Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Запасные части возвращают в Россию


14 марта 2014 года Е. Попов, Ю. Галлямова, А. Джумайло, Е. Кузнецова, КоммерсантЪ


Обострение отношений Москвы и Киева заставили российских оборонных производителей спешно прорабатывать стратегию замещения украинских комплектующих. Речь идет в первую очередь о двигателях для авиа- и судостроения, без которых могут сорваться крупные военные заказы. По словам источников "Ъ", производители боятся, что Украина может ограничить поставки этой продукции. Но в Киеве это отрицают — в долгосрочной перспективе от такого шага сильнее пострадают украинские предприятия. Россия себя чувствует увереннее и уже ограничила поставки Украине локомотивов и грузовиков, но сама при этом готовится к экономическим санкциям со стороны Запада.

Вчера курирующий ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин провел совещание с главами крупнейших российских промышленных корпораций для "преодоления возможных санкций Запада" против России из-за событий в Украине и намерен проработать "ответные меры". Об этом господин Рогозин написал в своем Twitter. По итогам совещания Дмитрий Рогозин сообщил, что возможные санкции "заставят" отечественную промышленность "работать лучше", а "бумеранг санкций" ударит по "западным партнерам". Через несколько часов вице-премьер добавил, что провел встречу с руководителями российских авиакомпаний и авиапрома, по итогам которой было решено "строить и покупать свои гражданские самолеты".
 
Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, говорят, что на совещании присутствовали главы или представители крупных корпораций, которые производят, в том числе, оборонную продукцию — "Ростеха", Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), НПК "Уралвагонзавод" и других. По словам собеседников "Ъ", одной из причин для совещания стали возможные последствия введения Украиной "полного запрета или частичного ограничения на поставки в Россию узлов и комплектующих для оборонной продукции, финальная сборка которой ведется здесь". Источники "Ъ" среди машиностроителей говорят, что "такие опасения в отрасли есть уже несколько недель".
 
Оборонное положение
 
"Украина еще не выпустила каких-либо законодательных актов на эту тему, но ходят упорные слухи, что в случае обострения ситуации такое решение может быть принято",— говорит один из собеседников "Ъ". Они уверяют, что это "серьезная проблема", поскольку от украинских поставщиков "достаточно сильно зависят" российские авиа- и судостроители. Опасения вызваны и тем, что "понимание рисков и решение сокращать зависимость "оборонки" от Украины было еще после войны в Грузии в 2008 году, но почти ничего не поменялось". Сейчас, говорят источники "Ъ", Россия предпринимает попытки переговоров с украинским госконцерном "Укроборонпром", чтобы не допустить срыва контрактов, но "пока ясности нет". "Остро встал вопрос о том, насколько мы готовы к импортозамещению",— резюмирует один из собеседников "Ъ". В аппарате Дмитрия Рогозина комментировать совещание отказались.
 
Сама новая украинская власть уверяет, что вводить ограничения на поставки в Россию не планируется. Отвечая на вопрос "Ъ" о возможном принятии подобного закона, министр кабинета министров Украины Остап Семерак заверил, что никаких документов по этому поводу в правительстве страны нет. Депутат Верховной рады Украины от партии "Батькивщина" Сергей Соболев добавил, что и там нет такого законопроекта. "Этим наша дружба отличается от российской, мы не ведем торговых войн, аналогичным "газовым" или "шоколадным"",— добавил депутат.
 
Наиболее плотно Россия работает с украинскими поставщиками двигателей. С "Мотор Сич" сотрудничает Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК; дочернее предприятие ОПК "Оборонпром", входящее в "Ростех"). У ОДК есть контракты по вертолетным двигателям ТВ3-117 и ВК-2500 (устанавливаются на 95% вертолетов ОКБ Миля и Камова). Также "Мотор-Сич" поставляет в РФ комплектующие для двигателей АИ-222 и Д-436 (АИ-222 предназначен для учебно-тренировочного самолета Як-130, Д-436 — для пассажирских и транспортных Ан-148 и Бе-200). НПК газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект" поставляет ОСК газотурбинные двигатели для военных кораблей. Предприятия холдинга "Авиационное оборудование" (входит в "Ростех") закупают на Украине электрорадиоизделия. Также РФ закупает ракеты "Зенит" у "Южмаша".
 
Вчера в "Ростехе" "Ъ" сообщили, что "ситуация на Украине вызывает тревогу". "Надеемся, что она вернется в правовое русло и бизнес-отношения продолжатся в соответствии с существующими договоренностями",— говорят в госкорпорации, отмечая, что "критической зависимости предприятий "Ростеха" от украинских партнеров нет", но есть значимая кооперация, "нарушение которой приведет к дополнительным трудностям".
 
Но "в долгосрочной перспективе", считают российские компании, проблема может обернуться против самой Украины. В "Ростехе" говорят, что "если ситуация сохранится, корпорации придется идти по пути замещения украинского импорта, создавать производство в России". В ОДК отмечают, что задача импортозамещения была поставлена еще несколько лет назад. Сейчас ОДК завершает строительство под Петербургом конструкторско-производственного комплекса "Климов", где будет сосредоточен весь цикл выпуска вертолетных двигателей мощностью до 500 штук в год. В ОСК признали, что "Заря"-"Машпроект" — важный партнер, но ему "можно найти альтернативу", добавляя: компании РФ также планируют наладить производство газотурбин, но каких именно, не уточнили. В "Авиационном оборудовании" тоже говорят, что "приостановка сотрудничества будет достаточно ощутима, но мы сможем найти альтернативы". При этом, подчеркивают в "Ростехе", "для украинских предприятий ситуация выглядит сложнее — экспорт их высокотехнологичной продукции идет в основном в РФ".
 
Но и для РФ есть возможность санкций, чреватых потерей рынка сбыта. Так, "Авиационное оборудование" поставляет комплектующие для украинских производителей авиадвигателей на 500 млн руб. в год. Концерн "Радиоэлектронные технологии" "Ростеха" поставляет на Украину модули и реле давления РДИИ, платы усиления, кабельно-проводниковую продукцию, комплексные системы электронной индикации и сигнализации.
 
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отмечает, что выпуск двигателей, альтернативных украинским, можно организовать на петербургском "Климове", двигатели "Зоря"-"Машпроект" устарели, им все равно нужно искать замену (прототип нового электродвигателя уже разработан в Крыловском ГНЦ). "Прекращение сотрудничества, безусловно, приведет к проблемам для России в перспективе десяти-пятнадцати месяцев, но их можно будет купировать, а вот украинский ВПК это убьет окончательно",— полагает господин Пухов.
 
Гражданская позиция
 
И если об ограничениях со стороны Украины пока ничего не известно, российские машиностроители уже сокращают поставки в страну. Например, КамАЗ не отгружает технику на Украину с начала 2014 года, хотя винит в этом экономическую ситуацию в стране, которая является для завода вторым после Казахстана экспортным рынком (500-700 грузовиков в год, или 1-1,5% от общих продаж). В то же время на складах завода на Украине к концу 2013 года скопилось около 200 единиц техники, которая просто не продается. Если продажи не возобновятся, КамАЗ может отозвать товар.
 
Могут сорваться поставки локомотивов "Трансмашхолдинга" (ТМХ) и "Уральских локомотивов" "Укрзализныце". В 2013 году стороны заключили контракт на $2,7 млрд, в рамках которого 300 грузовых электровозов должен был поставить Украине к 2017 году "Лугансктепловоз" (украинская дочерняя структура "Трансмашхолдинга") и еще 50 — "Уральские локомотивы". Но, говорит источник "Ъ" на рынке, действие контракта приостановлено. По его словам, из-за неплатежей "Укрзализныцы" оба производителя отложили поставки локомотивов. По данным другого собеседника "Ъ", "Уральские локомотивы" все же успели отгрузить несколько локомотивов, но все они в марте были возвращены на завод в Екатеринбурге. В "Укрзализныце" на запрос "Ъ" не ответили. В группе "Синара" от комментариев отказались, а в ТМХ заявили, что говорить о возможном разрыве контракта преждевременно. Но куда большие проблемы могут возникнуть у "Лугансктепловоза" в случае запрета на экспорт продукции в Россию. По данным компании, из 160 локомотивов, которые планирует выпустить в этом году завод, 150 планируется поставить ОАО РЖД.
 
Сильно пострадать могут и украинские вагоностроители, российский рынок для которых является ключевым. Сейчас около 75% выпускаемой ими продукции экспортируется в Россию. Но спрос на украинские вагоны и так с каждым годом снижается: в 2011 году на них приходилось 40% российского рынка, а в 2013 году — только 20%. Потери позиций связаны как с общим падением спроса на подвижной состав, так и с применением санкций в отношении украинской продукции (в связи с вопросами к ее безопасности), говорит глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Полный запрет, по его мнению, приведет к закрытию украинских заводов. Российские вагоностроители заверили "Ъ", что без труда восполнят объемы Украины. Но собственники вагонов опасаются, что уход украинских производителей приведет к росту цен на подвижной состав (украинские вагоны стоят на 10-20% дешевле).


комментарии (3):

HZ66      14/03/2014 [21:48:28]#1
"Сейчас ОДК завершает строительство под Петербургом конструкторско-производственного комплекса "Климов", где будет сосредоточен весь цикл выпуска вертолетных двигателей мощностью до 500 штук в год".
А кто работать будет на комплексе? Эмигранты с Украины?

AALEX      17/03/2014 [11:34:54]#2
Кто будет работать?
Да, и трудовые эммигранты в том числе. Например - я. Дети выросли и уехали. Я - молодой свободный дедушка. Могу работать в Шанноне, Лутоне или России - единственное, надо согласовать пенсионные отчисления и социальную страховку.
Лично я здесь проблемы не вижу. Все крупные провайдеры MRO работают по контрактному принципу. Постоянка имеет массу преимуществ.

А сама статья собственно о том, что рассчёты оптимистов что Рооссия будет поддерживать Украинскую авиационную промышленность не состоятельна. Россия задушит Украинскую авиационную промышленность как ненужного конкурента. Это
логично и с этим надо смириться. Причём этот процесс абсолютно не зависит от уровня политических взаимоотношений. Это только бизнес и ничего личного.

HZ66      18/03/2014 [15:55:37]#3
AALEX. Так Вас еще и обучить нужно! Это ж не жигули на конвейере собирать. Организация всего цикла производства авиадвигателей вероятно одна из самых сложных задач для любой страны.

Почитайте: http://www.militaryparitet.com ... Украина здесь ни при чем.














Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer