Заметную роль в военно-техническом сотрудничестве с Россией играет запорожская компания «Мотор-Сич», занимающаяся производством авиадвигателей. Это крупнейшее предприятие на постсоветском пространстве, выпускающее такого рода продукцию. Сегодня компания, возглавляемая Вячеславом Богуслаевым, более 70 процентов дохода получает за счет сотрудничества с Россией. Большая же часть других доходов «Мотор-Сич» складывается из поставок двигателей и запчастей к ним для самолетов и вертолетов советского или российского производства, использующихся другими странами.
В настоящее время «Мотор-Сич» поставляет силовые установки для нескольких типов производимых в России вертолетов. В частности, украинскими двигателями ТВЗ-117 оснащаются различные модификации многоцелевых вертолетов Ми-8/17 и Ка-32. Поставки авиационных двигателей осуществляются по контракту, подписанному холдингом «Вертолеты России» и компанией «Мотор-Сич» в 2011 году. Соглашение рассчитано на пять лет, а его стоимость составляет 1,2 миллиарда долларов.
В холдинге «Вертолеты России» «Ленте.ру» рассказали, что украинская компания «Мотор-Сич» является давним, но не единственным партнером российского предприятия. Так, сегодня уже многие модели российских вертолетов оснащаются двигателями российского производства, в частности, собранными на петербургском предприятии «Климов». Например, ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-52 оснащаются только российскими двигателями ВК-2500. Украинские же силовые установки используются преимущественно в вертолетах для гражданского рынка.
На Украине также выпускаются двигатели для пассажирских самолетов Ан-140 и Ан-148, закупку которых осуществляют в том числе и российские силовые структуры. Кроме того, запорожские двигатели и запчасти необходимы для ремонта парка самолетов Ан-72, Ан-74 и Ан-124 «Руслан». По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, прекращение поставок продукции военного и двойного назначения из Украины «приведет к серьезным проблемам». В частности, может произойти замедление производства некоторых видов техники на срок, необходимый для освоения выпуска необходимых узлов и агрегатов в России.
Впрочем, по мнению другого источника «Ленты.ру» в оборонно-промышленном комплексе России, прекращение военно-технического сотрудничества Киева с Москвой хотя и скажется негативно на производстве, катастрофических последствий иметь не будет. Дело в том, что в России уже несколько лет действует программа импортозамещения в наиболее важных технологических отраслях. Так, собеседник в «Вертолетах России» отметил, что в перспективе подавляющее большинство российских вертолетов будут оснащаться двигателями российского производства.
Что же касается самолетов, то вряд ли Киев решится своими руками задушить единственную действующую сегодня программу украинского авиастроения ─ производство пассажирского самолета Ан-148. Альтернативой же Ан-140 и его грузовых модификаций для Вооруженных сил России должна стать отечественная программа легкого военно-транспортного самолета Ил-112. Его разработка в интересах Министерства обороны России возобновилась в середине 2013 года. Летные испытания самолета планируется начать в 2015 году.
Возможно придется искать и российскую альтернативу транспортникам типа Ан-72/74. В случае же с Ан-124 такой замены пока нет, но в настоящее время рассматриваются варианты возобновления производства самолетов этого типа на территории России. Впрочем, Министерство обороны пока не располагает более-менее внятными планами относительно применения транспортников типа Ан-124, поэтому варианты возобновления производства таких самолетов рассматриваются с точки зрения гражданских эксплуатантов.
Для оборонно-промышленного комплекса Украины, чье двигателестроение и авиастроение в значительной степени зависит от сотрудничества с Россией, прекращение военно-технического сотрудничества будет означать начало серьезного кризиса. В определенной мере это касается и производимых на Украине силовых установок для российских кораблей; их выпуском занимается государственное предприятие «Зоря-Машпроект» в Николаеве. При этом в самой России альтернативу украинскому предприятию может составить сразу несколько производителей, во главе с рыбинским «Сатурном».
Похожая кризисная ситуация будет наблюдаться и в днепропетровском конструкторском бюро «Южное» и предприятии «Южмаш». Они пока еще сохраняют большое значение для России, поскольку являются разработчиками межконтинентальных ракет Р-36М2 «Воевода» и производители ракет-носителей «Зенит». Однако и здесь Россия сможет в относительно короткие сроки найти им альтернативу. Так, по плану обновления Ракетных войск стратегического назначения России, последние «Воеводы» будут сняты с вооружения к 2022 году.
На смену Р-36М2 придет разрабатываемая Конструкторским бюро имени Макеева межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», испытания которой начнутся в 2015-2016 году. Ее принятие на вооружение ожидается в 2018-2020 году. При этом, учитывая, что большая часть комплектующих для «Воевод» производится в России, поддержание готовности сокращающейся группировки этого комплекса не станет неразрешимой проблемой для российской промышленности.
Не менее показательна ситуация с «Зенитом». Этот носитель среднего класса, используемый в том числе и для вывода российских космических аппаратов военного назначения, составляет сегодня основу производственной программы «Южмаша». Прекращение его производства приведет, фактически, к ликвидации завода как ракетостроительного предприятия. Теоретически, производство «Зенита» может быть продолжено в рамках международной программы «Морской старт», однако эмбарго Киева на поставку ракет-носителей этого типа России, скорее всего, повлечет симметричные меры Москвы в виде запрета на поставки комплектующих для «Зенитов».
В рамках же российской орбитальной программы «Зенит», при необходимости уже сейчас может быть заменен «Протоном», имеющим большую полезную нагрузку, а в перспективе «Ангарой», вариант которой ─ «Ангара-А3» ─ примерно соответствует «Зениту» по его характеристикам.
Что же касается техники и вооружения сухопутных войск, то в этой сфере пути РФ и Украины разошлись уже давно. После снятия с вооружения танков Т-64 и запланированного на 2015 год полного списания Т-80У Россия фактически не зависит от украинских поставок запчастей для этой техники. На Украине, в свою очередь, сумели создать относительно самостоятельную отрасль, выпуская как танки «Оплот», так и легкую бронетехнику типа БТР-3 и БТР-4. Украина также занимается модернизацией машин советского производства.
Однако, учитывая недавний срыв иракского контракта на поставку бронетранспортеров типа БТР-4 в связи с отказом покупателя от приемки некачественной техники, а так же политическая обстановка в Харькове, являющемся центром украинской бронетанковой промышленности, можно предположить, что урон этой отрасли будет нанесен существенный. В целом же, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за пять лет с 2008-го по 2013 год Украина поставила России различной военной продукции на сумму в 250 миллионов долларов.
Исторический опыт показывает, что эмбарго на поставки вооружений, военной техники и комплектующих, как правило, способствуют развитию военной промышленности в странах, подвергшихся такому эмбарго. В качестве примеров можно привести историю оборонки ЮАР или Израиля, бурное развитие которых началось именно после резкого сокращения импорта вооружения и оборудования военного назначения. Это означает, что для России возможный разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной может стать поводом для еще более быстрого развития промышленности.
Таким образом можно говорить, что прекращение взаимоотношений в первую очередь негативно отразится на оборонно-промышленном комплексе Украины и наполнении ее бюджета за счет экспортных поставок продукции военного назначения. Фактически, украинские оборонные производство и экспорт сожмутся до отдельных контрактов со странами третьего мира, использующими технику преимущественно советского производства. В военной сфере эта статья доходов для Украины занимает второе место после России.
Для России подобное развитие событий также сулит мало хорошего, однако о сколько-нибудь масштабном кризисе говорить не приходится. По большей части номенклатуры поставляемых Украиной узлов и агрегатов Россия может обеспечить самодостаточность в течение ближайших двух, максимум трех лет. Для наиболее сложных, но немногочисленных украинских изделий, этот срок составит пять-семь лет, но даже и в этом случае существенного урона обороноспособности России нанесено не будет. Возможно, понимая это, Киев и не спешит объявлять о прекращении сотрудничества с Москвой.