— Выдача и внесение квалификационных отметок возложены на госрегулятор в лице Росавиации. С 5 февраля оказание этой услуги прекращено. Мы надеемся, что Росавиация и Минтранс найдут общий язык и будут выдавать свидетельства и вносить в них квалификационные отметки, — отметил Чалик.
Остальные руководители региональных и московских авиакомпаний пока не направляли обращения в министерство, хотя ситуация с летнымии лицензиями их тоже сильно волнует.
Пресс-службы Росавиации и Минтранса от комментариев отказались — заявление «Аэрофлота» пока в ведомства не дошло.
— В данный момент Минтранс и Росавиация пытаются договориться, какая из структур будет формировать комиссии по аттестациям, проводить тестирование и выдавать свидетельства. Пилоты не могут продолжить свою работу из-за каких-то безумных взаимоотношений между государственными органами регулирования по данному вопросу — Минтрансом и Росавиацией, — сообщил «Известиям» председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Новая редакция Правил по контролю соответствия установленным требованиям кандидатов на получение свидетельств авиационных специалистов вступила в силу в начале февраля 2014 года. Обновления в законодательство подготовил Минтранс. Авиационные правила (есть в распоряжении «Известий») распространяются на пилотов, авиадиспетчеров, штурманов, бортинженеров, бортрадистов, борттехников, бортпроводников и специалистов других профессий, связанных с эксплуатацией авиационной техники.
Олег Смирнов напоминает, что теперь у председателя Высшей квалификационной комиссии Росавиации Сергея Слепухина и его коллег из регионов нет юридических оснований для выдачи или продления пилотских свидетельств, поскольку порядок введения этих правил в практику не предусмотрели в департаменте госполитики Минтранса.
— Старая система выдачи и продления «пилотских» уже недействительна, и работники Росавиации формально не имеют права выдавать и продлевать свидетельства летных специалистов по старой системе, — напомнили в Профсоюзе летного состава России (ПЛС России).
Как ранее заявлял «Известиям» заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Андрей Шнырев, правила позволят создать дополнительные «фильтры», препятствующие допуску к работе лиц, не отвечающих установленным требованиям. Также усложнилась процедура выдачи свидетельств. Претенденту теперь недостаточно представить свои документы из летного училища, медицинской комиссии, профессионального и психологического отбора, направлений авиакомпаний. Теперь летному персоналу придется проходить тестирование. Вопросы для «госэкзамена» разработал Минтранс, совокупно для всех специальностей их получилось 20 тыс.
По словам вице-президента Профсоюза летного состава России Олега Приходько, профсоюз своевременно информировал авиационную общественность и Минтранс о том, что ситуация с выдачей и продлением свидетельств летным специалистам может стать критичной.
Ранее Приходько прогнозировал, что по причине недоработок Минтранса ежедневно не смогут приступать к работе 50 пилотов и 150 авиаспециалистов из числа бортпроводников, штурманов, бортинженеров и так далее, их документы попросту недействительны.
Специалисты отрасли утверждают, что в общей сложности к концу февраля российские авиакомпании недосчитаются около 9 тыс. авиаспециалистов, из них 1,5 тыс. пилотов. Документы летного состава проверяются перед каждым рейсом, без действующих свидетельств персонал попросту не допустят к полету.
— Авиакомпании отправляют нуждающихся в продлении свидетельств работников отгуливать отпуска. Но к концу месяца ситуация может сильно измениться, поскольку за временно выбывших коллег другим пилотам приходится увеличивать свои летные нормы, — говорит шеф-пилот авиакомпании «Космос» Асанбай Авизов.
Пострадают и те специалисты, кто в данный момент находится в процессе смены работы, — они не смогут трудоустроиться из-за просроченного свидетельства.