До конца весны институтом будет закончен проект нового генплана развития аэропорта, в котором, в частности, будут детально прописаны проекты планировки для размещения двух дополнительных взлетных полос. При этом в перспективе предполагается строительство еще восьми авиатрасс, что потребует снесения нескольких деревень.
— В настоящее время мы заканчиваем проект планировки, в котором будут прописаны необходимые изменения в подъезде к аэропорту, в частности реконструкция автомобильной федеральной дороги и размещение специальной линии по периметру аэропорта для движения капсульного транспорта для перемещения персонала. Также в проекте предусмотрено будущее расположение двух дополнительных ВПП. В дальнейшем планируется разместить еще восемь полос. Для их размещения придется сносить те объекты, которые находятся в зоне строительства, речь идет о малочисленных деревнях, — сказал Рябиков.
Схема генплана развития аэропорта Домодедово до 2025 года была одобрена правительством Московской области в 2009 году. Согласно схеме, территория аэропорта разделена на восточную и западную зоны. Помимо существующих двух ВПП в западной зоне предполагается построить еще три «дорожки».
«Восточная зона определяется как территория перспективного развития и планируется под развитие после исчерпания пропускной возможности ВПП 1–5. Здесь рассматривается создание самостоятельного комплекса нового аэропорта с ВПП 6, 7, 8, 9 и сооружениями служебно-технического назначения», — говорится в документе.
Отмечается, что также может возникнуть потребность в строительстве самостоятельного комплекса из ВПП-1 и аэровокзала. Территория перспективного развития аэропорта Домодедово составляет 9,55 тыс. га.
С учетом особого режима использования земель на приаэродромных территориях объекты, располагающиеся в границе территории перспективного развития аэропорта и не связанные с его функционированием, подлежат поэтапному выводу. Таким образом, предполагается снести 16 населенных объектов, в числе которых деревни Яковлевское, Татарское, Борисово, Шувайлово, село Колычево.
Как пояснили в пресс-службе Домодедово, в настоящее время в плане развития аэропорта в первую очередь предусмотрено строительство третьей взлетно-посадочной полосы.
— Речь идет о проекте строительства новой ВПП взамен выводимой из эксплуатации ВПП-2, — отметили в пресс-службе. — Проект реконструкции ВПП-2 предусматривает проведение работ без снижения пропускной способности. Так, сначала будут построены новая ВПП на расстоянии 287,5 м от существующей ВПП-2 и необходимые рулежные дорожки для руления воздушных судов. Затем полеты будут переведены на новую полосу, и только после этого действующую ВПП-2 закроют для реконструкции и дальнейшего переоборудования объекта в магистральную рулежную дорожку. Новая полоса спроектирована и рассчитана на обслуживание всех типов воздушных судов.
По мнению руководителя дирекции Московского транспортного узла Виктора Еремина, двух существующих взлетно-посадочных полос достаточно для обслуживания пассажиропотока в аэропорту.
— Существуют предельные ограничения пропускной способности для каждого аэропорта, и для Домодедово это 58–60 млн человек в год, а это около 530 тыс. взлетно-посадочных операций, — пояснил он. — Это предел, который может быть достигнут в Домодедово. Он может быть увеличен, если аэропорт с операторами и авиакомпаниями поработают над тем, чтобы увеличить загрузку воздушных судов. Но все равно предел будет. И двух полос с точки зрения обслуживания прогнозного пассажиропотока достаточно. Остальные просто не нужны. Если расширение пойдет в сторону Раменского, там возникнет еще одна проблема: мы и так у него отобрали часть воздуха в интересах Домодедово, поскольку там еще нет гражданской авиации. Но Раменское пытается развивать гражданский сектор, если двигаться в ту сторону, возникнет прямой конфликт зон взлета и посадки двух аэропортов.
В свою очередь, заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии ВШЭ Алексей Скопин считает, что часть новых полос стоит выделить под бизнес-авиацию.
— Если эти полосы будут выделены под малую авиацию, то соответственно они будут меньше по размеру. В России у нас высокий пассажиропоток между региональными центрами, особенно в среде бизнесменов. У многих есть личный транспорт — вертолет или легкомоторный самолет, однако они не могут ими воспользоваться из-за отсутствия необходимой инфраструктуры: нет ни ангаров, ни специальных взлетно-посадочных полос, — пояснил Скопин. — Если же все новые 10 авиатрасс будут такого же размера, как существующие, то это приведет к недопустимо высокому повышению уровня загрязнения атмосферы, конфликтам с населением и сбоям в работе диспетчеров.