Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как создавался истребитель-перехватчик Ту-128


18 марта 2014 года Виктория Чернышева, Российская газета


18 марта 1961 года состоялся первый полет легендарного воздушного судна - дальнего сверхзвукового истребителя-перехватчика Ту-128. Главной его задачей стало укрепление советских вооруженных сил во время "холодной войны". Мы собрали факты о том, как создавался Ту-128.

Рождение проекта
 
Создание современного истребителя - перехватчика во второй половине 50-х годов прошлого века стало вопросом стратегическим. Противники Советского Союза в "холодной войне" имели на вооружении авиасредства, предназначавшиеся для доставки ядерного оружия. В их числе были реактивные бомбардировщики с термоядерными бомбами, а также перспективные управляемые самолеты-снаряды большой дальности. Зенитно-ракетные комплексы, поступившие на вооружение ПВО Советского Союза, обеспечить безопасность всей огромной территории страны при всем желании не могли. Ядерную угрозу нужно было нейтрализовать.
 
В стране тогда действовала концепция авиационно-ракетных комплексов ПВО, составной частью которой были истребители-перехватчики. Система состояла из самолета-носителя ракет класса "воздух - воздух", а также радиотехнических средств (бортовых и наземных) наведения на цель. Существовавшие тогда истребители МиГ-17, МиГ-19, Су-9 могли перехватывать цели и уничтожать их на удалении в несколько сотен километров от объектов. Перед КБ Туполева поставили задачу создать сверхзвуковой бомбардировщик авиационно-ракетного комплекса дальнего (на тысячу и более километров) перехвата.
 
Изыскательские работы по самолету "128" начались в 1957 году. Официально проектируемый комплекс назвали Ту-28-80: в него должен был входить дальний истребитель-перехватчик Ту-28, ракетная система К-80 и система наведения перехватчика на цель "Воздух-1". Требования к самолету предъявили следующие: на дозвуковой скорости (до 1000 километров в час) продолжительность полета должна была равняться примерно 3,5 часа, а максимальная скорость на форсаже составлять до 1800 километров в час. Перехват целей предполагался на высотах до 21 километра.
 
Носитель спроектировали на базе самолета "98" - это был тяжелый маломаневренный бомбардировщик. Предполагалось, что Ту-28 не будет совершать маневр для выхода на одну высоту с целью: ракеты К-80 имели большую дальность полета и могли поражать объекты, летящие значительно выше, чем сам самолет-носитель. Система "Воздух-1" позволяла наводить ракеты на цель с земли. Также комплекс мог работать в полуавтономном режиме, используя поле наземных радиолокационных станций дальнего обнаружения, а также РЛС, которые были установлены на самолетах Ту-126. Это позволило охранять объекты там, где система автоматизированного наведения не было - например, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.
 
В ходе конструкторских работ самолет "98" усовершенствовали: его перепроектировали так, чтобы получить наивысшие аэродинамические качества на дозвуковых скоростях. Специально были спроектированы выдвигающиеся щелевые закрылки, воздушные тормоза, шасси особой конструкции с четырехколесными стойками, убирающимися в крыльевые гондолы; самолет оснастили тормозным парашютом, что улучшило взлетно-посадочные характеристики.
 
Воздушное судно имело современное пилотажно-навигационное оборудование, комплекс радиосвязи, схожий с тем, что был установлен на дальнем бомбардировщике Ту-16. В экипаж входили два человека. Летчик - командир пилотировал самолет, наводил ракеты на цель по командам и выполнял их запуск. Штурман вел поиск цели, опознавал ее и захватывал, обеспечивал радиосвязь с аэродромом.
 
Испытания и использование
 
Первый опытный самолет "128" построили летом 1960 года. 18 марта 1961 года он впервые, на 30 минут, поднялся в воздух. Спустя два года воздушное судно выполнило первые перехваты и уничтожило первые цели-мишени.
 
Первая публичная демонстрация нового перехватчика состоялась в июне 1961 года на воздушном параде в Тушине. Машину показали с двумя макетами ракет К-80. Западные СМИ приняли большой подфюзеляжный обтекатель, который скрывал испытательную аппаратуру, за многофункциональную радиолокационную станцию. В НАТО машина получила обозначение "Fiddler" ("Скрипач").
 
В конце 1963 года самолет официально переименовали в Ту-128, а комплекс получил название Ту-128С-4. На вооружение он был принят в апреле 1965-го. В общей сложности, заводские и совместные государственные испытания, вместе с доводочными работами, длились 40 месяцев. С марта 1961-го по июль 1964 года было выполнено 799 полетов.
 
Серийное производство Ту-128 развернули на заводе в Воронеже. За один 1966 год предприятие собрало 42 воздушных судна. Всего же, с 1962 по 1970 год было выпущено 187 перехватчиков (плюс десять учебно-тренировочных Ту-128УТ). За восемь лет производства в конструкцию самолета вносились изменения, благодаря которым он приобрел новые тактические возможности.
 
По воспоминаниям летчиков, самыми напряженными дежурства Ту-128 были на Севере, где их постоянно поднимали в воздух на перехват патрульных и разведывательных самолетов НАТО. При этом, запуски ракет случались нечасто: редкому летчику удавалось выполнить, за свою карьеру, более десятка стрельб.
 
Ту-128 был у летчиков на хорошем счету. Полковник Электрон Евглевский, одним из первых освоивший новый истребитель, вспоминал: "С первой минуты освоения "Скрипача" меня восхитила мощность его движения, ощущение силы, массы, послушной движению твоих рук и мысли. В авиации ПВО самолет Ту-128 и далее Ту-128М воспитал плеяду славных боевых летчиков, которые по праву могут гордиться своим летным мастерством и тем, что впервые на этом самолете они решили задачу полного прикрытия объектов страны от ударов с воздуха на необъятных просторах северных рубежей".
 
Самолет называли "кораблем", "самым надежным из всех советских перехватчиков того времени", считали, что он оптимально приспособлен для сложных условий Севера. На вооружении Ту-128 стоял до конца 80-х годов, после чего его заменили на МиГ-31.


комментарии (1):

Ndakota      19/03/2014 [10:47:59]#1
Произведено - 188. Потеряно - более 45. Хорошая надежность.













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSYS2
Грузовые перевозки в Волоколамске, узнать http://perevozki.youdo.com/country/geo/volokolamsk/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer