Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летят утки


24 марта 2014 года Василий Сычев, Lenta.ru


Новый фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34 после более чем 20 лет разработки и испытаний поступил на вооружение ВВС России. Соответствующее постановление правительство России приняло в марте 2014 года. Боевой самолет, разработка которого велась с 1986 года, должен будет заменить в составе ВВС устаревшие фронтовые бомбардировщики Су-24. За время разработки самолет уже претерпел модернизацию, получив ряд улучшенных систем, которые, в частности, позволят ему базироваться на большем количестве аэродромов. Сегодня Министерство обороны России планирует получить 124 новых бомбардировщика, а со временем довести их число до 200 единиц.

Разработка нового фронтового бомбардировщика под индексом Т-10В началась в середине 1986 года, хотя предварительные работы конструкторское бюро имени Сухого вело с начала 1980-х годов. Самолет создавался на базе двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Защита эскизного проекта перспективного фронтового бомбардировщика состоялась в мае 1988 года, причем изначально проектом предусматривались два варианта боевого самолета: с тандемным размещением пилотов по типу Су-27УБ и посадкой «бок о бок». Последний вариант впоследствии был выбран в качестве основного, поскольку позволял увеличить комфортность кабины и упростить общение летчиков друг с другом.
 
Первый полет перспективного фронтового бомбардировщика состоялся 13 апреля 1990 года. Боевой самолет был создан по интегральной аэродинамической схеме с крылом, плавно сопрягающимся с фюзеляжем. Помимо основного крыла и хвостового оперения Т-10В получил и переднее цельноповоротное горизонтальное оперение, позволяющее повысить маневренность самолета. Как и у Су-27 горизонтальное оперение нового фронтового бомбардировщика было выполнено цельноповоротным. Его симметричное отклонение позволяет самолету менять высоту, а дифференциальное ─ управлять креном. Вертикальное оперение Т-10В выполнено двухкилевым, с отклоняющимися консолями рыскания.
 
В отличие от Су-24 вход в кабину пилотов на новом бомбардировщике может осуществляться через нишу передней стойки шасси. Высота кабины в закресельной части позволяет летчикам вставать в полный рост; это положительно сказывается на работоспособности экипажа во время длительных полетов. К слову, продолжительность полета Т-10В по возможностям летчиков оценивается в десять часов (без учета этого фактора продолжительность нахождения бомбардировщика в воздухе благодаря системе воздушной дозаправки ограничена лишь ресурсом его двигателей).
 
Изначально на фронтовые бомбардировщики, которые в середине 1990-х годов стали известны под индексом Су-32 (под таким обозначением самолет участвовал в международных выставках; позднее получил индекс Су-34), устанавливались высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами АЛ-31Ф. Они развивали тягу в 7,8 тысячи килограммов-силы в режиме максимальной тяги и 12,5 тысячи килограммов-силы в режиме форсажа. Позднее эти силовые установки заменили модернизированными АЛ-31Ф-М1 с увеличенной до 13,3 тысячи килограммов-силы форсажной тягой, межремонтным и назначенным ресурсом (тысяча и две тысячи часов соответственно).
 
Су-34 имеет в длину 23,3 метра, размах крыла ─ 14,7 метра и высоту ─ шесть метров. При максимальной взлетной массе в 45 тонн боевой самолет способен развивать скорость до 1,9 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет 1,1 тысячи километров. Бомбардировщик может выполнять полеты на высоте до 17 тысяч метров. Су-34 вооружен авиационной пушкой ГШ-30-1 калибра 30 миллиметров с боезапасом на 150 выстрелов, а также оснащен 12 точками подвески для различного вооружения общей массой до восьми тонн. Бортовая радиолокационная станция самолета позволяет обнаруживать воздушные цели на дальности до 120 километров и сопровождать до десяти целей одновременно.
 
Фактически Су-34 является многофункциональным самолетом, поскольку способен работать по воздушным и наземным целям. Дальность обнаружения наземных целей в зависимости от их размера составляет от 30 до ста километров. Бортовое радиоэлектронное оборудование позволяет самолету вести одновременный обстрел четырех целей. Отличительной чертой Су-34 является способность применять всю номенклатуру высокоточного вооружения, используемого российскими ВВС. Истребитель-бомбардировщик в первую очередь предназначен для поражения надводных и наземных подвижных и стационарных целей в любых погодных и климатических условиях днем и ночью.
 
Первый серийный образец Су-34 поднялся в воздух в декабре 1994 года, а первая мировая премьера Су-34 состоялась во Франции в 1995 году. В 2003 году был успешно завершен первый этап государственных испытаний фронтового бомбардировщика, а второй ─ осенью 2011 года. При этом уже во время государственных испытаний разработчик представил первую модернизацию Су-34, в рамках которой бомбардировщик получил новые виды ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», модернизированные двигатели АЛ-31Ф-М1 и обновленную станцию предупреждения об облучении Л-150.
 
Кроме того, в рамках этой же программы модернизации на новые фронтовые бомбардировщики стали устанавливаться вспомогательные газотурбинные установки ТА14-130-35, обеспечивающие запуск двигателей на земле без использования наземного оборудования. Благодаря такой опции значительно увеличилось число аэродромов базирования Су-34 ─ самолеты могут взлетать и с баз, где отсутствует оборудование запуска силовых установок. Все новый фронтовые бомбардировщики, выпускаемые после 2011 года получают вспомогательные силовые установки. Предложенная модернизация Су-34 была утверждена правительством России в 2012 году.
 
Первый контракт на поставку 32 серийных Су-34 Министерство обороны России подписало с «Сухим» в 2008 году. Сумма сделки составила 33,6 миллиарда рублей. Поставка этих самолетов военным завершилась в декабре прошлого года. В настоящее время ВВС России уже получают фронтовые бомбардировщики по второму контракту, заключенному в марте 2012 года. По этому соглашению военным до 2020 года должны быть поставлены 96 новых боевых самолетов. Сегодня стоимость Су-34, производство которых ведется на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова, составляет около миллиарда рублей за штуку.
 
За свою четвертьвековую историю Су-34 уже успел принять участие в боевых действиях. Во время войны в Южной Осетии в августе 2008 года два боевых самолета такого типа осуществляли прикрытие ударной авиации ВВС России, ведя радиоэлектронную борьбу с системой противовоздушной обороны Грузии. Считается также, что Су-34 наносили удары противорадиолокационными ракетами по грузинским комплексам «Бук» и С-125, однако официально эта информация пока не подтверждена. В составе ВВС России фронтовой бомбардировщик получил прозвище «Утенок» ─ носовая часть самолета напоминает утиный клюв.


комментарии (4):

HZ66      24/03/2014 [20:03:17]#1
Постановка на вооружение Су-34 означает, что другие модификации Су-27 неспособны эффективно уничтожать наземные цели. Да собственно военные компании в Чечне и Грузии это и показали: о применении Су-27 ничего не было слышно. На Кузнецове тоже приходится держать и Су-33 и Су-25.

-=Vasiliy=-      26/03/2014 [13:30:56]#2
HZ66 -- странный комментарий:
"Постановка на вооружение Су-34 означает, что другие модификации Су-27 неспособны эффективно уничтожать наземные цели. Да собственно военные компании в Чечне и Грузии это и показали: о применении Су-27 ничего не было слышно. На Кузнецове тоже приходится держать и Су-33 и Су-25. "

Вообще -- это нормально. У F15 тоже есть модификация бомбардировщика F-15E Strike Eagle, использование этого истребителя-бомбардировщика в различных конфликтах показало его высокую эффективность. Почему вы удивляетесь созданию истребителя-бомбардировщика на базе СУ-27?
А касаемо СУ-33 -- вообще интересная формулировка, вообще-то СУ-33 -- это специальная морская модификация -- имеет складывающиеся крылья, устройства для посадки на авианосец, усиленные опоры шасси и т.д. Естественно, что на Кузнецове "обычные" СУ-27 использовать нельзя.

HZ66      26/03/2014 [17:51:01]#3
-=Vasiliy=- F-15E полетел четверть века назад или даже более того. После него разделения на истребители и ИБ уже не было. Технологии позволили объединить эти функции в одном самолете. F-16 и F-18 вполне успешно выполняют функции задачи самолетов. Рафаль И Еврофайтер - такая же история и второго "Торнадо" в двух модификациях уже никто не планирует строит. О пятом поколении говорить нет смысла: никаких перехватчиков или ИБ тоже никто не специально разрабатывает.

HZ66      26/03/2014 [18:28:24]#4
Извините за опечатки.
F-15E полетел четверть века назад или даже более того. После него разделения на истребители и ИБ уже не было. Технологии позволили объединить эти функции в одном самолете. F-16 и F-18 вполне успешно выполняют задачи ударных самолетов. Рафаль И Еврофайтер - такая же история и второго "Торнадо" в двух модификациях уже никто не планирует строит. О пятом поколении говорить нет смысла: никаких перехватчиков или ИБ тоже никто специально разрабатывает.













Материалы рубрики

Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково



Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer