Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


КАПО вовлекут в борьбу. Радиоэлектронную


21 марта 2014 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Как стало известно «БИЗНЕС Online», КАПО им. Горбунова ожидает суперзаказ на строительство 10 самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Эксперты считают, что вероятность такого контракта очень высока, и указывают на то, что в стране, по сути, нет специализированных самолетов РЭБ и надо их не 10, а несколько десятков. Заказ станет для КАПО самым крупным за всю постсоветскую историю предприятия. Кстати, по нашим данным, на следующей неделе ожидается визит в Казань с непременным посещением КАПО премьер-министра РФ Дмитрия Медведева — косвенное доказательство реальности суперзаказа...

В ИНТЕРЕСАХ ФРОНТОВ И АРМИЙ...
 
Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» несколько источников в авиастроительной отрасли, решен вопрос о заказе ОАО «КАПО им. Горбунова» 10 самолетов РЭБ на платформе Ту-214. На заводе не стали комментировать эту информацию.
 
Насколько вероятно, что неофициальная информация превратится в приятный для казанского авиазавода факт?
 
Первое, что отмечают эксперты, — насущность вопроса. «У России самолетов РЭБ как таковых почти нет, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. — В отличие, например, от США. А для решения задач противодействия противнику самолеты РЭБ как специализированные функциональные боевые единицы очень нужны».
 
Что такое РЭБ? Это воздействие радиопомехами на радиоэлектронные средства разведки, связи и управления противника для затруднения их работы и, соответственно, защита от аналогичных действий со стороны противника. В эпоху высокоточного оружия вещь незаменимая. Комплексы РЭБ предназначены для прикрытия войск и территорий от радиолокационного обнаружения, противодействия самолетам дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), защиты летательных аппаратов от поражения авиационными и зенитными ракетами. «РБ — это не только самолеты, но и вертолеты на базе Ми-8, и наземные комплексы, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — У каждого комплекса — свое предназначение целевое, у каждого — свой состав аппаратуры по разведке и подавлению. Масштаб действий самолета РЭБ типа Ту-214 — оперативный и оперативно-стратегический, в интересах фронтов и армий».
 
Словом, не удивительно, что тема РЭБ сегодня не сходит со страниц не только специализированных, но и популярных изданий.
 
КАПО + КРЭТ?
 
Второй вопрос: почему Ту-214? Мураховский тоже отметил, что самолетов РЭБ у России сейчас, по сути, нет. Но работы по их созданию ведутся. Об этом в прошлом году в интервью РИА «Новости» говорил генеральный конструктор систем и средств РЭБ, заместитель гендиректора ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Юрий Маевский. Кроме того, в прошлом году «Известия» писали об испытаниях нового комплекса РЭБ на базе построенных еще в Советском Союзе Ил-22. Как рассказал источник газеты в минобороны, командование ВВС настаивало на установке «Порубщика» на другой самолет, но новых платформ с нужными характеристиками (скорость и время полета) не нашлось. А Ил-22 прослужат максимум 10 лет. Были сведения и о вариантах самолета РЭБ на базе грузового Ил-76.
 
«Ил-22 — морской компонент РЭБ, — считает Мураховский, — а Ил-76 для этого великоват, на их базе делают самолеты ДРЛОиУ А-50, сейчас разрабатывают А-100. Платформа Ту-214 вполне подходит для таких задач». Главный редактор отраслевого порталаAviaru.net Роман Гусаров считает выбор Ту-214 «неплохим решением», поскольку самолет способен преодолевать большие расстояния. Любопытной информацией с «БИЗНЕС Online» поделился бывший генеральный директор КАПО, а ныне исполнительный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Васил Каюмов: «Когда мы только начинали раскручивать вопрос по Ан-70, предлагалось сделать самолет РЭБ на его базе. Хотя я тогда говорил, что Ан-70 — это такая «курочка в гнезде» (а сейчас ситуация еще более усугубилась), и предлагал рассматривать 214-ю машину. Возможно, сейчас к этому вернулись. К тому же надо учитывать, что на базе Ту-214 уже сделаны такие спецсамолеты, как Ту-214ОН, Ту-214Р, Ту-214СР, Ту-214ПУ».
 
Выбор КАПО может быть обусловлен и упрощением вопросов интеграции планера и аппаратуры РЭБ. Предположительно ее будет делать вышеупомянутый КРЭТ (и Каюмов отметил, что «тема где-то пересекается с колесовским холдингом»), точнее, его казанские предприятия. Тем более что подконтрольное гендиректору КРЭТ Николаю Колесову ОАО «КОМЗ» уже вплотнуюучаствует в создании вертолетов РЭБ. Более того, в Казани планируется создание холдинга, специализирующегося на разработке и выпуске аппаратуры «свой-чужой» и РЭБ. В общем, авиазавод и комплектатор будут находиться «через забор», что во многом упрощает дело. В самом КРЭТ не стали комментировать информацию источников «БИЗНЕС Online».
 
Главный редактор отраслевого портала «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев настроен в отношении КАПО оптимистично: «Об этом заказе я слышал еще накануне МАКСа-2013 от неофициальных источников. Так что вероятность того, что это произойдет, очень высока, этот вопрос был почти решенным уже тогда. Поставщиком оборудования для самолетов, предположительно, будут предприятия КРЭТ. Эта тема дискутируется, но не знаю, насколько она продвинулась. Думаю вопрос решен в той части, что носителем будет Ту-214».
 
«10 САМОЛЕТОВ — ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО»
 
Третий вопрос: насколько можно верить информации о количестве — 10 Ту-214РЭБ? Ведь таких масштабных заказов на КАПО не видели с советских времен.
 
«Очень большое количество самолетов, — отметил Гусаров. — Даже непонятно, зачем столько. Такие самолеты применяются не очень интенсивно. Срок службы у них длительный, потому что летают они немного, ресурса хватит на много лет. Это же на экстренные случаи машина. Если только мы не собираемся участвовать в глобальных войнах? Но, наверное, военным виднее, и для того чтобы закрыть все подступы к стране, именно 10 штук и нужно». «Количество совершенно не удивляет, — считает Пантелеев. — Можно предположить, что в нынешних условиях для обеспечения операций на театре военных действий на каждом из потенциально опасных направлений должно быть минимум по два борта, а на каких-то — и три. Так что абсолютно логично». А Мураховский уверен, что 10 самолетов РЭБ — это очень мало: «В советское время была целая авиадивизия (грубо говоря, около сотни самолетов), вооруженная постановщиками помех Ан-12ПП. Она поднималась и в полосе 300 километров давила все радиоэлектронные средства противника, чтобы обеспечить и борьбу за превосходство в воздухе, и действия наземной группировки. Так что 10 самолетов — это только начало: потребность гораздо больше, несколько десятков».
 
И тут возникает четвертый вопрос: как КАПО справится с таким заказом? «КАПО без надрыва, в штатном режиме, может делать три Ту-214 в год, — констатирует Пантелеев. — Если дополнительно набрать персонал, но не проводить технического перевооружения, максимум — 6 самолетов. Так что с учетом других заказов это вопрос распределения — когда, какие машины, для каких заказчиков будут строиться». Не столь оптимистичен Каюмов, но подчеркивает, что не все зависит от КАПО: «Большая проблема по компаниям, которые занимаются «начинкой» самолета. Ту-214Р подняли еще 24 декабря 2009 года, а до сих пор машина не сдана. Потому что идут постоянные доработки, постоянное несовпадение желания одних и возможностей других. То же самое — по Ту-214ОН. А борт как носитель заводом изготовлен. Но завод же не может сказать: я борт отдал, а дальше как хотите... Несправедливо, что это клеймо приклеилось к заводу: дескать, все, что не выполнено, это КАПО».
 
Мураховский уверен, что у предприятия нет другого выхода, кроме как справиться: «В подробностях не представляю ситуацию на КАПО, но думаю, что заводу тяжело — по оборудованию, кадрам, технологиям. Однако надо же когда-то начинать».
 
Н у и последнее (четвертое) «за» в пользу того, что КАПО ожидает суперзаказ, — это тот факт, что на будущей неделе в Казани ждут Дмитрия Медведева, российского премьера, с целым десантом российских VIP-ов. Одно из главных мест их посещения — Казанский авиазавод.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer