Как отметил на брифинге для прессы заместитель руководителя ФСВТС России Вячеслав Дзиркалн, работы над проектом продолжаются по ранее утвержденному графику и кампания в прессе этому не мешает. Вместе с тем сам факт подобной информационной атаки говорит о том, что в Индии есть достаточное число противников сотрудничества с РФ в данной сфере.
Корни проблемы видны невооруженным глазом: структура ВВС Индии, делающих ставку на использование главным образом самолетов производства РФ и Франции, предполагает наличие в руководстве ВВС как минимум двух лоббистских групп – пророссийской и профранцузской.
При этом вторая группа, недавно добившаяся успеха (победителем тендера MMRCA стал французский истребитель Rafale), испытывает дефицит ресурсов: высокая цена Rafale, выбивающаяся за утвержденные контрактные рамки и не самые большие экономические возможности Индии, вынуждает искать дополнительные средства, и совместная с Россией программа создания истребителя пятого поколения в этих условиях становится мишенью для лоббистских атак.
Вместе с тем здравых аргументов против FGFA не так много. В основном критике подвергается цена самолета, которая, очевидно, превысит сто миллионов долларов за единицу. Однако грядущая покупка "Рафалей" по цене, приближающейся к 20 миллиардам евро за 126 машин, очевидно, обойдется еще дороже. При этом нельзя забывать о разнице поколений – прототип FGFA, истребитель Т-50, совершил первый полет в январе 2010 года, на 23 с половиной года позже первого "Рафаля".
Но если "Рафалю" можно найти замену среди других машин с близкими ТТХ, то проект FGFA с этой точки зрения уникален: тяжелый истребитель пятого поколения Индии больше не даст никто.
Тем не менее "схватка за деньги" продолжается и, учитывая текущую обстановку, вряд ли скоро прекратится. По мнению ряда специалистов, вполне возможен отказ Индии от Rafale с аннулированием результатов тендера MMRCA и перераспределением средств в пользу других программ, включая FGFA.
Не только истребители
Истребитель пятого поколения – не единственная совместная разработка российских и индийских авиастроителей. Большие надежды с обеих сторон возлагаются на проект MTС/МТА (многоцелевой транспортный самолет/medium transport aircraft, ведущий свое происхождение от самолета Ил-214).
Межправительственное соглашение о совместной разработке и строительстве самолёта МТА было подписано правительствами России и Индии ещё в 2007 году. В последующие годы будущие партнеры договорились, что российской и индийской стороне будет принадлежать по 50% акций предприятия, штаб-квартира будет открыта в Нью-Дели. Производство самолёта будет размещено как в России, так и в Индии. Производственные планы предусматривают выпуск 205 машин, из которых 30% может пойти на экспорт в третьи страны.
Если все пойдет по плану, то первый полет МТА состоится в 2016-2018 году. По словам генерального конструктора ОАО "Ильюшин" В. В. Ливанова, Министерство обороны России предполагает заказать 100 самолётов этого типа, Индия - 45. Это позволит выйти на безубыточный уровень производства. Общий потенциал мирового рынка самолётов МТА оценивается в 390 штук с учетом гражданской транспортной авиации.
В феврале 2014 года должен быть пройден очередной важный этап – представление документов по проекту самолета. Дату первого полета, впрочем, пока точно не называют, но, оценочно, это случится, скорее всего, в 2017 году. Новый самолет должен будет закрыть нишу 12-20 тонн, освобождающуюся в ВВС России после снятия с вооружения самолетов Ан-12.
Реализация проекта МТС/МТА сталкивается с немалым количеством проблем, включая в том числе почти 7-летний простой в разработке с 2001 по 2008 годы, однако успех машины критически важен как для ВВС России, так и для ВВС Индии. Обе страны располагают большим количеством отдаленных объектов, требующих снабжения по воздуху, при этом использование машин типа Ил-76 отнюдь не всегда возможно и целесообразно.
Реализация проектов FGFA и МТА позволит ВВС Индии получить современный авиапром. России эти проекты позволяют за счет денежных средств партнеров продвинуться дальше в разработках, повысив уровень технологий и компетенцию разработчиков. В условиях когда проекты новой техники становятся все дороже и сложнее, этой возможностью нельзя пренебрегать.