Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


КАПО вовлекут в борьбу. Радиоэлектронную


21 марта 2014 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Как стало известно «БИЗНЕС Online», КАПО им. Горбунова ожидает суперзаказ на строительство 10 самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Эксперты считают, что вероятность такого контракта очень высока, и указывают на то, что в стране, по сути, нет специализированных самолетов РЭБ и надо их не 10, а несколько десятков. Заказ станет для КАПО самым крупным за всю постсоветскую историю предприятия. Кстати, по нашим данным, на следующей неделе ожидается визит в Казань с непременным посещением КАПО премьер-министра РФ Дмитрия Медведева — косвенное доказательство реальности суперзаказа...

В ИНТЕРЕСАХ ФРОНТОВ И АРМИЙ...
 
Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» несколько источников в авиастроительной отрасли, решен вопрос о заказе ОАО «КАПО им. Горбунова» 10 самолетов РЭБ на платформе Ту-214. На заводе не стали комментировать эту информацию.
 
Насколько вероятно, что неофициальная информация превратится в приятный для казанского авиазавода факт?
 
Первое, что отмечают эксперты, — насущность вопроса. «У России самолетов РЭБ как таковых почти нет, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. — В отличие, например, от США. А для решения задач противодействия противнику самолеты РЭБ как специализированные функциональные боевые единицы очень нужны».
 
Что такое РЭБ? Это воздействие радиопомехами на радиоэлектронные средства разведки, связи и управления противника для затруднения их работы и, соответственно, защита от аналогичных действий со стороны противника. В эпоху высокоточного оружия вещь незаменимая. Комплексы РЭБ предназначены для прикрытия войск и территорий от радиолокационного обнаружения, противодействия самолетам дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), защиты летательных аппаратов от поражения авиационными и зенитными ракетами. «РБ — это не только самолеты, но и вертолеты на базе Ми-8, и наземные комплексы, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — У каждого комплекса — свое предназначение целевое, у каждого — свой состав аппаратуры по разведке и подавлению. Масштаб действий самолета РЭБ типа Ту-214 — оперативный и оперативно-стратегический, в интересах фронтов и армий».
 
Словом, не удивительно, что тема РЭБ сегодня не сходит со страниц не только специализированных, но и популярных изданий.
 
КАПО + КРЭТ?
 
Второй вопрос: почему Ту-214? Мураховский тоже отметил, что самолетов РЭБ у России сейчас, по сути, нет. Но работы по их созданию ведутся. Об этом в прошлом году в интервью РИА «Новости» говорил генеральный конструктор систем и средств РЭБ, заместитель гендиректора ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Юрий Маевский. Кроме того, в прошлом году «Известия» писали об испытаниях нового комплекса РЭБ на базе построенных еще в Советском Союзе Ил-22. Как рассказал источник газеты в минобороны, командование ВВС настаивало на установке «Порубщика» на другой самолет, но новых платформ с нужными характеристиками (скорость и время полета) не нашлось. А Ил-22 прослужат максимум 10 лет. Были сведения и о вариантах самолета РЭБ на базе грузового Ил-76.
 
«Ил-22 — морской компонент РЭБ, — считает Мураховский, — а Ил-76 для этого великоват, на их базе делают самолеты ДРЛОиУ А-50, сейчас разрабатывают А-100. Платформа Ту-214 вполне подходит для таких задач». Главный редактор отраслевого порталаAviaru.net Роман Гусаров считает выбор Ту-214 «неплохим решением», поскольку самолет способен преодолевать большие расстояния. Любопытной информацией с «БИЗНЕС Online» поделился бывший генеральный директор КАПО, а ныне исполнительный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Васил Каюмов: «Когда мы только начинали раскручивать вопрос по Ан-70, предлагалось сделать самолет РЭБ на его базе. Хотя я тогда говорил, что Ан-70 — это такая «курочка в гнезде» (а сейчас ситуация еще более усугубилась), и предлагал рассматривать 214-ю машину. Возможно, сейчас к этому вернулись. К тому же надо учитывать, что на базе Ту-214 уже сделаны такие спецсамолеты, как Ту-214ОН, Ту-214Р, Ту-214СР, Ту-214ПУ».
 
Выбор КАПО может быть обусловлен и упрощением вопросов интеграции планера и аппаратуры РЭБ. Предположительно ее будет делать вышеупомянутый КРЭТ (и Каюмов отметил, что «тема где-то пересекается с колесовским холдингом»), точнее, его казанские предприятия. Тем более что подконтрольное гендиректору КРЭТ Николаю Колесову ОАО «КОМЗ» уже вплотнуюучаствует в создании вертолетов РЭБ. Более того, в Казани планируется создание холдинга, специализирующегося на разработке и выпуске аппаратуры «свой-чужой» и РЭБ. В общем, авиазавод и комплектатор будут находиться «через забор», что во многом упрощает дело. В самом КРЭТ не стали комментировать информацию источников «БИЗНЕС Online».
 
Главный редактор отраслевого портала «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев настроен в отношении КАПО оптимистично: «Об этом заказе я слышал еще накануне МАКСа-2013 от неофициальных источников. Так что вероятность того, что это произойдет, очень высока, этот вопрос был почти решенным уже тогда. Поставщиком оборудования для самолетов, предположительно, будут предприятия КРЭТ. Эта тема дискутируется, но не знаю, насколько она продвинулась. Думаю вопрос решен в той части, что носителем будет Ту-214».
 
«10 САМОЛЕТОВ — ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО»
 
Третий вопрос: насколько можно верить информации о количестве — 10 Ту-214РЭБ? Ведь таких масштабных заказов на КАПО не видели с советских времен.
 
«Очень большое количество самолетов, — отметил Гусаров. — Даже непонятно, зачем столько. Такие самолеты применяются не очень интенсивно. Срок службы у них длительный, потому что летают они немного, ресурса хватит на много лет. Это же на экстренные случаи машина. Если только мы не собираемся участвовать в глобальных войнах? Но, наверное, военным виднее, и для того чтобы закрыть все подступы к стране, именно 10 штук и нужно». «Количество совершенно не удивляет, — считает Пантелеев. — Можно предположить, что в нынешних условиях для обеспечения операций на театре военных действий на каждом из потенциально опасных направлений должно быть минимум по два борта, а на каких-то — и три. Так что абсолютно логично». А Мураховский уверен, что 10 самолетов РЭБ — это очень мало: «В советское время была целая авиадивизия (грубо говоря, около сотни самолетов), вооруженная постановщиками помех Ан-12ПП. Она поднималась и в полосе 300 километров давила все радиоэлектронные средства противника, чтобы обеспечить и борьбу за превосходство в воздухе, и действия наземной группировки. Так что 10 самолетов — это только начало: потребность гораздо больше, несколько десятков».
 
И тут возникает четвертый вопрос: как КАПО справится с таким заказом? «КАПО без надрыва, в штатном режиме, может делать три Ту-214 в год, — констатирует Пантелеев. — Если дополнительно набрать персонал, но не проводить технического перевооружения, максимум — 6 самолетов. Так что с учетом других заказов это вопрос распределения — когда, какие машины, для каких заказчиков будут строиться». Не столь оптимистичен Каюмов, но подчеркивает, что не все зависит от КАПО: «Большая проблема по компаниям, которые занимаются «начинкой» самолета. Ту-214Р подняли еще 24 декабря 2009 года, а до сих пор машина не сдана. Потому что идут постоянные доработки, постоянное несовпадение желания одних и возможностей других. То же самое — по Ту-214ОН. А борт как носитель заводом изготовлен. Но завод же не может сказать: я борт отдал, а дальше как хотите... Несправедливо, что это клеймо приклеилось к заводу: дескать, все, что не выполнено, это КАПО».
 
Мураховский уверен, что у предприятия нет другого выхода, кроме как справиться: «В подробностях не представляю ситуацию на КАПО, но думаю, что заводу тяжело — по оборудованию, кадрам, технологиям. Однако надо же когда-то начинать».
 
Н у и последнее (четвертое) «за» в пользу того, что КАПО ожидает суперзаказ, — это тот факт, что на будущей неделе в Казани ждут Дмитрия Медведева, российского премьера, с целым десантом российских VIP-ов. Одно из главных мест их посещения — Казанский авиазавод.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП



Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer