Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лететь с одним крылом


9 апреля 2014 года Василий Сычев, Илья Крамник , Lenta.ru


Новое правительство Украины объявило о намерении прекратить военно-техническое сотрудничество с Россией. Об этом в начале апреля 2014 года объявил первый вице-премьер Украины Виталий Ярема. Когда именно будут прекращены военные поставки в Россию, неизвестно. То, что конкретные сроки пока не были названы, вполне объяснимо: подобный шаг может нанести серьезный урон развитию украинского оборонно-промышленного комплекса. При этом для российской промышленности катастрофических последствий не будет.

Заметную роль в военно-техническом сотрудничестве с Россией играет запорожская компания «Мотор-Сич», занимающаяся производством авиадвигателей. Это крупнейшее предприятие на постсоветском пространстве, выпускающее такого рода продукцию. Сегодня компания, возглавляемая Вячеславом Богуслаевым, более 70 процентов дохода получает за счет сотрудничества с Россией. Большая же часть других доходов «Мотор-Сич» складывается из поставок двигателей и запчастей к ним для самолетов и вертолетов советского или российского производства, использующихся другими странами.

В настоящее время «Мотор-Сич» поставляет силовые установки для нескольких типов производимых в России вертолетов. В частности, украинскими двигателями ТВЗ-117 оснащаются различные модификации многоцелевых вертолетов Ми-8/17 и Ка-32. Поставки авиационных двигателей осуществляются по контракту, подписанному холдингом «Вертолеты России» и компанией «Мотор-Сич» в 2011 году. Соглашение рассчитано на пять лет, а его стоимость составляет 1,2 миллиарда долларов.

В холдинге «Вертолеты России» «Ленте.ру» рассказали, что украинская компания «Мотор-Сич» является давним, но не единственным партнером российского предприятия. Так, сегодня уже многие модели российских вертолетов оснащаются двигателями российского производства, в частности, собранными на петербургском предприятии «Климов». Например, ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-52 оснащаются только российскими двигателями ВК-2500. Украинские же силовые установки используются преимущественно в вертолетах для гражданского рынка.

На Украине также выпускаются двигатели для пассажирских самолетов Ан-140 и Ан-148, закупку которых осуществляют в том числе и российские силовые структуры. Кроме того, запорожские двигатели и запчасти необходимы для ремонта парка самолетов Ан-72, Ан-74 и Ан-124 «Руслан». По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, прекращение поставок продукции военного и двойного назначения из Украины «приведет к серьезным проблемам». В частности, может произойти замедление производства некоторых видов техники на срок, необходимый для освоения выпуска необходимых узлов и агрегатов в России.

Впрочем, по мнению другого источника «Ленты.ру» в оборонно-промышленном комплексе России, прекращение военно-технического сотрудничества Киева с Москвой хотя и скажется негативно на производстве, катастрофических последствий иметь не будет. Дело в том, что в России уже несколько лет действует программа импортозамещения в наиболее важных технологических отраслях. Так, собеседник в «Вертолетах России» отметил, что в перспективе подавляющее большинство российских вертолетов будут оснащаться двигателями российского производства.

Что же касается самолетов, то вряд ли Киев решится своими руками задушить единственную действующую сегодня программу украинского авиастроения ─ производство пассажирского самолета Ан-148. Альтернативой же Ан-140 и его грузовых модификаций для Вооруженных сил России должна стать отечественная программа легкого военно-транспортного самолета Ил-112. Его разработка в интересах Министерства обороны России возобновилась в середине 2013 года. Летные испытания самолета планируется начать в 2015 году.

Возможно придется искать и российскую альтернативу транспортникам типа Ан-72/74. В случае же с Ан-124 такой замены пока нет, но в настоящее время рассматриваются варианты возобновления производства самолетов этого типа на территории России. Впрочем, Министерство обороны пока не располагает более-менее внятными планами относительно применения транспортников типа Ан-124, поэтому варианты возобновления производства таких самолетов рассматриваются с точки зрения гражданских эксплуатантов.

Для оборонно-промышленного комплекса Украины, чье двигателестроение и авиастроение в значительной степени зависит от сотрудничества с Россией, прекращение военно-технического сотрудничества будет означать начало серьезного кризиса. В определенной мере это касается и производимых на Украине силовых установок для российских кораблей; их выпуском занимается государственное предприятие «Зоря-Машпроект» в Николаеве. При этом в самой России альтернативу украинскому предприятию может составить сразу несколько производителей, во главе с рыбинским «Сатурном».

Похожая кризисная ситуация будет наблюдаться и в днепропетровском конструкторском бюро «Южное» и предприятии «Южмаш». Они пока еще сохраняют большое значение для России, поскольку являются разработчиками межконтинентальных ракет Р-36М2 «Воевода» и производители ракет-носителей «Зенит». Однако и здесь Россия сможет в относительно короткие сроки найти им альтернативу. Так, по плану обновления Ракетных войск стратегического назначения России, последние «Воеводы» будут сняты с вооружения к 2022 году.

На смену Р-36М2 придет разрабатываемая Конструкторским бюро имени Макеева межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», испытания которой начнутся в 2015-2016 году. Ее принятие на вооружение ожидается в 2018-2020 году. При этом, учитывая, что большая часть комплектующих для «Воевод» производится в России, поддержание готовности сокращающейся группировки этого комплекса не станет неразрешимой проблемой для российской промышленности.

Не менее показательна ситуация с «Зенитом». Этот носитель среднего класса, используемый в том числе и для вывода российских космических аппаратов военного назначения, составляет сегодня основу производственной программы «Южмаша». Прекращение его производства приведет, фактически, к ликвидации завода как ракетостроительного предприятия. Теоретически, производство «Зенита» может быть продолжено в рамках международной программы «Морской старт», однако эмбарго Киева на поставку ракет-носителей этого типа России, скорее всего, повлечет симметричные меры Москвы в виде запрета на поставки комплектующих для «Зенитов».

В рамках же российской орбитальной программы «Зенит», при необходимости уже сейчас может быть заменен «Протоном», имеющим большую полезную нагрузку, а в перспективе «Ангарой», вариант которой ─ «Ангара-А3» ─ примерно соответствует «Зениту» по его характеристикам.

Что же касается техники и вооружения сухопутных войск, то в этой сфере пути РФ и Украины разошлись уже давно. После снятия с вооружения танков Т-64 и запланированного на 2015 год полного списания Т-80У Россия фактически не зависит от украинских поставок запчастей для этой техники. На Украине, в свою очередь, сумели создать относительно самостоятельную отрасль, выпуская как танки «Оплот», так и легкую бронетехнику типа БТР-3 и БТР-4. Украина также занимается модернизацией машин советского производства.

Однако, учитывая недавний срыв иракского контракта на поставку бронетранспортеров типа БТР-4 в связи с отказом покупателя от приемки некачественной техники, а так же политическая обстановка в Харькове, являющемся центром украинской бронетанковой промышленности, можно предположить, что урон этой отрасли будет нанесен существенный. В целом же, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за пять лет с 2008-го по 2013 год Украина поставила России различной военной продукции на сумму в 250 миллионов долларов.

Исторический опыт показывает, что эмбарго на поставки вооружений, военной техники и комплектующих, как правило, способствуют развитию военной промышленности в странах, подвергшихся такому эмбарго. В качестве примеров можно привести историю оборонки ЮАР или Израиля, бурное развитие которых началось именно после резкого сокращения импорта вооружения и оборудования военного назначения. Это означает, что для России возможный разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной может стать поводом для еще более быстрого развития промышленности.

Таким образом можно говорить, что прекращение взаимоотношений в первую очередь негативно отразится на оборонно-промышленном комплексе Украины и наполнении ее бюджета за счет экспортных поставок продукции военного назначения. Фактически, украинские оборонные производство и экспорт сожмутся до отдельных контрактов со странами третьего мира, использующими технику преимущественно советского производства. В военной сфере эта статья доходов для Украины занимает второе место после России.

Для России подобное развитие событий также сулит мало хорошего, однако о сколько-нибудь масштабном кризисе говорить не приходится. По большей части номенклатуры поставляемых Украиной узлов и агрегатов Россия может обеспечить самодостаточность в течение ближайших двух, максимум трех лет. Для наиболее сложных, но немногочисленных украинских изделий, этот срок составит пять-семь лет, но даже и в этом случае существенного урона обороноспособности России нанесено не будет. Возможно, понимая это, Киев и не спешит объявлять о прекращении сотрудничества с Москвой.



комментарии (8):

HZ66      09/04/2014 [14:54:43]#1
- Большинство российский вертолетов оснащается украинскими двигателями.
- "последние «Воеводы» будут сняты с вооружения к 2022 году" А что делать до 22 г.?
- системы наведения "Тополей" - украинские
- ГСН для ракет воздух-воздух Р-27 и Р-73 - украинские
...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      09/04/2014 [17:58:25]#2
2 HZ66

Из всего перечисленного критичны лишь вертолетные двигатели. Однако хочу напомнить новоиспеченным украинским политикам, что материалы и комплектующие для украинских двигателей производятся в России. В случае разрыва отношений, Украина не только не будет поставлять двигатели в Россию, но и их производство для других заказчиков, коих 60% от общего объема производства.

HZ66      10/04/2014 [01:36:43]#3
GRV Я правильно понял, боеготовность большей части российских носителей ЯО - "некритична"?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/04/2014 [10:15:07]#4
2 HZ66

Не придумывайте. Вас послушать, так Украина ежеминутно обеспечивает боеготовность российских вооруженных сил. Из всего списка поставок с Украины нет ничего, что бы Россия не могла производить самостоятельно. Да, понадобится время и деньги на освоение. Но вопрос вполне решаем. А вот что будет делать украинская промышленность, это более серьезный вопрос. Как сказал вчера Мантуров, у России с Украиной контрактов на $15 млрд. Если Украина такая богатая страна и готова отказаться от этих денег, то флаг в руки. Вот только Газпрому почему-то всего $2 ярда вернуть не может. И потери Украины не ограничатся 15 ярдами. Она перестанет получать с России материалы и комплектующие и не сможет выполнять контракты и с тратьими странами.

И я хочу напомнить, что это Украина грозит прекратить сотрудничество, а не Россия. Недообразованная босота дорвалась до власти в Киеве и сейчас нарулит так, что мало не покажется самой Украине.

HZ66      10/04/2014 [18:07:57]#5
Что тут придумывать! У наших "Воевод" и "Тополей" системы наведения украинские. А они составляют большинство носителей ЯО. А у сказки про то, что сами с усами, скоро борода вырастет. И меня, как гражданина России, мало волнует промышленность Украины. И последнее. Если б Китай оттяпал у нас "исторические" китайские земли на дальнем востоке, мы бы продолжили с ним сотрудничать в военной сфере?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/04/2014 [18:24:05]#6
2 HZ66

Системы наведения не меняют раз в год. Так что имеющееся на дежурстве ЯО нникак не пострадает. А на счет новых, так никакой спешки нет и задача решаема.

Что же на счет "оттяпать" то предлагаю ещё раз посмотреть на итоги референдума в Крыму. Силой никто никого не тянул. Крымчане сами сбежали. И, с такой политикой Киева, скоро сбегут и другие. И пугать Россию отказом от сотрудничества не надо. Лучше пусть подумают о своей промышленности и чем будут завтра кормить народ.

HZ66      10/04/2014 [19:15:13]#7
GRV Так и АО на самолете меняют не часто, а вот обслуживать приходится регулярно.
В СССР и России было много референдумов, но не помню случая, когда результаты отличались бы от "желаний" действующей власти.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/04/2014 [19:23:31]#8
2 HZ66

Не вижу в Крыму митингов протеста несогласных с результатами референдума, как и сопротивления "оккупантам". А вот сопротивление Киевской власти в восточных регионах налицо. Чем раньше это "правительство" примет решение о прекращении сотрудничества с Россией, тем быстрее потеряет восток и юг Украины.













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню



Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBW1LT
Установка межкомнатной двери на http://remont.youdo.com/doors/interior-doors/.
Курьер на час: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer