В случае успешного дальнейшего прохождения этого законопроекта руководители российских авиакомпаний смогут принимать на работу иностранных пилотов и включать их в состав российских экипажей.
Замминистра транспорта Сергей Аристов, представляя депутатам законопроект, сообщил, что основная причина необходимости принятия законопроекта — «дефицит надлежаще подготовленных командиров воздушных судов». По его словам, на самолеты максимальной взлетной массы более 90 т на подготовку командира воздушного судна требуется от шести лет.
— Моя точка зрения по поводу этого законопроекта резко отрицательная, — сказал «Известиям» лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. — Как мне сказал один летчик гражданской авиации, время подлета от Шереметьево до центра Москвы — 4 минуты, и это грозит повторением событий 11 сентября в США (теракт 2001 года, когда пассажирские самолеты, захваченные террористами, протаранили здания Всемирного торгового центра и Пентагона. — «Известия»).
Вопрос о возможности повторения американских терактов в рамках пленарного обсуждения законопроекта был поднят депутатом от фракции ЛДПР Александром Старовойтовым, который привел свой пример регулирования этого вопроса в практике зарубежных стран.
— После трагедии в сентябре 2001 года в США многие европейские государства, США и Канада начиная с 2010 года изменили свое законодательство: требуют от претендента на получение допуска в аэропортовую зону проживания в стране не менее пяти лет, — сказал депутат Старовойтов.
Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов в беседе с «Известиями» указал, что основная нехватка командиров воздушных судов приходится на Airbus А-319 и Boeing 737. При этом решением Думы в профсоюзе пилотов России также недовольны.
— Данный законопроект окончательно разрушит имеющуюся систему подготовки летных кадров в России, — говорит вице-президент профсоюза Олег Буленков в беседе с «Известиями». — При этом данный проект закона направлен в большей степени на ухудшение безопасности полетов, авиационной безопасности, подрывает государственные устои, уменьшает возможность использования собственных трудовых ресурсов в стране. Он направлен лишь на поддержание авиакомпаний, не способных заниматься эффективной подготовкой летных кадров. Он носит антигосударственный характер, при этом авторы проекта закона и депутаты, за него проголосовавшие, не понесут никакой ответственности.
— Уважаемые депутаты, глубочайшее заблуждение, которое иногда я слышу и в прессе, и в выступлениях, — то, что отсутствие на борту иностранного гражданина является гарантией безопасности нашего государства от возможных террористических или иных проявлений, — парировал все претензии Аристов. — Это глубочайшее заблуждение, потому что запрет на профессию или на работу иностранного гражданина никакого отношения к безопасности не имеет.