Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кузнице авиационных командных кадров – 90 лет


16 апреля 2014 года Виктор Зенков, Военно-промышленный курьер


Командный факультет был создан в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики № 2668 от 10 декабря 1923 года при Академии Воздушного флота имени профессора Н. Е. Жуковского. Занятия начались 11 февраля 1924-го. Факультет просуществовал три года. Первый и единственный выпуск командиров с высшим военно-авиационным образованием состоялся 29 января 1927 года (в то время факультет службы Воздушного флота).

С 1927 по 1930-й факультет не работал. Однако необходимость подготовки и переподготовки начальствующего состава ВВС заставила организовать с 1 октября 1927 года курсы усовершенствования командиров авиационных частей, офицеров штабов и преподавателей авиационных училищ при Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского.
 
Потребность в подготовленном руководящем командном составе все более возрастала. В связи с этим решением Реввоенсовета СССР № 105 от 23 апреля 1930 года задача подготовки авиационных командиров с высшим образованием была вновь возложена на ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского. Факультет, воссозданный указанным решением, получил наименование – командный. Занятия начались 1 октября 1930-го и с того времени продолжаются непрерывно до сих пор. В составе академии командный факультет произвел девять выпусков авиационных командиров общей численностью 474 человека. Воспитанниками факультета только за этот период являлись главные маршалы авиации K. А. Вершинин, П. Ф. Жигарев, маршалы авиации С. И. Руденко и С. А. Худяков, генералы А. П. Андреев, С. К. Горюнов, Ф. С. Гудков, Н. П. Каманин и другие.
 
29 марта 1940 года в связи с созданием по приказу НКО СССР № 73 Академии командного и штурманского состава ВВС КА командный факультет вошел в состав этой академии. В межвоенные годы в ее стенах трудились виднейшие ученые, военные теоретики, талантливые руководители. Среди них Б. М. Шапошников – впоследствии Маршал Советского Союза, Д. М. Карбышев – профессор военно-инженерного дела, А. Н. Лапчинский, Н. А. Яцук, Г. Д. Гай – Герой Гражданской войны, М. Н. Никольский, B. C. Пышнов – впоследствии заслуженный деятель науки, Е. И. Титаренко и другие.
 
С началом Великой Отечественной войны факультет перешел на одногодичный срок обучения будущих авиационных командиров, реализуя принцип «Учить войска тому, что необходимо на войне». За период с 1941 по 1945 год на факультете были подготовлены 1464 офицера. Во время войны выпускники факультета мужественно и умело сражались за честь и независимость нашей Родины. Многие из них награждены самыми высокими правительственными наградами.
 
После окончания войны основная задача факультета заключалась в том, чтобы дать высшее образование участникам войны, имеющим богатый боевой опыт, тем самым заложить основы в подготовку последующего поколения руководящего состава ВВС. За период функционирования факультета его окончили более 400 Героев Советского Союза и России, из них 28 дважды и один трижды – маршал авиации И. Н. Кожедуб.
 
Профессорско-преподавательский состав командного факультета внес весомый вклад в подготовку военных авиационных кадров, обеспечивших в послевоенные годы освоение ВВС реактивной авиатехники нескольких поколений, разработку важнейших положений по использованию авиации в условиях применения ядерного оружия, усиление внимания на изучение и внедрение в практику боевой подготовки средств автоматизированного управления войсками.
 
Ученые факультета внесли большой вклад в развитие военно-авиационной науки, в разработку руководящих документов для войск.
 
Значительная роль в решении сложных задач, стоящих перед академией, принадлежала ведущим ученым факультета – генерал-майору В. М. Вдовину, полковникам Б. И. Бачкало, Г. М. Колесникову, А. Б. Краснову, В. М. Палагуте, С. Н. Шачневу, С. С. Шамшину.
 
Выпускники факультета, ставшие докторами наук: Г. А. Пшенянник, А. Б. Краснов, В. Г. Рог, Г. П. Лаврик, Н. И. Белоусов, А. М. Корзун, Б. Ф. Корольков, В. И. Коробов, Л. М. Королев, В. М. Тарабанов, С. Н. Шачнев, С. С. Шамшин, Н. Е. Платонов, В. В. Васютин, М. В. Беляев, В. М. Зарецкий, В. Е. Зенков, Н. П. Манько, В. Ф. Мордвинов, А. А. Непочатых, Г. И. Пещеров, Ю. Ф. Пивоваров, В. А. Пранович, М. Д. Тюрин, В. Н. Свищев.
 
За 90 лет своего существования факультет произвел более 80 выпусков с общей численностью свыше 13 тысяч офицеров командного состава ВВС. Выпускники факультета занимали и занимают высокие должности в государственном аппарате, в центральном аппарате МО РФ, видов Вооруженных Сил, командуют объединениями, соединениями и частями. На факультете проходили обучение главнокомандующие ВВС: главный маршал авиации К. А. Вершинин, дважды Герои Советского Союза маршалы авиации А. Н. Ефимов, Е. И. Шапошников, Герой Российской Федерации генерал армии П. С. Дейнекин, генерал-полковник А. Н. Зелин, генерал-лейтенант В. Н. Бондырев, командующий ВТА, а затем министр гражданской авиации СССР маршал авиации А. Н. Логинов и другие.
 
На факультете обучались летчики-космонавты: П. И. Беляев, А. А. Губарев, В. А. Шаталов, А. В. Филипченко, В. А. Ляхов, В. В. Васютин, В. В. Циблиев, В. Г. Корзун, А. М. Самокутяев, О. В. Новицкий, Е. И. Тарелкин.
 
В условиях продолжающегося реформирования ВС РФ, наращивания объема задач, возлагаемых на новые структуры ВВС и ПВО, основная цель деятельности факультета – подготовить авиационного командира, владеющего теоретическими основами и практическими навыками организации и руководства боевыми действиями подразделений и авиационных баз, системой боевой подготовки, обучением и воспитанием личного состава в условиях повседневной деятельности и обеспечения безаварийной летной работой.
 
В настоящее время командный факультет функционирует в составе ВУНЦ ВВС (ВВА) имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (город Воронеж). К сожалению, в результате перевода академии из городского поселения Монино факультет утратил огромный научно-педагогический потенциал и научные школы, формировавшиеся десятилетиями.
 
Поздравляем с 90-летием командного факультета ВВА его ветеранов, отдавших свои лучшие годы, талант, знания, богатый практический и боевой опыт слушателям – будущим авиационным командирам и молодым преподавателям для того, чтобы Военно-воздушные силы России всегда могли выполнить свои задачи по защите нашей великой Родины.
 
Уважаемые ветераны! Желаем вам долгих лет жизни, активности и оптимизма, а действующему личному составу – успехов в деле подготовки командных кадров ВВС.
 
Ветераны ВВА им. Ю. А. Гагарина, командного факультета еще не потеряли надежду на то, что академия вновь перебазируется из Воронежа в Монино, как в годы Великой Отечественной войны из города Чкалова (Оренбург) после вынужденного убытия из прифронтового Подмосковья в 1941 году.


комментарии (2):

Иосиф Козий      17/04/2014 [08:17:22]#1

Это вредителькое Решение состоялось вопреки возражениям и сотням просьб знаменитых и уважаемых авиаторов России к Мин. обороны (Сердюкову) и к Президенту РФ. Нужно немедленно востановить справедливость-перевести Академию в Монино! Выпускник 1970г.

Иосиф Козий      17/04/2014 [08:21:13]#2
( Вместо Логинова читать Волков )













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21



Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer