О том, что городской суд Афин принял иски к производству и «удовлетворил просьбу семей (погибших в авиакатастрофе.— “Ъ”) о рассмотрении иска в максимально короткие сроки», сообщила казанская коллегия адвокатов Sergis — партнер греческой юридической компании Pavlakis, Moschos & Associates. Эта коллегия существует с 1992 года и, как сказано на ее сайте, «осуществляет организационно-правовую поддержку деятельности адвокатов греческой компании на территории России». «Председатель греческого суда первой инстанции определил назначить судебное заседание на 7 января 2016 года, а это означает, что все технические и юридические вопросы должны быть полностью изучены и представлены в письменном виде в суд к декабрю 2015 года»,— говорится в сообщении.
В иске, который был направлен в суд 21 февраля этого года, представлены интересы 40 человек — родственников тех, кто погиб во время крушения Boeing 737 в Казани. Греческие юристы обязуются оказать им «содействие в получении возможных компенсаций за рубежом, включая подготовку соответствующих требований к ответственным организациям и юридическое обеспечение всего процесса». По иску проходит 16 ответчиков, конкретная сумма требований не называется, но сообщается, что она составляет «несколько десятков миллионов евро». В коллегии указали, что основными ответчиками являются компания Terra Firma — владелец ирландской лизинговой компании AWAS, а также американская компания Boeing. Первая, как отмечается в сообщении, предоставила (в 2008 году) в лизинг впоследствии разбившийся самолет авиакомпании «Татарстан» через сублизинговые компании, а другая «уже неоднократно представала перед греческими судами в качестве ответчика в связи с иными авиационным происшествиям».
Напомним, катастрофа произошла в международном аэропорту Казань вечером 17 ноября 2013 года. Пассажирский Boeing 737–500 (регистрационный номер VQ-BBN) авиакомпании «Татарстан» летел рейсом 363 из Домодедово. При заходе на посадку экипажу пришлось зайти на второй круг. Во время посадки самолет неожиданно рухнул. Все находившиеся на борту 50 человек — 6 членов экипажа и 44 пассажира — погибли. Среди последних оказались сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава УФСБ по Татарстану Александр Антонов. Сейчас ведется расследование уголовного дела о катастрофе, им занимается центральный аппарат СКР.
Имена тех, кто фигурирует в иске в качестве истца, в коллегии не называют. По некоторым данным, в их числе родственники всех шести погибших членов экипажа. Это в частности командир экипажа разбившегося самолета Рустем Салихов и второй пилот Виктор Гуцул. Кстати, именно члены экипажа, в отличие от пассажиров, на каждого из которых в России полагается 2 млн руб. страховки, оказались застрахованы по другой схеме — всего на 100 тыс. руб. Среди погибших, отметим, как жители и уроженцы Татарстана, так и жители Кемеровской, Челябинской, Волгоградской, Рязанской, Амурской, Тюменской, Новосибирской областей, Удмуртии, Марий-Эл, Дагестана, а также две иностранки — гражданка Великобритании и гражданка Украины.
Как пояснила вчера “Ъ” директор по маркетингу коллегии адвокатов Sergis Алина Галкина, то, что иск подается в зарубежный суд, вполне оправдано. Ответчики застрахованы в зарубежных компаниях, которые, в свою очередь, чтобы избежать лишних рисков, на всякий случай перестраховывают их ответственность в крупных международных фирмах. В конечном итоге суммы страховки выглядят внушительными. «Это дает больше шансов получить по иску максимальные размеры компенсаций»,— отметила госпожа Галкина. С точки зрения законодательства иск отвечает всем требованиям — ст. 40 Гражданско-процессуального кодекса Греции позволяет подавать иск по месту нахождения имущества ответчика. А, например, у компании AWAS в Греции имеется несколько самолетов. «Согласно нормам международного права в области авиакатастроф родственники жертв вышеуказанной авиакатастрофы имеют право на получение компенсации морального и материального ущерба не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. В данном случае речь идет о международных организациях, которые также несут ответственность за эту трагедию»,— говорится в сообщении коллегии. По словам госпожи Галкиной, сейчас юристы и технические эксперты Pavlakis, Moschos & Associates проводят собственное расследование. Фактически, отметила она, речь идет о полном независимом расследовании авиакатастрофы. Греческие специалисты намерены собрать как можно больше разных доказательств: «Материал для суда, как ожидается, будет очень емким». В частности, греческие юристы считают, что самолет в свое время имел серьезные технические повреждения, из-за которых мог встать вопрос о его летной годности. Произошло это в 2001 году во время эксплуатации в Бразилии, когда он произвел аварийную посадку из-за сбоев в электронной системе ориентации и точного захода на посадку. Однако его отремонтировали, и он без проведения проверок получил сертификат летной годности США, после чего со временем попал в авиакомпанию «Татарстан».
Между тем на шансы греческих юристов выиграть иск у вышеназванных компаний может повлиять тот факт, что следственные органы и российские эксперты ранее сообщили, что вряд ли причиной катастрофы стали какие-либо технические неисправности самолета. Отметим, по ранее высказанной версии Межгосударственного авиационного комитета, экипаж был малоопытный, именно его действия привели к катастрофе: не сумев посадить машину, он начал уводить ее на второй круг и допустил срыв самолета в пике. А следственные органы заподозрили, что господа Салихов и Гуцул, несмотря на свой более чем 20-летний опыт работы в авиации, могли незаконно получить сертификаты пилотов коммерческой авиации.
Тем не менее в коллегии уверены в успешном исходе дела. «Pavlakis, Moschos & Associates на протяжении 25 лет специализируется на защите законных прав родственников жертв авиакатастроф. Адвокаты проводят работу совместно с техническими консультантами и экспертами, обладающими большим международным опытом в данной сфере и многократно доказавшими свою компетентность в расследовании авиационных катастроф»,— говорится в сообщении. Например, как сказала госпожа Галкина, у греческой компании имеется свой собственный штат технических экспертов в области авиации.
Вчера получить комментарии в компаниях Terra Firma и Awas “Ъ” не удалось. В Boeing Russia от каких либо комментариев по поводу иска воздержались. По словам госпожи Галкиной, ее коллегия не располагает сведениями о том, поступили ли в суд возражения от ответчиков и какова их позиция.