Как стало известно "Ъ", комиссия Приволжского территориального управления воздушного транспорта Росавиации завершила выяснение обстоятельств авиаинцидента в Ульяновске. Напомним, утром 17 февраля в регулируемой зоне полетов воздушных судов (зона С) аэропорта Баратаевка, когда два реактивных спортивных самолета L-29 ульяновского аэроклуба ДОСААФ выполняли тренировочные полеты, диспетчер организации воздушного движения обнаружил на экране локатора в районе поселка Архангельское неизвестный объект, заходивший в хвост самолетам. Как установили специалисты, он передвигался на высоте 2,1 тыс. м с тем же курсом 270 градусов (со стороны аэропорта Ульяновск-Восточный в сторону поселка Ишеевка). Диспетчер, предупредив пилотов об опасном сближении, дал пилотам ДОСААФ команду срочно менять курс и высоту. После этого объект продолжил движение в сторону Пензы, а затем пропал с экранов локаторов.
Как сообщал "Ъ" 24 февраля, этим объектом мог быть БПЛА, однако военные свою причастность к инциденту категорически опровергали. Ссылаясь на данные контроля радиотехнических средств ПВО, они утверждали, что нарушений правил полетов не только в данном районе, но и в прилегающих не зафиксировано, а "полеты БПЛА не планировались и не производились".
Однако результаты работы комиссии Росавиации говорят об обратном. Как заявил "Ъ" заместитель руководителя территориального управления Росавиации Александр Нетреба, специалисты подтвердили, что причиной инцидента стал несанкционированный полет именно беспилотника. "Отметка приближающегося летательного аппарата на экране радиолокаторов была, летчики самолетов L-29 этот объект видели,— говорит господин Нетреба.— Его скорость составляла порядка 500-600 км/ч, общий размах крыльев — в пределах 4 м, длина фюзеляжа — около 6 м". Поскольку выяснить тип и принадлежность БПЛА в Росавиации не смогли (в ведомстве ведут работу только по зарегистрированным летательным аппаратам), дальнейшим разбором полетов займется транспортная прокуратура. "Они будут выяснять, что это за объект, кому он принадлежит, и контактировать с организациями, которые имели к этому отношение",— подчеркнул заместитель главы управления.
Как заявил "Ъ" ульяновский транспортный прокурор Сергей Шушин, ведомство начало проверку "с самого начала", а комиссия Росавиации работала по поручению надзорного ведомства: "Для того мы и привлекали ее специалистов, чтобы они смогли по указанным параметрам определить возможный тип летательного аппарата". По его словам, прокуроры сами продолжат работу по поиску виновных и, возможно, будут привлекать новых специалистов, чтобы определиться с типом БПЛА и его владельцами. В ульяновском управлении ФСБ "Ъ" подтвердили, что ведут свою проверку, однако до ее окончания давать комментарии отказались. Министерство обороны никаких комментариев вчера также не давало, ссылаясь на ведущуюся прокурорами работу.
Руководитель ульяновского аэроклуба ДОСААФ Владимир Дворянинов настаивает, что необходимо приложить все усилия, в том числе спецслужб, чтобы найти виновника. "Меня возмущает излишняя секретность, развернутая вокруг этого авиационного инцидента, потому что у каждого нарушения есть конкретные фамилия, имя и отчество. И если сейчас все это засекретить, то это будет означать, что что-то подобное может повториться,— считает он.— Если 17 февраля катастрофы не случилось только благодаря мастерству пилотов аэроклуба и маневренности спортивных самолетов, то встреча БПЛА с пассажирским самолетом может привести к очень печальным последствиям". По словам господина Дворянинова, в Федеральных авиационных правилах (ФАП-138) записано, что "на время полетов БПЛА устанавливается специальный временный или местный режим", согласно которому использование воздушного пространства для полетов БПЛА осуществляется только на основании плана полета и специального разрешения. "Каким бы секретным ни был сам объект, тот, кто давал разрешение или приказ на запуск БПЛА, должен быть найден. Как минимум его должны отстранить, пока не выучит Воздушный кодекс и ФАП, а как максимум — он должен лишиться должности",— резюмировал глава аэроклуба.