На заседании в понедельник был представлен проект постановления правительства о субсидировании крымских авиаперевозок (копия есть у редакции). Согласно проекту, субсидироваться будут авиаперевозки из 15 российских городов, стоить они будут от 2 тыс. до 6,8 тыс. рублей.
Нюансы переходного периода
Несколько собеседников «Известий» подтвердили, что на совещании представитель Минтранса обещал, что ведомство выйдет с предложением в правительство России о том, чтобы ставку налога на добавленную стоимость для маршрутов в Крым и обратно приравняли к 0%.
— При полетах в Крым для авиакомпаний по-прежнему не определен размер НДС, который будет взыскиваться с авиаперевозчиков. Уже сегодня полеты в Крым российскими авиакомпаниями выполняются по внутреннему расписанию, то есть в стоимость этих билетов включается НДС в размере 18%, — говорит гендиректор авиакомпании «Нордавиа» Олег Ветвинский. — При этом раньше, до присоединения Крыма к России, продажи билетов сюда не облагались НДС, как и все международные маршруты. Если предположить, что тарифы Минтранса составлены без учета НДС, то стоимость билетов должна увеличиться на 18%.
Авиакомпании не платят НДС в российский бюджет при международных перевозках по ст. 164 Налогового кодекса. Главное условие — чтобы пункт назначения или отправления пассажира находился за пределами России. Однако при внутренних авиаперевозках компании должны платить НДС по общему порядку и к стоимости перевозки прибавлять НДС — 18%.
— Сразу после того, как Крым стал субъектом РФ, все перевозки на полуостров стали внутренними, соответственно, авиакомпании обязаны начислять НДС к стоимости билета, — пояснил партнер «Пепеляев групп» Сергей Савсерис. — При этом не важно, что для резидентов Крыма на переходный период действует украинское налоговое законодательство, ведь летают на полуостров российские компании, на которые этот переходный период не распространяется.
Эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров предположил, что неразрешенность по вопросу НДС на субсидируемые тарифы, вероятно, связана с отсутствием согласованности этого вопроса между Минтрансом и другими федеральными ведомствами.
— В этой ситуации у Минтранса нет выбора, кроме как обратиться в правительство с предложениями об отмене НДС. Если налог на добавленную стоимость по субсидированным авиаперевозкам в Крым не отменят, то эти перевозки выполнять будет некому, поскольку летать себе в убыток никто не пожелает, — сказал «Известиям» Роман Гусаров.
В пресс-службе Минтранса отказались комментировать инициативу, сославшись на то, что «совещание носило рабочий характер».
От 2 тыс. до 6,8 тыс. рублей
Премьер-министр России Дмитрий Медведев заговорил о том, что нужно сделать перелеты в Крым доступнее, 24 марта, позже он предложил снизить стоимость авиабилетов в Симферополь до 7–8 тыс. рублей в экономклассе (туда и обратно). На этой неделе премьер высказал желание принять решение о субсидировании авиаперелетов в Крым до начала отпускного периода, который туроператоры связывают с первым летним днем.
В проекте Минтранса прежде всего предусмотрено субсидирование маршрутов из наиболее развитых промышленных центров. Всего в списке 15 российских городов. Наименьшая цена авиатарифа по субсидированным авиаперевозкам в Симферополь предполагается из Самары и Нижнего Новгорода (2 тыс. рублей), а наибольшая — из Иркутска (6,8 тыс. рублей). В списке, например, нет Калининграда, поскольку сегодня «привязать» какой-либо рейс из Калининграда в Симферополь через Москву или Мурманск невозможно, потому что он будет заблокирован Евроконтролем (ведомство отвечает за безопасность полетов в Европе), говорит один из авиаменеджеров. Ни правительство, ни Росавиация сегодня не смогут преодолеть запрет Евроконтроля, пока этот вопрос не будет разрешен с украинской стороной, добавил собеседник. Напомним, в начале апреля Евроконтроль запретил европейским авиакомпаниям летать в Крым.
Москвы в списке нет, так как предполагается, что здесь рейсы будут пользоваться достаточным спросом и авиакомпании сами установят доступные цены. В целом субсидирование тех или иных маршрутов нацелено на популяризацию авиасообщения на направлениях, которые имеют наименьшую загрузку.
В проекте не указано, кто имеет право на покупку билетов по сниженным ценам, но ранее пресс-служба Минтранса сообщала, что льготным правом могут воспользоваться в первую очередь граждане России, проживающие в Крыму и Севастополе, а также пенсионеры, инвалиды и работники бюджетной сферы.
Существенным преимуществом проекта о субсидировании авиаперевозок в Симферополь участники совещания отметили то обстоятельство, что субсидии будут перечислять авиаперевозчику ежемесячно — по факту перевезенных пассажиров. Кроме того, шире круг лиц, на билеты которых выделяется субсидия — по сравнению с теми же правилами субсидирования авиаперевозок на Дальний Восток, в Сибирь, Калининград и на самолетах малой пассажировместимости на ближнемагистральных маршрутах (это три других постановления правительства).
Но в целом проект Минтранса энтузиазма не вызвал — авиакомпаниям не сообщили, сколько средств и откуда будет выделяться на субсидирование перелетов в Крым, а значит, авиакомпании не могут просчитать все детали организации маршрута.
— Чиновники ждали от нас предложения, однако мы до сих пор не получили от них четких и ясных условий и гарантий для тех, кто пожелает участвовать в субсидированных авиаперевозках в Республику Крым, — говорит коммерческий директор авиакомпании «Грозный авиа» Сергей Петров. — По сути звучали те же вопросы, что и на совещании, которое в конце прошлого месяца проводил заместитель министра транспорта России Валерий Окулов.
В «ЮТэйре» пока не определились (единственная из пяти крупнейших российских авиакомпаний, которая официально ответила на запрос).
— «ЮТэйр» рассматривает различные варианты участия в программе субсидирования перевозок из городов регионов России в Крым, проводится оценка ресурсов с учетом того, что летняя программа полетов полностью сформирована и ресурсы распределены, а также не разъяснена до конца ситуация с начислением НДС на рейсы в Крым, — говорят в компании.
Перечень льготных рейсов в Симферополь (из проекта постановления правительства)
В/из города Симферополя
(аэропорт назначения)
|
Предельная величина спецтарифа в одном направлении (руб.)
|
Размер субсидии на одного пассажира в одном направлении (руб.)
|
Архангельск
|
3000
|
3000
|
Екатеринбург
|
3000
|
3000
|
Иркутск
|
6800
|
6800
|
Казань
|
2200
|
2200
|
Кемерово
|
5000
|
5000
|
Красноярск
|
5600
|
5600
|
Нижневартовск
|
4400
|
4400
|
Нижний Новгород
|
2000
|
2000
|
Новосибирск
|
4800
|
4800
|
Самара
|
2000
|
2000
|
Сургут
|
4200
|
4200
|
Томск
|
5000
|
5000
|
Тюмень
|
3400
|
3400
|
Уфа
|
2500
|
2500
|
Челябинск
|
3000
|
3000
|