетов Ан-72, Ан-74 и Ан-124 «Руслан». По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, прекращение поставок продукции военного и двойного назначения из Украины «приведет к серьезным проблемам». В частности, может произойти замедление производства некоторых видов техники на срок, необходимый для освоения выпуска необходимых узлов и агрегатов в России.

Впрочем, по мнению другого источника «Ленты.ру» в оборонно-промышленном комплексе России, прекращение военно-технического сотрудничества Киева с Москвой хотя и скажется негативно на производстве, катастрофических последствий иметь не будет. Дело в том, что в России уже несколько лет действует программа импортозамещения в наиболее важных технологических отраслях. Так, собеседник в «Вертолетах России» отметил, что в перспективе подавляющее большинство российских вертолетов будут оснащаться двигателями российского производства.

Что же касается самолетов, то вряд ли Киев решится своими руками задушить единственную действующую сегодня программу украинского авиастроения ─ производство пассажирского самолета Ан-148. Альтернативой же Ан-140 и его грузовых модификаций для Вооруженных сил России должна стать отечественная программа легкого военно-транспортного самолета Ил-112. Его разработка в интересах Министерства обороны России возобновилась в середине 2013 года. Летные испытания самолета планируется начать в 2015 году.

Возможно придется искать и российскую альтернативу транспортникам типа Ан-72/74. В случае же с Ан-124 такой замены пока нет, но в настоящее время рассматриваются варианты возобновления производства самолетов этого типа на территории России. Впрочем, Министерство обороны пока не располагает более-менее внятными планами относительно применения транспортников типа Ан-124, поэтому варианты возобновления производства таких самолетов рассматриваются с точки зрения гражданских эксплуатантов.

Для оборонно-промышленного комплекса Украины, чье двигателестроение и авиастроение в значительной степени зависит от сотрудничества с Россией, прекращение военно-технического сотрудничества будет означать начало серьезного кризиса. В определенной мере это касается и производимых на Украине силовых установок для российских кораблей; их выпуском занимается государственное предприятие «Зоря-Машпроект» в Николаеве. При этом в самой России альтернативу украинскому предприятию может составить сразу несколько производителей, во главе с рыбинским «Сатурном».

Похожая кризисная ситуация будет наблюдаться и в днепропетровском конструкторском бюро «Южное» и предприятии «Южмаш». Они пока еще сохраняют большое значение для России, поскольку являются разработчиками межконтинентальных ракет Р-36М2 «Воевода» и производители ракет-носителей «Зенит». Однако и здесь Россия сможет в относительно короткие сроки найти им альтернативу. Так, по плану обновления Ракетных войск стратегического назначения России, последние «Воеводы» будут сняты с вооружения к 2022 году.

На смену Р-36М2 придет разрабатываемая Конструкторским бюро имени Макеева межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», испытания которой начнутся в 2015-2016 году. Ее принятие на вооружение ожидается в 2018-2020 году. При этом, учитывая, что большая часть комплектующих для «Воевод» производится в России, поддержание готовности сокращающейся группировки этого комплекса не станет неразрешимой проблемой для российской промышленности.

Не менее показательна ситуация с «Зенитом». Этот носитель среднего класса, используемый в том числе и для вывода российских космических аппаратов военного назначения, составляет сегодня основу производственной программы «Южмаша». Прекращение его производства приведет, фактически, к ликвидации завода как ракетостроительного предприятия. Теоретически, производство «Зенита» может быть продолжено в рамках международной программы «Морской старт», однако эмбарго Киева на поставку ракет-носителей этого типа России, скорее всего, повлечет симметричные меры Москвы в виде запрета на поставки комплектующих для «Зенитов».

В рамках же российской орбитальной программы «Зенит», при необходимости уже сейчас может быть заменен «Протоном», имеющим большую полезную нагрузку, а в перспективе «Ангарой», вариант которой ─ «Ангара-А3» ─ примерно соответствует «Зениту» по его характеристикам.

Что же касается техники и вооружения сухопутных войск, то в этой сфере пути РФ и Украины разошлись уже давно. После снятия с вооружения танков Т-64 и запланированного на 2015 год полного списания Т-80У Россия фактически не зависит от украинских поставок запчастей для этой техники. На Украине, в свою очередь, сумели создать относительно самостоятельную отрасль, выпуская как танки «Оплот», так и легкую бронетехнику типа БТР-3 и БТР-4. Украина также занимается модернизацией машин советского производства.

Однако, учитывая недавний срыв иракского контракта на поставку бронетранспортеров типа БТР-4 в связи с отказом покупателя от приемки некачественной техники, а так же политическая обстановка в Харькове, являющемся центром украинской бронетанковой промышленности, можно предположить, что урон этой отрасли будет нанесен существенный. В целом же, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за пять лет с 2008-го по 2013 год Украина поставила России различной военной продукции на сумму в 250 миллионов долларов.

Исторический опыт показывает, что эмбарго на поставки вооружений, военной техники и комплектующих, как правило, способствуют развитию военной промышленности в странах, подвергшихся такому эмбарго. В качестве примеров можно привести историю оборонки ЮАР или Израиля, бурное развитие которых началось именно после резкого сокращения импорта вооружения и оборудования военного назначения. Это означает, что для России возможный разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной может стать поводом для еще более быстрого развития промышленности.

Таким образом можно говорить, что прекращение взаимоотношений в первую очередь негативно отразится на оборонно-промышленном комплексе Украины и наполнении ее бюджета за счет экспортных поставок продукции военного назначения. Фактически, украинские оборонные производство и экспорт сожмутся до отдельных контрактов со странами третьего мира, использующими технику преимущественно советского производства. В военной сфере эта статья доходов для Украины занимает второе место после России.

Для России подобное развитие событий также сулит мало хорошего, однако о сколько-нибудь масштабном кризисе говорить не приходится. По большей части номенклатуры поставляемых Украиной узлов и агрегатов Россия может обеспечить самодостаточность в течение ближайших двух, максимум трех лет. Для наиболее сложных, но немногочисленных украинских изделий, этот срок составит пять-семь лет, но даже и в этом случае существенного урона обороноспособности России нанесено не будет. Возможно, понимая это, Киев и не спешит объявлять о прекращении сотрудничества с Москвой.



комментарии (8):

HZ66      09/04/2014 [14:54:43]#1
- Большинство российский вертолетов оснащается украинскими двигателями.
- "последние «Воеводы» будут сняты с вооружения к 2022 году" А что делать до 22 г.?
- системы наведения "Тополей" - украинские
- ГСН для ракет воздух-воздух Р-27 и Р-73 - украинские
...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      09/04/2014 [17:58:25]#2
2 HZ66

Из всего перечисленного критичны лишь вертолетные двигатели. Однако хочу напомнить новоиспеченным украинским политикам, что материалы и комплектующие для украинских двигателей производятся в России. В случае разрыва отношений, Украина не только не будет поставлять двигатели в Россию, но и их производство для других заказчиков, коих 60% от общего объема производства.

HZ66      10/04/2014 [01:36:43]#3
GRV Я правильно понял, боеготовность большей части российских носителей ЯО - "некритична"?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/04/2014 [10:15:07]#4
2 HZ66

Не придумывайте. Вас послушать, так Украина ежеминутно обеспечивает боеготовность российских вооруженных сил. Из всего списка поставок с Украины нет ничего, что бы Россия не могла производить самостоятельно. Да, понадобится время и деньги на освоение. Но вопрос вполне решаем. А вот что будет делать украинская промышленность, это более серьезный вопрос. Как сказал вчера Мантуров, у России с Украиной контрактов на $15 млрд. Если Украина такая богатая страна и готова отказаться от этих денег, то флаг в руки. Вот только Газпрому почему-то всего $2 ярда вернуть не может. И потери Украины не ограничатся 15 ярдами. Она перестанет получать с России материалы и комплектующие и не сможет выполнять контракты и с тратьими странами.

И я хочу напомнить, что это Украина грозит прекратить сотрудничество, а не Россия. Недообразованная босота дорвалась до власти в Киеве и сейчас нарулит так, что мало не покажется самой Украине.

HZ66      10/04/2014 [18:07:57]#5
Что тут придумывать! У наших "Воевод" и "Тополей" системы наведения украинские. А они составляют большинство носителей ЯО. А у сказки про то, что сами с усами, скоро борода вырастет. И меня, как гражданина России, мало волнует промышленность Украины. И последнее. Если б Китай оттяпал у нас "исторические" китайские земли на дальнем востоке, мы бы продолжили с ним сотрудничать в военной сфере?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/04/2014 [18:24:05]#6
2 HZ66

Системы наведения не меняют раз в год. Так что имеющееся на дежурстве ЯО нникак не пострадает. А на счет новых, так никакой спешки нет и задача решаема.

Что же на счет "оттяпать" то предлагаю ещё раз посмотреть на итоги референдума в Крыму. Силой никто никого не тянул. Крымчане сами сбежали. И, с такой политикой Киева, скоро сбегут и другие. И пугать Россию отказом от сотрудничества не надо. Лучше пусть подумают о своей промышленности и чем будут завтра кормить народ.

HZ66      10/04/2014 [19:15:13]#7
GRV Так и АО на самолете меняют не часто, а вот обслуживать приходится регулярно.
В СССР и России было много референдумов, но не помню случая, когда результаты отличались бы от "желаний" действующей власти.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/04/2014 [19:23:31]#8
2 HZ66

Не вижу в Крыму митингов протеста несогласных с результатами референдума, как и сопротивления "оккупантам". А вот сопротивление Киевской власти в восточных регионах налицо. Чем раньше это "правительство" примет решение о прекращении сотрудничества с Россией, тем быстрее потеряет восток и юг Украины.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBW1LT
Установка межкомнатной двери на http://remont.youdo.com/doors/interior-doors/.
Курьер на час: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer