Как выяснили «Известия», в марте пассажирский Airbus A319 авиакомпании Air France KLM едва не столкнулся в Московской воздушной зоне с российским стратегическим бомбардировщиком — ракетоносцем Ту-95. Расстояние между самолетами, по заявлению французского пилота, составило около 100 м, а экипаж Airbus слышал гул моторов военного воздушного судна. Об этом «Известиям» рассказали осведомленные источники в структурах Росавиации. Гендиректор авиадиспетчерской Госкорпорации по организации воздушного движения (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») Игорь Моисеенко подтвердил, что незаурядный авиаинцидент был и проверка по нему ведется.
— Пилот авиакомпании Air France KLM подал ноту протеста, в которой заявил о том, что сближение было настолько опасно, что в кабине был слышен шум винтов. Однако руководство Московского центра автоматического управления воздушным движением, входящего в состав ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», считает, что никакого опасного сближения не было, — отмечает источник в Росавиации. — Через французский МИД нота протеста поступила в международный отдел Росавиации.
14 марта участником несостоявшейся авиационной катастрофы стал Airbus A319 авиакомпании Air France KLM с бортовым номером FG-RXC, выполнявший рейс AF-1645 по маршруту Москва (Шереметьево)–Париж (аэропорт Шарля де Голля). Этот самолет оказался на опасном расстоянии от военного самолета Ту-95 и едва не столкнулся с ним, находясь под управлением диспетчера Московского центра автоматического управления воздушным движением (МЦ АУВД), расположенного во Внуково.
Источники рассказали, что A319 завершал набор высоты 8 тыс. м. Авиадиспетчер стал передавать управление этим самолетом своему коллеге из МЦ АУВД (за каждым диспетчером закреплены определенные участки). Менее чем за минуту до этой передачи первый диспетчер сообщил экипажу, что по его курсу ожидается снижение самолета с юго-запада, который в этот момент должен находиться на 1000 футов выше Airbus. 1000 футов (305 м) — минимально установленное безопасное расстояние между самолетами в небе.
— Это было на рубеже передачи управления. Французу дали информацию о том, что пересекающий борт будет выше, и француз подтвердил получение этой информации. Но при выходе на «контроль» [ко второму диспетчеру] француз доложил, что он внезапно для себя обнаружил Ту-95 [самый быстрый винтовой самолет] в опасной близости от себя — менее 100 м — и что будет писать ноту протеста, что и сделал, поскольку самолеты едва не столкнулись друг с другом, — рассказал «Известиям» один из авиадиспетчеров. К моменту опасного сближения военный самолет двигался с юга-запада со снижением, в то время как французский самолет шел на запад с набором высоты.
При этом, как выяснили «Известия», вылет рейса AF-1645 по расписанию был назначен на 14.50 мск, но фактически состоялся в 15.03, сообщили в аэропорту Шереметьево. С этой накладкой и может быть связан инцидент.
Гендиректор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Госкорпорация по организации воздушного движения — ОрВД) Игорь Моисеенко подтвердил факт авиационного инцидента.
— Работает комиссия, — сказал Моисеенко. — По завершении проверки будет официально доложено о том, что произошло и кто виноват, и по какой причине.
От дальнейших комментариев глава корпорации воздержался. В Air France KLM на запрос «Известий» не ответили.
Представитель военно-воздушных сил РФ сообщил «Известиям», что комментировать эпизод ведомство сможет только после получения официального документа от МИД Франции. Подтвердить нахождение в воздушном пространстве самолета Ту-95 в этот день он также не смог.
Известно, что 14 марта завершилась передислокация российской боевой и транспортной авиации на аэродром Бобруйск в Белоруссии в целях охраны воздушных границ Союзного государства. Об со ссылкой на Минобороны сообщалось в российских СМИ.
Экс-главком ВВС Петр Дейнекин в разговоре с «Известиями» предположил, что самолет мог направляться к аэродрому Кипелово, расположенному в 60 км от Вологды.
— Баз для таких самолетов много — вдоль меридиана Брянск–Саратов–Иркутск–Хабаровск. Кипелово может использоваться как оперативный аэродром, там совершенно царская взлетно-посадочная полоса, — пояснил генерал армии.
В комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора о произошедшем опасном сближении гражданского авиалайнера компании Air France и бомбардировщика Ту-95 в московском небе впервые услышали от «Известий».
— Это по сути предпосылка к летному происшествию, которое отличается от катастрофы только счастливой случайностью. Согласно федеральным авиационным правилам, такое событие должно тщательно расследоваться специально созданной комиссией на федеральном уровне. Если должностные лица Госкорпорации ОрВД не доложили о случившемся опасном сближении в Росавиацию или в Минтранс, то это является должностным преступлением, а если они доложили, но комиссию не создали, то это уже преступление со стороны должностных лиц регулятора, что противоречит рекомендациям ИКАО, членом которой является Россия, — заявил «Известиям» председатель комиссии Олег Смирнов.
Авиаспециалисты МЦ АУВД говорят, что в столичном регионе сложилась катастрофическая ситуация с безопасностью полетов. В прессе всплывает по нескольку подобных инцидентов в год. Последний случай опасного сближения в Московской воздушной зоне был отмечен в ноябре прошлого года, когда пассажирский самолет Boeing авиакомпании «Трансаэро», летевший из Еревана в Москву, едва не столкнулся в небе над столицей с заходившим на посадку самолетом из Архангельска компании «ЮТэйр».