Столкнувшись с китайской военной доктриной, которая становится все более и более агрессивной, и с угрозой северокорейских баллистических ракет, Япония планирует увеличить свои оборонные расходы и выделить средства на развитие ВВС и военно-морских сил (ВМС). Согласно плану закупок, предполагается приобрести 28 истребителей F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) производства американской компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), 17 конвертопланов MV-22 «Оспри» (Osprey) производства компаний «Белл» (Bell) и «Боинг» (Boeing), 3 беспилотных летательных аппарата (БЛА) класса HALE (High-Altitude Long Endurance) «Глобал Хоук» на протяжении следующих пяти лет. ВВС армии самообороны Японии также модернизируют истребители F-15 и F-2.
Согласно стратегии национальной безопасности Японии, которая была опубликована в декабре 2013 г., в составе японских сил самообороны будет сформирована бригада морской пехоты, в состав которой планируется включить конвертопланы «Оспри».
Решение приобрести истребители F-35A было принято 2 года назад. Предполагается закупка 42 машин для двух эскадрилий. Ожидается, что они заменят оставшиеся в строю истребители F-4E.
Япония планирует осуществлять окончательную сборку и проверку истребителей F-35. Вместе с тем, первые четыре истребителя для ВВС этой страны будут собраны на заводе «Локхид Мартин» в Форт Уорт (шт.Техас) в 2016 г. в рамках 8-й головной партии (LRIP 8). Покупка F-35 также привела к пересмотру ранее существовавшего запрета на экспорт вооружений.
«Мицубиси» будет производить авиационное крыло и осуществлять сборку F-35 для японских сил самообороны, в то время как корпорация IHI будет собирать авиадвигатели. Специалисты считают с высокой степенью вероятности, что японская промышленность присоединится к международному списку поставщиков в рамках проекта по созданию F-35.
Как отмечают эксперты, ввод в строй БЛА «Глобал Хоук» и развитие космической техники позволит существенно улучшить японские разведывательные возможности.
Силы самообороны азиатской страны планируют выделить 0,95 млрд дол на модернизацию парка самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) E-767 «Боинг» (Boeing). Усовершенствование затронет бортовую ЭВМ, средства электронного противодействия, оборудование опознавания «свой-чужой» и криптографическую аппаратуру. В результате эти самолеты смогут более уверенно взаимодействовать с самолетами ДРЛО E-3 ВВС США, а одним из аспектов новой стратегии безопасности является более тесное взаимодействие с американскими войсками.
По мере определенных обострений отношений с Китаем и Россией, количество вылетов перехватчиков ВВС сил самообороны Японии увеличилось до 500, в то время как ранее осуществлялось 100-200 вылетов. Как следствие, предполагается общее увеличение численности боевых самолетов ВВС на 20 единиц. В результате, в составе японских ВВС будет 360 самолетов, сведенных в 13 эскадрилий. Предполагается создание второй эскадрильи самолетов-заправщиков. На вооружении первой из них состоят самолеты KC-767 производства компании «Боинг».
Япония также осуществляет модернизацию как минимум недавно поставленных истребителей F-15, которых в общей сложности насчитывается около 150 единиц. Модернизированные самолеты с обозначением F-15MJ получат обновленный канал передачи данных и БРЛС М-типа. Истребители F-2 также будут оснащены улучшенной БРЛС.
Ранее компания «Мицубиси хэви индастриз» (Mitsubishi Heavy Industries, MHI) при помощи компании «Локхид Мартин» создала улучшенную версию истребителя F-16, которая получила обозначение F-2. В результате модернизации на 25 проц увеличилась площадь крыла и установлена пассивная БРЛС Е-типа с целью удовлетворения требований ВВС сил самообороны Японии по взаимодействию с морскими истребителями в ходе полетов на более длинные дистанции. Последний из 94 самолетов был передан компанией MHI в 2011 г., однако 18 F-2 на авиабазе Мацушима были серьезно повреждены после цунами, обрушившегося на Японию в марте того же года.
Согласно представителю штаба сил самообороны Японии полковнику Кодзи Имаки, программа по созданию F-2 оказала существенное влияние на аэрокосмическую промышленность Японии, даже несмотря на то, что цена одного истребителя превышает 120 млн дол. По словам представителя, этот положительный эффект был дважды подтвержден в ходе реакции на «неожиданные события».
В 2007 г. весь парк японских F-15 был проинспектирован за 18 дней после инцидента с поломкой носовой части одного из американских самолетов. В прошлом году «Мицубиси» и аффилированные компании оценили, что 13 из 18 поврежденных F-2 могут быть восстановлены. Различные промышленные программы помогают поддерживать истребители F-4 в летном состоянии и усовершенствовать их боевые возможности, которые со временем снижаются. В рамках этих программ осуществляется антикоррозионная проверка и устранение неполадок.