В распоряжении от 8 апреля 2014 года №554-р правительство РФ «выразило согласие на отчуждение» принадлежащих ОАО «OAK» 130,9 тыс. обыкновенных именных акций ОАО «ИФК», составляющих 48,4% его уставного капитала, путем их продажи госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». В документе отмечается, что ОАО «ИФК» создано в форме ЗАО в 1999 году, а в 2001 году «являлось одной из компаний, отобранных по результатам конкурса в рамках принятой в том же году программы развития авиализинга в РФ». В 2001 году государство путем выкупа части акций ОАО «ИФК» стало одним из его акционеров. Затем бумаги, находящиеся в федеральной собственности, были внесены в уставный капитал ОАО «OAK». До сих пор акции ОАО «ИФК», находящиеся на балансе корпорации, «не переоценивались, их стоимость равна балансовой», по которой акции были внесены в уставный капитал — 8,752 млрд руб., или в среднем 66,8 тыс. руб. за одну акцию. При этом номинальная стоимость одной акции ИФК составляет 55,6 тыс. руб.
«В целях оптимизации деятельности и структуры корпорации советом директоров ОАО “OAK” была утверждена программа реализации непрофильных активов. Согласно принятым в ней критериям, акции ОАО “ИФК” отнесены к категории непрофильных активов. В соответствии с поручением президента РФ №Пр-1706 от 2 июля 2013 года ОАО “OAK” и его дочерние и зависимые общества (ОАО «Компания “Сухой”», ЗАО “Гражданские самолеты Сухого”) совместно с Внешэкономбанком в настоящее время прорабатывают механизмы финансового оздоровления ЗАО “ГСС” и финансирования программы SSJ-100», — поясняется в распоряжении. Один из путей «оздоровления» — направление в ЗАО «ГСС» средств, полученных от реализации пакета акций ИФК, принадлежащих ОAK. В документе особо отмечается, что сделки «должны осуществляться по цене не ниже рыночной, определенной на основании отчета независимого оценщика».
В ИФК вчера отказались комментировать распоряжение правительства, пояснив, что «ничего неординарного не произошло». При этом источник „Ъ“, близкий к компании, отметил, что «все моменты сделки проработаны, но некоторые технические нюансы требуют завершения», в частности, из состава акционеров ИФК еще не вышел бизнесмен Александр Лебедев. По мнению собеседника „Ъ“, после того как ВЭБ станет основным акционером ИФК, концепция компании существенно не изменится, тем более «она и так недавно изменилась, когда был заключен договор о поставках иностранных машин, ранее ИФК работала только с отечественными, что лишало ее возможностей развиваться». «Сегодня ИФК — универсальная лизинговая компания, вряд ли ВЭБу потребуется что-то менять», — предположил источник.
Александр Бархатов, директор департамента корпоративных коммуникаций ОАО «ОАК», рассказал „Ъ“, что в корпорации рассчитывают закрыть сделку в течение года. При этом он не стал называть конкретных сумм, которые надеются получить в ОАК по результатам продажи акций, сославшись на несогласованность всех условий сделки.
Руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак также считает, что сделки по продаже акций продлятся около года, «особенно с учетом привлечения независимых оценщиков, которых у нас практически нет». При этом, по мнению аналитика, пакет акций ИФК почти в 49% может стоить «и дороже 8,7 млрд руб.»: «Продается часть одной из немногих реально действующих лизинговых компаний, у которой множество ценных активов, в отличие от лизинговых компаний, которые созданы при финансовых институтах».
Редактор отраслевого портала «Авиа.Ru» Роман Гусаров напомнил, что ИФК включалась в ОАК для продвижения отечественной авиатехники и «свою роль на определенном этапе выполнила»: «Подавляющее большинство самолетов, построенных предприятиями ОАК, реализованы через ИФК». «С другой стороны, между ИФК и ОАК возникли явные противоречия, потому что во всем мире лизинговые компании защищают интересы не производителя, а приобретателя, ведь они покупают самолеты и заинтересованы получить максимальное качество, — пояснил эксперт. — ВЭБ сейчас, очевидно, играет первую скрипку в финансировании производства и поставки авиатехники, основная часть SSJ приобретается его дочерней структурой — “ВЭБ-лизинг”. То есть у Внешторгбанка есть финансы, но не хватает такого, как у ИФК, опыта по покупке и поддержанию воздушных судов для дальнейшей эксплуатации. С этой стороны ИФК приобретается не только как компания с активами, но и как компания с лучшей командой в данной сфере». При этом господин Гусаров предостерег ВЭБ от смешения лизинговых активов «с учетом специфики авиатехники».